Файл: Проблема личности в социальной психологии (Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. С самого рождения человек попадает в социум – определенный круг людей, со схожими привычками, нормами жизни, понятиями, целями и т.д. С малых лет он проходит разные этапы социализации, которые зависят от его развития, мировоззрения, отношения к окружению. Иногда бывает так, что ребенок или взрослый пропускает какой-то этап, потому случаются ситуации, в которых люди могут говорить о недостатке воспитания или замкнутости характера.

Поведение личности в организации формирует организационное поведение, которое рассматривается как комплексная, прикладная наука, изучающая поведение людей в организациях с целью практического использования полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности личности. Социализация – это процесс изучения и применения правил и норм окружающего общества. Благодаря этим знаниям и навыкам, индивиду намного легче жить и общаться с другими людьми, функционировать в социуме.

Объект исследования курсовой работы – понятие личности в социальной психологии, предмет исследования – проблема личности в социальной психологии.

Цель курсовой работы - определить основные психологические проблемные аспекты развития личности в процессе социализации.

Так, для достижения поставленной цели необходимо решить задачи следующего порядка:

-изучить основные теоретико-методологические аспекты по теме исследования - понятие и сущность личности в психологии;

-проанализировать основные особенности социально-психологического подхода к пониманию личности, исследовав сущность процесса социализации;

- выявить основные проблемные аспекты формирования личности в социуме;

- обозначить особенности взаимодействия личности и социума;

- проанализировать кризисный этап развития личности как одна из проблем в социальной психологии в целом.

Курсовая работа имеет структуру следующего порядка: введение, основная часть из двух глав – теория и аналитика, заключение, список использованных источников и литературы.

1 Личность в социальной психологии: понятие, сущность, основные подходы к пониманию личности


1.1 Понятие и сущность личности в психологии

Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса, которому принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии. Уильям Джеймс первый трансперсональный психолог и согласно его теории, личность - взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека. Личность – продукт социального в человеке. При рождении человек имеет только биологический элемент, но сразу же начинается его становление как личности, то есть он усваивает социальный опыт[1].

Личность – это представитель конкретного общества или социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий определенные индивидуально-психологические особенности.

Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий: овладеть речью; далее, с ее помощью – моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Становление человека как личности – результат его социализации, и чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет. Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности:

- индивид – человек как представитель своего вида,

- индивидуальность – совокупность уникальных отличительных черт человека. Здесь следует отметить, что человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью, так как каждый человек уникален, но не каждый становится личностью.

Таким образом, если мы говорим о человеке как о личности, то подразумеваем социальный элемент в нашей природе, в то время как при обсуждении человека как индивида большую роль играет биологический элемент.

Процесс формирования личности – целостный и взаимосвязанный процесс формирования потребностей, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека. Так, в структуру личности входит направленность, темперамент, характер, способности, особенности протекания познавательных процессов и чувств. Далее, рассмотрим их более подробно. В состав направленности личности входят: интересы, склонности, потребности, мотивы, идеалы.

Направленность определяет активность личности и уровни ее развития. Основной компонент направленности личности – мировоззрение (система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений). Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Направленность личности – что это в психологии»[2].


Темперамент - это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризирующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Характер – это комплекс индивидуальных, наиболее выраженных, устойчивых черт характера. Через них проявляется отношение человека к действительности. От характера зависит поведение.


Способности - это свойства психики и ее систем, выраженные в разной мере и от них зависит успешность освоения и выполнения деятельности. Потребности – побудительная сила деятельности личности. Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна. Мотив – опредмеченная потребность. Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация. А потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.

Не менее значимы для личности и такие духовные потребности, как:

- потребность в эстетическом наслаждении;

- потребность в труде;

- потребность в общественной деятельности;

- потребность в общении.

Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности. Личность можно рассматривать тремя категориями:

- свойства самого человека, или интраиндивидный аспект;

-особенности взаимодействия личности с другими людьми, или интериндивидный аспект;

-воздействие личности на других людей, или метаиндивидный аспект. Так, через анализ этих аспектов можно охарактеризовать внутренний мир человека[3].

Таким образом, личность – это представитель конкретного общества или социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий определенные индивидуально-психологические особенности.

Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории, и здесь можно выделить следующие проблемные позиции:

- нередко личность отождествляется с индивидом,

-иногда личностью называют часть внутреннего мира или особенности психической структуры,

- личность расценивает как некий компонент, включающий в себя и что-то данное от рождения, и какой-то недостижимый идеал, и совокупность общественных отношений,

- сколько существует наук, изучающих человека, и исследователей, задающихся этим вопросом, столько и существует определений термина «личность».

Личность характеризуется системой ее сознательных отношений и в последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности. Так, несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.


Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно, таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности

Таким образом, можно констатировать тот факт, что к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, однако, - это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.

1.2 Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности, сущность процесса социализации

Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности:

- рассматривает личность одновременно с двух точек зрения: психологической и социальной;

- объясняет механизмы социализации личности;

- раскрывает социально-психологическую структуру личности;

- позволяет диагностировать и влиять на социально-психологическую структуру личности[4].

Психоаналитические теории личности. В структуре личности З. Фрейд выделял три основные компонента:

- Ид или «Оно»;

- Эго или «Я»;

- Сверх-Эго или «Сверх-Я».

Контролю сознания подвластно только «Сверх-Я», которое представляет собой законы социума и морали. «Сверх-Я» формируется в процессе жизни человека под влиянием традиций и законов общества, в котором живет человек.

Уровень Эго или «Я» расположен в предсознании, где идет постоянный конфликт между «Сверх-Я» и «Оно», которое находиться в подсознании и представляет собой врожденный инстинкты и потребности тела.

Рис.1. Структура личности З. Фрейд[5]

По Фрейду человек (личность) и общество обречены на конфронтацию и враждебность, вследствие плохо управляемых влечениях «Оно», которые идут в разрез с принципами морали общества.

Согласно Фрейду, социальные отношения в обществе зависят от отношений ребенка с матерью (как амбивалентный источник положительных эмоций и запретов) и отцом (как с лидером).

В основе развития цивилизации, по Фрейду, лежат инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос).