Файл: Проблема личности в социальной психологии (Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К. Юнг придерживался мнения, что решающую роль асоциальной жизни личности играет коллективное бессознательное, которое существует в мыслях каждого отдельного индивида и одинаково для всех, чем обусловлено объединение людей в народы, нации, человечество.

По мнению А. Адлера, стремление к превосходству и связанное с ним развитие общества, происходит в результате чувства той или иной органической неполноценности, присущей каждому человеку, которая направляет помыслы и действия людей на достижение цели. Агрессию Адлер рассматривал как средство для преодоления препятствий.

Бихевиористский подход к пониманию личности. Бихевиористы низвели человека до уровня животного, из которого можно сделать все что угодно. Для объяснения поведения используются понятия стимула (S) и реакции (R), сознание и другие субъективные понятия отрицаются. В регуляции и управлении поведением лежат позитивные и негативные подкрепляющие стимулы[6].

Гуманистический подход А. Маслоу смысл развития человека видит в актуализации его врожденной «основной природой», в который изначально включены не только биологические, но социальные свойства и потребности, например, система ценностей личности.

Все потребности личности были выстроены Маслоу в иерархическую структуру. Самоактуализация, по Маслоу, обеспечивается в основном внутренним ростом личности, а не общество, социальные условия играют в этом процессе весьма ограниченную роль.

Рис.2. Самоактуализация по Маслоу[7]

Психология отношений А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева. Лазурский разделял психику личности на эндопсихику (совокупность психических элементов и функций, «внутренний механизм человеческой личности») и экзопсихику, которая определяется отношением личности к внешним объектам, к среде.

Фундаментом личности, являются отношения между личностью и окружающей средой и отношения между эндо– и экзопсихическими ее проявлениями. В.Н. Мясищев рассматривал человека как ансамбль общественных отношений.

Теория установки Д. Н. Узнадзе основывается на том, что поведение субъекта вытекает из наличия у него потребностей и соответствующей ситуации, которые вызывают развитие у него установки особого состояния склонности, направленности, готовности к совершению определенных действий.

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. И это уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Так, например, кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.


Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Социальное формирование личности – это есть естественный бесперебойный процесс. В данном процессе достаточно огромное место занимает процесс знакомства детей с миром[8].

Нормами и необходимостью соблюдения данных норм для регуляции отношений с окружающими, собственного поведения, отношения к людям, к природе, к труду, в то же время обогащение практического навыка самореализации своего собственного поведения в различных видах деятельности, происходит ход становления человека.

Социализация и этапы социализации человека являются одной из важнейших категорий обществознания. Ведь именно эти процессы формируют моральный человеческий облик в процессе его становления. Однако прежде чем начать рассматривать непосредственно этапы социализации, раскроем сущность понятия в целом.

Социализация представляет собой совокупность процессов, которые сопровождают приобщение индивидуума к общественным нормам, его вовлечение в коллективные связи, знакомство с общепринятыми моделями поведения, ценностными ориентирами, социальными ролями.

Этот процесс является неотъемлемым элементом взросления каждого ребенка, необходимым для его дальнейшей жизни в обществе в качестве полноценного его члена. Социализация происходит посредством семейного воспитания, обучения в дошкольных учреждениях и школе, установления связей со сверстникам вне этих коллективов и так далее. В период своего становления человек, особенно в ранние годы жизни, переживает активнейший период знакомства с окружающим миром и обществом.

Рассмотрим этапы социализации внешних агентов и характера впитываемой информации. Агентами в этом процессе называют родителей, родственников, воспитателей, учителей, друзей, разнообразных наставников и всех тех, кто, собственно, и передает личности модели поведения.

Таким образом, этапы социализации разделяют чаще всего на первичный и вторичный, однако существует еще ряд классификаций, о которых будет сказано ниже[9].


Первичный этап - В этот период ребенок впервые знакомится с окружающим миром. Сейчас определяющую роль играют родители, которые формируют первичные представления о должном устройстве общества и социальных ролях.

Многим исследователям этот этап видится важнейшим, поскольку именно здесь закладываются установки, которые будут корректировать и наносить отпечаток на весь дальнейший опыт человека.

Вторая стадия этого же этапа происходит в период начального обучения, когда ребенок знакомится со своими первыми группами вне дома. Малый коллектив семейного круга заменяется средними и крупными коллективами дошкольного учреждения, а позже и школы.

Воспринимаются новые социальные роли, механизмы и варианты взаимодействия в группах. Этот этап также является крайне важным: продолжают формироваться личные качества, прививается ценностная ориентация, рождаются черты, определяющие впоследствии место человека в более взрослых группах.

Вторичный этап - в эту сферу социальных отношений человек попадает во второй половине своей жизни. Уже во взрослом периоде он сталкивается с новыми для себя формальными общественными институтами: государством, армией, СМИ, церковью, судом, трудовым коллективом и так далее.

Эти институты достаточно сильно подвергают изменению человека уже в его сознательном возрасте.

Первичный и вторичный этапы социализации охватывают достаточно большие промежутки времени, однако существуют и другие классификации. Например, чисто хронологический подход, который делит этот процесс на детство, юность, зрелость и старость. Отдельной категорией иногда отмечают так называемую ресоциализацию – когда неподходящие ранее усвоенные установки меняются на новые[10].

Рассмотрим основные виды социализации.

Первичная социализация - этап охватывает процесс формирования и становления личности, то есть процесс ухода, воспитания и обучения детей прежде всего в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве. Во время время первичной социализации преобладает пассивное усвоение информации, навыков, представлений.

Вторичная социализация - этап охватывает всю остальную — «взрослую» - жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов.


Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация - это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

Организационная социализация - это процесс, в ходе которого индивид постигает ценности, способности, нормы поведения и социальный кругозор, важные для приобретения веса в организации и полноправного участия в ней в качестве работника.

Групповая социализация - это социализация внутри конкретной социальной группы. Групповая социализация — это процесс внушения идей и насаждения принципов индиви­дууму по мере того как он усваивает основные ценности и символы группы, в которой он задействован[11]

Таким образом, в ходе написания первой главы курсовой работы мною были изучены основные теоретико-методологические аспекты по теме исследования, в ходе чего было определено:

- Личность – это представитель конкретного общества или социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий определенные индивидуально-психологические особенности.

- Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий: овладеть речью; далее, с ее помощью – моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками. Становление человека как личности – результат его социализации, и чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет. Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности: рассматривает личность одновременно с двух точек зрения: психологической и социальной; объясняет механизмы социализации личности; раскрывает социально-психологическую структуру личности; позволяет диагностировать и влиять на социально-психологическую структуру личности в целом.

2 Анализ основных психологических проблем социализации личности


2.1. Особенности взаимодействия личности и социума

В абсолютно всем разнообразии сегодняшней литературы допускается повстречать разные понятия о том, что же такое личность. Тем не менее, большая часть авторов сходятся во мнениях касательно того, что личность создается только в условиях общества. Личность рассматривается как социальное свойство индивида, приобретаемое им в предметной деятельности и общении и определяющее предел общественного навыка и отношений в индивиде. Поэтому, всевозможные перемены в обществе и общественных отношениях напрямую отразятся на ходе развития личности человека. Становление личности – процедура довольно продолжительная и трудная, а в обстоятельствах нынешнего общества на данный процесс дополнительно влияют и отдельные отрицательные условия, одним из которых представляет перемену ценностей в системе ценностей нынешнего общества[12].

Таким образом, к примеру, сегодняшняя женщина все в большей степени нацелена а на усовершенствование собственного материального благосостояния, на укрепление своего положения в обществе, при этом ценности материнства, горячего взаимоотношения к находящимся вокруг, общения, саморазвития, уже представляют первостепенной значимости.

В тоже время, наряду с существующим желанием улучшить собственное материальное положение, обычно, отсутствует стремление для этого что-либо делать.

Собственно подобные ценностные ориентации усваиваются в истинный период растущим поколением. Последующим условием, оказывающим отрицательное влияние на процесс формирования личности, является неправильное воспитание в семье.

С целью гармоничного формирования личности ребенка нужны некоторые условия – хороший эмоциональный контакт с семьей, его адекватное дозирование, помощь членам семьи, защищенность и устойчивость семейных взаимоотношений. В условиях ошибочного воспитания ребенком кроме того никак не станет приобретаться нужное для формирования личности ценности, будет наблюдаться изменение в эмоциональном реагировании ребенка и его суждениях о самом ходе общения[13].

Таким образом к примеру, в ситуации гиперопеки, характеризующейся излишней родительской заботой, создается эмоционально незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, неприспособленная к существованию. Гиперопека кроме того имеет возможность содействовать формированию ипохондрических тенденций в ребенке.