Файл: Исследование стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации (Актуальные проблемы теории и практики современной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Компромисс – предполагает расположенность участников к регулированию разногласий на основе взаимных уступок, достижению частичного удовлетворения своих интересов.

5. Сотрудничество – данный стиль предполагает совместные активные действия обеих сторон, направленные на взаимное удовлетворение интересов.

6. Ассертивность – такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей [7].

Основные действия конфликтующих сторон можно разделить на:

1. Наступательные – нападение на противника.

2. Оборонительные – самозащита.

3. Отступление – отступление от своих интересов, отказ от борьбы.

Для классификации конфликтов используются различные основания: характеристика возникновения, сфера проявления, длительность, степень напряженности, степень проявления, по субъектам конфликтного взаимодействия и другие [7].

Одним из наиболее широких и очевидных классификаций конфликтов является разделение их по субъектам конфликтного взаимодействия, выделяют такие, как [3]:

1. Внутриличностные.

2. Межличностные.

3. Между личностью и группой.

4. Межгрупповые.

5. Межгосударственные.

Рассмотрим, каковы подходы к определению понятия «межличностный конфликт».

Межличностный конфликт – это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений людей в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами.

Межличностные конфликты можно классифицировать: по сферам существования, по своему эффекту и функциональным последствиям, по критерию реальности или истинности-ложности [5].

1. По сферам существования конфликты делятся на: деловые, семейные, имущественные, бытовые и др. Основные сферы влияния межличностных конфликтов: семья, коллектив (организация), общество (государственные учреждения, улица, общественный транспорт и т. п.).

2. По своему эффекту и функциональным последствиям конфликты бывают: конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные).

К конструктивным функциям межличностных конфликтов относят:

• Познавательная. Межличностный конфликт вскрывает наличие конкретных противоречий в межличностных взаимоотношениях, которые ранее были скрыты и ими не осознавались

• Функцию развития. При соблюдении этических норм в процессе конфликтного взаимодействия межличностный конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимоотношений, способствует развитию взаимопонимания между подростками, развивает их социальный интеллект.


• Инструментальная. Межличностный конфликт – основной инструмент разрешения межличностных противоречий.

• Перестроечная. Рационально разрешенный межличностный конфликт выводит межличностные взаимоотношения на новый уровень, снимает факторы напряженности, способствует развитию взаимопонимания.

К деструктивным функциям межличностных конфликтов относят:

• Разрушение существующей совместной деятельности.

• Ухудшение или развал отношений.

• Негативное самочувствие участников.

• Низкая эффективность дальнейшего взаимодействия и др.

3. По критерию реальности или ложности конфликты бывают:

• «Подлинный» – существует объективно и воспринимается адекватно.

• «Случайный» или «условный» – зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что не всегда осознается сторонами.

• «Смещенный» — когда имеется в виду явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основе явного.

• «Неверно приписанный» — между сторонами, ошибочно понявшими друг друга и неверно истолковывающими проблемы.

• «Латентный» (скрытый) – должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами.

• «Ложный» — когда отсутствуют объективные основания конфликта и последний существует только в силу ошибок восприятия и понимания.

В. Линкольном были выделены причинные факторы межличностных конфликтов, которые подразделяются на пять основных типов: информационные, поведенческие, отношений, ценностные и структурные.

1. Информационные факторы – связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон.

2. Поведенческие факторы – это так называемые конфликтогены, поведение, слова, действия, оскорбительного, унижающего или неприемлемого характера одного из участников конфликта в сторону другого.

3. Факторы отношений – это неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития.

4. Ценностные факторы – это несовпадение в каких-либо предпочтениях, приоритетах, ценностях.

5. Структурные факторы – это относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно поддаются изменению. Это такие факторы, как закон, время, заработная плата и т.п. [3].

Любые межличностные конфликты в школьных коллективах чаще всего имеют четыре группы причин: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные.


1. Объективные группы причин. К ним можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели их интересов, мнений, установок и т.п. Такие причины приводят к созданию предконфликтной ситуации.

2. Организационно-управленческие причины конфликтов – связаны с созданием и функционированием группы.

3. Социально-психологические причины конфликтов – относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы. Важной причиной межличностных конфликтов среди этой группы является – значительные потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации.

4. Личностные причины конфликтов – такие причины связаны прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Важной причиной межличностных конфликтов среди этой группы является – оценка поведения другого как недопустимая [14].

Наиболее частой причиной межличностных конфликтов в образовательных организациях являются: высокий уровень конфликтности личности, незнание способов разрешения конфликтной ситуации и недопонимания, возникающие внутри группы, которые могут быть вызваны отсутствием сплоченности.

Сплоченность группы – это степень единства группы, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности.

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать следующий вывод. Межличностный конфликт – это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений людей в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами. У межличностных конфликтов существуют конструктивные функции, к ним относят: познавательную, инструментальную, функцию развития, инструментальную и перестроечную.

Межличностные конфликты в общении подростков

Подростковый возраст – один из важнейших этапов в личностном становлении и развитии каждого человека. В этот период происходит формирование ценностей и идеалов, взглядов на окружающую действительность, личностный рост и становление внутри личностного «Я». Также необходимо обратить внимание на то, что именно в этом возрасте ведущей деятельностью подростка становится интимно-личностное общение. Подросток находит себе круг ровесников по общим интересам, взглядам или целям деятельности.


Рассмотрим определение понятия подросткового периода. Подросток – мальчик иди девочка в период переходного возраста от детства к юношеству (от 12 до 17 лет). Советский психолог Д.Б. Эльконин выделяет два подросткового возраста: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет) [3].

В подростковом возрасте ускоряется процесс полового созревания. Усиленный рост, непропорциональность некоторых частей тела, угловатость действий могут вызывать у подростков негативный эмоциональный фон поведения и отношения как к себе, так и к окружающему миру: ощущение неловкости, неуклюжести, чувство дискомфорта, а также и неуверенности в себе, могут понести за собой значительные затруднения в общении со сверстниками.

Для подростка становится важно выглядеть соответственно современным образцам и идеалам. Внешний вид может стать источником постоянных внутриличностных и межличностных конфликтов в семье и в компании ровесников. Для подросткового возраста характерна двойственность психических процессов: сочетание целеустремленности в деятельности и апатии и безразличия ко всему, повышенной самоуверенности и необоснованной ранимости, потребности в живом общении и необходимости в уединении, нежностью и жестокостью в отношении с окружающими, резкими сменами настроения.

Главным типом межличностного взаимодействия теперь является дружба. Ее основная ценность заключается в том, что она служит необходимым толчком для развития личностных качеств, суждений и убеждений подростков о мире, в стремлении найти человека, близкого по интересам и деятельности. Однако стоит заметить, что дружба носит избирательный характер. Также подросток нуждается не только во взаимодействии с референтной группой, но и в наличии единственного лучшего друга, с которым он сможет делиться значимыми и личными вещами. Именно так закладывается фундамент для дальнейшего здорового, грамотного и полноценного взаимодействия человека и общества.

Общаясь со сверстниками, подростки не только получают поддержку и возможность самовыражения, но и пытаются получить признание своей социальной значимости. Последнее служит одной из весомых причин появления межличностных конфликтов.

Общение подростков со сверстниками выходит за пределы школьной жизни и учебной деятельности, охватывая новые интересы, виды деятельности, отношения, выделяясь в отдельную, самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни [2].


Возникновение межличностных конфликтов у подростков связано не только с характером отношений, но и с их положением в системе межличностных отношений. Для подростков главными являются их отношения с друзьями. Заметно малозначительным является роль семьи, резко возрастает роль свободного общения. Важнейшим условием удовлетворенности процессом общения подростков является совпадение самооценки личности и оценки его окружающими. Если у ребенка возникают трудности в общении, он реагирует на них каким-то типичным для себя способом [4].

Для предупреждения и разрешения конфликтов необходимо рассмотреть природу их возникновения и формы выражения. Конфликт в психологии определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или группы людей, которые связанные с острыми негативными эмоциями, переживаниями. Функциональная роль конфликта обусловлена необходимостью и целесообразностью изменений в человеческих взаимоотношениях в процессе общения.

Конфликт может возникать как следствие организации определенного дела, или несовпадение ролевых ожиданий, неадекватной самооценки, нечетко очерченных прав и обязанностей, некритичности и нестабильности, дезинформации в межличностных отношениях [3].

При условии длительного и острого конфликта с коллективом или отдельной его частью, в атмосфере, когда ребенок чувствует себя некомфортно в значимом для нее кругу явлений, когда новые негативные эмоциональные переживания наслаиваются друг на друга, когда необходимо из нескольких вариантов решений выбрать один, оптимальный, появляется ощущение тревожной уязвимости, резко ухудшаются возможности саморегуляции, может произойти нервный срыв, возникнуть невротическое состояние, что влияет на дальнейшее развитие личности. В результате этого рождается узость интересов, пассивность, создается барьер на пути адаптации в новом кругу лиц, в незнакомом коллективе.

Формы выражения конфликта во многом зависят от типа конфликта и группы, возраста участников, их личностных качеств, индивидуального жизненного опыта конфликтующих сторон, от специфики деятельности и общения в группе, от стиля управления ею.

Подростковый возраст наполнен повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют свои эмоции, их поведение иногда импульсивно и нестабильно. В психологии этот период принято называть переходным, трудным, критическим возрастом.