Файл: Проблема личности в социальной психологии (Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В данном случае ребенок сам начинает чувствовать себя бессильным, в какой угодно ситуации, призывающей от него воздействия либо принятия решения. Порой, при переходе к подростковому возрасту, ребенок ощущает необходимость освободиться от избыточной опеки, что в результате приводит к бунту, красочным проявлениям эмансипации, и протестному поведению.

Еще одним примером может послужить развитие личности ребенка в условиях противоречивого воспитания, при котором разными членами семьи используются несовместимые типы воспитания в отношении одного и того же ребенка.

Такое воспитание приводит к формированию тревожного типа привязанности, искажению в развитии концепции, росту личностной тревожности, неуверенности в себе и низкому самопринятию.

И последним, рассмотренным нами фактором, оказывающим непосредственное влияние на формирование личности, является снижение познавательной активности, снижение уровня развитости творческого мышления и других познавательных психических процессов у детей и подростков.

Нынешняя система образования направлена лишь на развитие механической стороны психических процессов, и мало способствует развитию творческого потенциала детей. Так, например, введение единого государственного экзамена, на наш взгляд, ведет к простому натаскиванию школьников, при котором преподаватели, как правило, успевают осветить и отработать с учениками лишь небольшую часть того материала, который подлежит усвоению – так называемого костяка, что явно не способствует развитию имеющихся возможностей и способностей учеников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменения, происходящие в современном обществе, являются одним из источников проблем в развитии личности человека. Общество с самого момента рождения будущей личности навязывает ей определенную модель поведения, и далеко не всегда позитивную.

Соответственно, для развития собственной личности человек должен совершать достаточно трудоемкую работу по ломке тех шаблонов, той модели поведения, которая навязывается извне, и высвобождению своего творческого потенциала. Личностными характеристиками всегда называют некую совокупность свойств индивидуума, полезных для социума и признанных этим самым обществом. Попробуйте не назвать личностью одинокого Робинзона. Все привыкли соотносить понятие личности и общества, личности в обществе[14].

В каждой культуре или социальном слое, группе, изолированной от остального сообщества рядом признаков или ограничений – будут свои важные и полезные свойства. Именно мера овладения индивидуумом этими значимыми свойствами и будет (для общества) определять личностные характеристики индивидуума.


Мы рассматриваем как индивидуум любого человека, без разделения по половым, возрастным и расовым признакам. Личность в обществе - это степень развития сознания, разума, интеллекта, физических и психологических качеств, а также свойства и способность индивидуума продуктивно взаимодействовать с окружающим обществом. Естественно, что на эти факторы оказывает и уровень развития самого общества.

В отношении общества человек может быть потребителем, созидателем или разрушителем. Потребитель – для меня не имеет никакого отношения к личности. Это рядовой винтик, или барашек в стаде. Его мнение или действия слабо влияют на общество или на жизнь других индивидуумов.

В свою очередь позиция личности – напрямую оказывает влияние на жизнь окружающих его индивидуумов. Чем выше уровень развития личности, тем выше степень влияния. Те свойства, которые общество считает важными и нужными свойствами личности – постепенно вырабатываются в той или иной мере в людях, как ответная реакция на внешний раздражитель.

Уровень развития личности также определяется степенью способности к действиям. Чем глобальнее идеи, решения и действия - тем выше уровень развития личности. Чтобы увидеть или осознать уровень развития личности достаточно послушать, о чём человек говорит или думает. Примитивные люди думаю только о своём животе или мелких бытовых благах.

Также степень развития личности можно косвенно оценить по способности приспосабливаться к окружающей среде или обществу. Настоящая личность способна чувствовать себя дома в любом месте и при любых обстоятельствах, сохраняя способность к адекватному взаимодействию с окружающими миром и обстоятельствами[15].

Личностными характеристиками всегда называют некую совокупность свойств индивидуума, полезных для социума и признанных этим самым обществом. Попробуйте не назвать личностью одинокого Робинзона. Все привыкли соотносить понятие личности и общества, личности в обществе.

В каждой культуре или социальном слое, группе, изолированной от остального сообщества рядом признаков или ограничений – будут свои важные и полезные свойства. Именно мера овладения индивидуумом этими значимыми свойствами и будет (для общества) определять личностные характеристики индивидуума.

Мы рассматриваем как индивидуум любого человека, без разделения по половым, возрастным и расовым признакам.

Личность в обществе - это степень развития сознания, разума, интеллекта, физических и психологических качеств, а также свойства и способность индивидуума продуктивно взаимодействовать с окружающим обществом. Естественно, что на эти факторы оказывает и уровень развития самого общества. В отношении общества человек может быть потребителем, созидателем или разрушителем.


Потребитель – для меня не имеет никакого отношения к личности. Это рядовой винтик, или барашек в стаде. Его мнение или действия слабо влияют на общество или на жизнь других индивидуумов. В свою очередь позиция личности – напрямую оказывает влияние на жизнь окружающих его индивидуумов. Чем выше уровень развития личности, тем выше степень влияния.

Жизнь без общества для человека невозможна, по крайней мере, на этапе становления личности. Общество с его требованиями, запретами, ограничениями задаёт вектора развития личности. В первобытном обществе нужны одни свойства, а в современном обществе - другие. Различные социальные слои и группы выдвигают перед человеком совершенно разные требования.[16]

Те свойства, которые общество считает важными и нужными свойствами личности – постепенно вырабатываются в той или иной мере в людях, как ответная реакция на внешний раздражитель.

Уровень развития личности также определяется степенью способности к действиям. Чем глобальнее идеи, решения и действия - тем выше уровень развития личности. Чтобы увидеть или осознать уровень развития личности достаточно послушать, о чём человек говорит или думает. Примитивные люди думаю только о своём животе или мелких бытовых благах.

Также степень развития личности можно косвенно оценить по способности приспосабливаться к окружающей среде или обществу. Настоящая личность способна чувствовать себя дома в любом месте и при любых обстоятельствах, сохраняя способность к адекватному взаимодействию с окружающими миром и обстоятельствами.

Способность личности сохранять свои свойства и особенности в любых условиях – может быть поразительной. Такие люди умудряются сохранять хотя бы частично свои привычки в любой точке планеты. Они могут бриться в окопах под обстрелом, нести томик любимых стихов в переполненном рюкзаке, или иметь любые другие причуды, которые другим совершенно непонятны[17].

Развитая личность повышает требования к себе и к другим. В случае, когда окружающая среда оказывает чрезмерное давление, личность всегда остаётся целостной, даже будучи в стрессовом состоянии длительное время. Личность всегда ищет причины своих неудач в себе.

Вместе с этим может адекватно принимать решения и проявлять упорство, и даже жестокость при достижении своих целей.

В то же самое время один мой хороший друг при том, что является руководителем предприятия, умудряется рисовать очень хорошие картины, и сохранил чувство прекрасного, мной, к сожалению, частично утраченное.


Способность личности сохранять свои свойства и особенности в любых условиях – может быть поразительной. Такие люди умудряются сохранять хотя бы частично свои привычки в любой точке планеты.

Они могут бриться в окопах под обстрелом, нести томик любимых стихов в переполненном рюкзаке, или иметь любые другие причуды, которые другим совершенно непонятны.

Развитая личность повышает требования к себе и к другим. В случае, когда окружающая среда оказывает чрезмерное давление, личность всегда остаётся целостной, даже будучи в стрессовом состоянии длительное время.

Личность всегда ищет причины своих неудач в себе. Вместе с этим может адекватно принимать решения и проявлять упорство, и даже жестокость при достижении своих целей. В то же самое время один мой хороший друг при том, что является руководителем предприятия, умудряется рисовать очень хорошие картины, и сохранил чувство прекрасного, мной, к сожалению, частично утраченное[18].

Таким образом, жизнь без общества для человека невозможна, по крайней мере, на этапе становления личности. Общество с его требованиями, запретами, ограничениями задаёт вектора развития личности. В первобытном обществе нужны одни свойства, а в современном обществе - другие. Различные социальные слои и группы выдвигают перед человеком совершенно разные требования.

2.2. Кризисный этап развития личности как одна из проблем в социальной психологии

Личностный кризис – поворотный момент в жизни человека, возникающий в результате невозможности быстро, привычными способами разрешить противоречие между уровнем зрелости личности и социальными требованиями, предъявляемыми к ней на новом этапе развития[19,с.144].

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития

Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии.


Одна часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания.

Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.

Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование – закон детского развития[19].

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в Личности р-ка. По продолжительности долгие. Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре Личности.

Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода.

Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими.

У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет.