Файл: Проблема личности в социальной психологии (Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Личность в социальной психологии: понятие, сущность, основные подходы к пониманию личности
1.1 Понятие и сущность личности в психологии
2 Анализ основных психологических проблем социализации личности
2.1. Особенности взаимодействия личности и социума
2.2. Кризисный этап развития личности как одна из проблем в социальной психологии
Теория личностного кризиса пребывает в стадии развития. Те свойства, которые общество считает важными и нужными свойствами личности – постепенно вырабатываются в той или иной мере в людях, как ответная реакция на внешний раздражитель. Уровень развития личности также определяется степенью способности к действиям. Чем глобальнее идеи, решения и действия - тем выше уровень развития личности. Чтобы увидеть или осознать уровень развития личности достаточно послушать, о чём человек говорит или думает. Примитивные люди думают только о своём животе или мелких бытовых благах.Также степень развития личности можно косвенно оценить по способности приспосабливаться к окружающей среде или обществу. Настоящая личность способна чувствовать себя как дома в любом месте и при любых обстоятельствах, сохраняя способность к адекватному взаимодействию с окружающими миром и обстоятельствами.
Способность личности сохранять свои свойства и особенности в любых условиях – может быть поразительной. Такие люди умудряются сохранять хотя бы частично свои привычки в любой точке планеты. Они могут бриться в окопах под обстрелом, нести томик любимых стихов в переполненном рюкзаке, или иметь любые другие причуды, которые другим совершенно непонятны. Развитая личность повышает требования к себе и к другим[28].
В случае, когда окружающая среда оказывает чрезмерное давление, личность всегда остаётся целостной, даже будучи в стрессовом состоянии длительное время. Личность всегда ищет причины своих неудач в себе. Вместе с этим может адекватно принимать решения и проявлять упорство, и даже жестокость при достижении своих целей.
В то же самое время один мой хороший друг при том, что является руководителем предприятия, умудряется рисовать очень хорошие картины, и сохранил чувство прекрасного, мной, к сожалению, частично утраченное.
Личностный кризис стал теперь не столько медицинской проблемой, сколько проблемой формирования и жизнедеятельности фактически любого Лица в обстоятельствах сегодняшней культуры. Достаточно усиленно создается особое научное течение, изучающее личностные кризисы, их причины, закономерности прохождения и разрешения – кризиология личности. Мы рассмотрим, чем социология может помочь в анализе этой проблемы, и начнем с понятий, необходимых для этого.
Рассмотрим значения понятие «кризис». Буквальный перевод с греческого означает – «решение», «поворотный пункт», «исход». Понятийно выделяются следующие значения кризиса: 1) резкий, крутой перелом; 2) тяжелое переходное состояние какого-либо процесса или объекта; 3) острый недостаток, нехватка чего-либо. Это важные аспекты кризиса, дополняющие друг друга и достаточно универсальные, то есть применимые к любого рода процессам и явлениям. Однако нам важно учесть специфику понятия «личностный кризис»[29].
На эмпирическом уровне давно зафиксировано, что в жизнедеятельности личности выделяются длительные относительно стабильные периоды и более кратковременные нестабильные, сложные критические периоды. Кризис связан с интенсивной перестройкой биологического и социального функционирования человека. Он может вызываться проблемами онтогенетического развития и резкими изменениями в социальной среде, приводящими к десоциализации.
Следует отметить что противоречия, сложности, трудности, с которыми мы сталкивается постоянно, не всегда перерастают в кризис.
Кризис развивается, когда имеющиеся личностные ресурсы не позволяют реализовать значимые, фундаментальные для человека цели, интересы, потребности. Возникает проблема, от которой он не может уйти, которую не может разрешить в короткое время и привычным способом
Таким образом, во второй главе курсовой работы, мною были проанализированы основные проблемные аспекты личности в социальной психологии, в ходе чего было определено:
- Становление личности – процедура довольно продолжительная и трудная, а в обстоятельствах нынешнего общества на данный процесс дополнительно влияют и отдельные отрицательные условия, одним из которых представляет перемену ценностей в системе ценностей нынешнего общества.
- Изменения, происходящие в современном обществе, являются одним из источников проблем в развитии личности человека. Общество с самого момента рождения будущей личности навязывает ей определенную модель поведения, и далеко не всегда позитивную. Соответственно, для развития собственной личности человек должен совершать достаточно трудоемкую работу по ломке тех шаблонов, той модели поведения, которая навязывается извне, и высвобождению своего творческого потенциала.
- Личностными характеристиками всегда называют некую совокупность свойств индивидуума, полезных для социума и признанных этим самым обществом. Личностный кризис – поворотный момент в жизни человека, возникающий в результате невозможности быстро, привычными способами разрешить противоречие между уровнем зрелости личности и социальными требованиями, предъявляемыми к ней на новом этапе развития. В жизнедеятельности личности выделяются длительные относительно стабильные периоды и более кратковременные нестабильные, сложные критические периоды. Кризис связан с интенсивной перестройкой биологического и социального функционирования человека. Он может вызываться проблемами онтогенетического развития и резкими изменениями в социальной среде, приводящими к десоциализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, личность в самом широком понимании – это то, что внутренне отличает одного индивида от другого, перечень всех ее психологических свойств, это и является индивидуальностью. Социализация личности - это ход овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это постоянный процесс становления и развития индивида через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности. Это процесс социального развития личности, которое выступает определяющей базовой основой личности как психического феномена.
Так, социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.
Можно сделать вывод о том, что изменения, происходящие в современном обществе, являются одним из источников проблем в развитии личности человека. На наш взгляд, общество с самого момента рождения будущей личности навязывает ей определенную модель поведения, и далеко не всегда позитивную.
Соответственно, для развития собственной личности человек должен совершать достаточно трудоемкую работу по ломке тех шаблонов, той модели поведения, которая навязывается извне, и высвобождению своего творческого потенциала.
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. - М., Педагогика, 2016. – 457с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузов. М.: Академия 2017. – 456с.
- Выготский Л. С. Психология. М: Педагогика, 2016. – 549с.
- Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. СПб: Экономика, 2017. – 258с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М: Академия, 2017. – 278с.
- Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 2016. – 446с.
- Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Мн.: Харвест, 2017. – 657с.
- Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб.для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2016. – 249с.
- Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб: Экономика, 2017. – 540с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2016. – 326с.
- Мальцева, Ю. А. Психология управления: учеб. пособие / Ю. А. Мальцева, О. Ю. Яценко. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016.— 92 с.
- Mайерс Д. Социальная психология. СПб: Экономика, 2017, - 354с.
- Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2016. – 243с.
- Осипов Г. В., Москевич Л. Н., Кабыща А В и др. Социология. Основы общей теории. М.: Академия, 2017. - 658с.
- Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. М.: Смысл, 2016. – 211с.
- Петровский А.В. Введение в психологию. М.:Просвещение, 2016. – 536с.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М:Просвещение., 2017. – 232с.
- Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб: Питер., 2016. – 235с.
- Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. – М: Просвещение, 2017. – 278с.
- Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М: Просвещение., 2016. – 567с.
-
Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб: Питер., 2016. –С.47 ↑
-
Петровский А.В. Введение в психологию. М.:Просвещение, 2016. –С.48 ↑
-
Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб.для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2016. –С.29-30 ↑
-
Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2016. – С.98 ↑
-
Выготский Л. С. Психология. М: Педагогика, 2016. – с.132 ↑
-
Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. СПб: Экономика, 2017. –С.73 ↑
-
Петровский А.В. Введение в психологию. М.:Просвещение, 2016. –С.147 ↑
-
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М:Просвещение., 2017. –С.67 ↑
-
Осипов Г. В., Москевич Л. Н., Кабыща А В и др. Социология. Основы общей теории. М.: Академия, 2017. - С.43 ↑
-
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. М.: Смысл, 2016. –С.82 ↑
-
Mайерс Д. Социальная психология. СПб: Экономика, 2017, - С.59 ↑
-
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М:Просвещение., 2017. –С.77 ↑
-
Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2016. –С.147 ↑
-
Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2016. –С.208 ↑
-
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. - М., Педагогика, 2016. – С.236 ↑
-
Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузов. М.: Академия 2017. –С.139 ↑
-
Mайерс Д. Социальная психология. СПб: Экономика, 2017, -С.69 ↑
-
Петровский А.В. Введение в психологию. М.:Просвещение, 2016. –С.277 ↑
-
Выготский Л. С. Психология. М: Педагогика, 2016. –С.108 ↑
-
Выготский Л. С. Психология. М: Педагогика, 2016. –С.211 ↑
-
Выготский Л. С. Психология. М: Педагогика, 2016. –С.247 ↑
-
Выготский Л. С. Психология. М: Педагогика, 2016. –С.143 ↑
-
Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. – М: Просвещение, 2017. –С.177 ↑
-
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. М.: Смысл, 2016. –С.196 ↑
-
Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М: Просвещение., 2016. –С.125 ↑
-
Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М: Просвещение., 2016. –С.208 ↑
-
Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М: Просвещение., 2016. –С.311 ↑
-
Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. – М: Просвещение, 2017. –С.158 ↑
-
Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2016. –С.43 ↑