Файл: Исследование стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации (Актуальные проблемы теории и практики современной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К концу второго этапа вся скромность спала. Агрессии у ребят тоже не было. Они выполняли все упражнения, ждали следующих занятий. Предлагали свои идеи. Делились новыми мыслями. Некоторые ребята говорили, что с помощью данных упражнений смогли решить свои личные конфликты. Стали проще относиться к жизненным трудностям.

На заключительном этапе подростки уверенно отвечали на вопросы, не боялись высказывать свое мнение. Вели себя спокойно, сдержанно. У ребят было веселое настроение, они много шутили, не давали никому соскучиться. На рефлексии предлагали все новые и новые конфликтные ситуации для совместного решения. В конфликты не вступали, слушали мнение других.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный комплекс занятий, направленный на предупреждения конфликтного поведения в подростковом возрасте, является эффективным.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

Таким образом, для диагностики межличностных конфликтов у подростков, были использованы следующие методики: методика «Оценка способов реагирования в конфликте» К. Н. Томаса, тест «Уровень конфликтности личности» В. И. Андреева. В ходе исследования было выявлено что у многих подростков наблюдается высокий уровень конфликтности и их главная стратегия поведения в конфликте - это соперничество. Основными формами профилактики межличностных конфликтов у подростков в образовательной организации являются: индивидуальная форма работы, групповая форма работы, коллективная форма работы, работа в парах и массовая форма работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в современной психологии конфликтное поведение выделяют как результат внутренних и внешних противоречий между социальной средой и самим человеком. Это результат противостояний между потребностью в самоутверждении, между собственной самооценкой и оценкой общества, между требованиями общества и собственными установками. Межличностный конфликт - это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений людей в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами. У межличностных конфликтов существуют конструктивные функции, к ним относят: познавательную, инструментальную, функцию развития, инструментальную и перестроечную. В большинстве случаев сложность конфликтной ситуации зависит от ожидаемого результата или цели, отношения человека непосредственно к конфликтной ситуации и стратегии поведения. Все это связано друг с другом, то есть от преследуемой цели зависит отношения человека к конфликту, от отношения и цели зависит стиль поведения, а от стиля поведения зависит будущий результат – есть возможность разрешить конфликт мирным путем, или же нет.


Для диагностики межличностных конфликтов у подростков, были использованы следующие методики: методика «Оценка способов реагирования в конфликте» К. Н. Томаса, тест «Уровень конфликтности личности» В. И. Андреева. В ходе исследования было выявлено что у многих подростков наблюдается высокий уровень конфликтности и их главная стратегия поведения в конфликте - это соперничество. Основными формами профилактики межличностных конфликтов у подростков в образовательной организации являются: индивидуальная форма работы, групповая форма работы, коллективная форма работы, работа в парах и массовая форма работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьева, Е.А. Основы конфликтологии [Текст]: учебное пособие / Е.А. Афанасьева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 159 c
  2. Беганцова, И.С. Влияние социального статуса подростков на установление межличностных отношений [Текст] / И.С. Беганцова, О.И. Гусева / Молодой ученый. №21.1, 2014. - 69-71 с.
  3. Вершинина, Т.С. Язык и конфликт [Текст]: Учебное пособие / Т.С. Вершинина, М.О. Гузикова, О.Л. Кочев. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2014. — 80 c.
  4. Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]: Учебное пособие / Б.С. Волков. — М.: Академический Проект, 2017. — 240 c.
  5. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2015. - 1136 с.
  6. Гребенкин, Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей. [Текст] / Е.В. Гребенкин. - Рн/Д: Феникс, 2013. – 171с.
  7. Гришина, Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. [Текст]. / Н.В. Гришина. — СПб.: Питер, — 544 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»), 2008.
  8. Долгова, В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений у подростков [Текст] / В.И. Долгова, Е.В. Попова, А.В. Молоканов - Концепт. №. 31, 2015. - 91-95 с.
  9. Зимина, М.А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников [Текст] / М.А. Зимина / Молодой ученый. №10, 2016. - 1354- 1357 с.
  10. Исмаилова З.И. Межличностные конфликты в общении подростков // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2018. № 2. С. 9.
  11. Козлов, А.С. Конфликтология социальных групп и организаций. [Текст] / А.С. Козлов, Е.В. Левина, П.А. Эстрова. - М.: Ленанд, 2015. - 272 c.
  12. Лаундес, Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций [Текст] / Л. Лаундес. - М.: Добрая книга, 2016. - 384 c.
  13. Макарова Е.Ю. Межличностные конфликты в общении подростков // в сборнике: экология, здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве сборник научных трудов по результатам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 39-41.
  14. Обозов, Н.Н. Эффективные способы разрешения конфликтов [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Обозов, В.В. Федоренко. - Санкт-Петербург: Северо-Западный ин-т упр. - фил. РАН иГС, 2016. – 145 с.
  15. Огородник, С.И. Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте. [Электронный ресурс] / С.И. Огородник, Л.В. Лященко / Молодой ученый. №24, 2016. — 296-299
  16. Попова, О.С. Конфликт между учениками в классе [Текст] / О.С Попова / Молодой ученый №11, 2015, — 1765-1768 с.
  17. Савченко, А.И. Конфликтология. [Текст]: Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов к зачету по дисциплине (в вопросах и ответах) / А.И. Савченко. — Электрон. текстовые данные. — Симферополь: Университет экономики и управления, 2017. — 112 c.
  18. Смирнова, Т.С. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте. [Текст] / Т.С. Смирнова, А.А. Ручкина / Молодой ученый. №4, — 2016. — 706-708 с.
  19. Степанов, Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. [Текст] / Е.И. Степанов. - М.: ЛКИ, 2015. - 176 c.
  20. Управление конфликтами [Текст] / сост. И.В. Стазаева, С.М. Гвоздева. - Саратов: Саратовский источник, 2014. - 130 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методика «Оценка способов реагирования в конфликте» К.Н. Томаса

Цель применения теста: методика определяет типические способы реагирования человека на конфликтные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношений в сложных условиях, позволяет выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе, стремится ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их.

Инструкция. По каждому пункту надо выбрать только один, предпочтительный для вас вариант ответа «а» или «б».

Тестовый материал.

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение,

б) Я стараюсь не задевать чувства другого человека.

5. а) Улаживая конфликтную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у других.

Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей лично для себя.

Б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться более важных целей.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я первым делом стараюсь определить суть спора.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоит суть спора.

Б) Я стараюсь успокоить других и главным образом сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б) Я даю окружающим возможность в чем-то остаться при своем, если они также идут навстречу.

13. а) Я предлагаю промежуточную позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.


14. а) Я сообщаю другим свою точку зрения и спрашиваю об их взглядах.

Б) Я пытаюсь доказать другим логику и преимущества моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить других и сохранить наши отношения.

Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств окружающих.

Б) Я обычно пытаюсь убедить окружающих в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает окружающих счастливыми, я дам им возможность настоять на своем. Б) Я дам партнеру возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоит суть спора.

Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к партнеру.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая устраивает и меня, и партнера.

Б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я стараюсь, чтобы все остались довольны.

Б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

Б) Я стараюсь уговорить другого на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

Б) Если я знаю, что это доставит большую радость другому человеку или в данной ситуации ему необходимо выглядеть лидером, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Обработка результатов. По каждому из пяти разделов опросника подсчитайте количество ваших ответов, совпадающих с ключом.


Ключ опросника.

Соперничество:

3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

Сотрудничество:

2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

Компромисс:

2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13 а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.

Избегание:

1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.

Приспособление:

1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

Полученные количественные оценки по каждому разделу сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемых форм поведения в конфликтной ситуации.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тест «Уровень конфликтности личности» В. И. Андреева

Цель применения теста: тест позволяет выявить уровень конфликтности личности. Инструкция: тест содержит 14 утверждений, испытуемому нужно выбрать одного из трех вариантов ответов, выражающих степень согласия испытуемого с данным утверждением.

Тестовый материал.

1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т.е. к тому, чтобы подчинить своей воли других?

A) нет

Б) когда как

B) да.

2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, возможно, и ненавидят?

A) да

Б) ответить затрудняюсь

B) нет.

3. Кто вы в большей степени?

A) пацифист

Б) принципиальный

B) предприимчивый.

4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

A) часто

Б) периодически

B) редко.

5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

A) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности

Б) изучил бы, кто есть кто, и установил контакт с лидерами

B) чаще советовался бы с людьми.

6. В случае неудач какое состояние для вас характерно?

A) пессимизм

Б) плохое настроение

B) обида на самого себя.

7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

A) да

Б) скорее всего, да

B) нет.

8.Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

A) да

Б) скорее всего, да

B) нет.

9. Их трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе:

А) раздражительность

Б) обидчивость

В) нетерпимость критики других.

10. Кто вы в большей степени?

A) независимый Б) лидер

B) генератор идей.

11. Каким человеком считают вас ваши друзья?

A) экстравагантным Б) оптимистом

B) настойчивым

12. С чем вам чаще всего приходится бороться?