Файл: Исследование стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации (Актуальные проблемы теории и практики современной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотри подробнее каждую из методик.

Методика «Оценка способов реагирования в конфликте» К. Н. Томаса (Приложение А).

Методика определяет типичные способы реагирования человека на конфликтные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношений в сложных условиях, позволяет выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе, стремится ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их.

В данной методике испытуемому дается 30 пар утверждений. Из двух предложенных вариантов необходимо выбрать только один, наиболее подходящий. Результаты данной методики представлены в таблице 1 (Приложение В).

Исходя из полученных результатов, которые представлены в таблице 1, можно сделать следующие выводы: из 25 участников теста

• у 8 учеников класса (Игнат Р., София К., Света П., Ира Ф., Дима Р., Анна П., Миша Г. и Александр Ш.), что составляет 32% от общего количества испытуемых, главной стратегией поведения в конфликте является соперничество. Эти дети всегда стоят на своем, только они правы, некоторые из них иногда пытаются прислушаться к другому мнению, но это редко получается;

• у 4 испытуемых (Юля А., Иван О., Лариса Е. и Семен Л.), что составляет 16%, главная тактика поведения в конфликте - это избегание. Для этих детей не приемлим конфликт, они не любят ругаться, застенчивы, «одиночки», особо дружеских отношений в коллективе ни с кем у них нет. Они избегают не только конфликтов, но и общения;

• у 7 учеников (Руслан А., Наташа М., Егор У., Паша Х., Витя Е., Карина А., Эрнест С.), что составляет 28%, является главной тактикой в конфликте приспособление. Для этих детей характерно не отстаивать свои позицию, а смириться с тем что им говорят одноклассники, они даже не стараются попытаться попробовать доказать свою позицию;

• у 4 (Роман В., Аня Л., Петр Ж. и Александр З.), что составляет 16%, - компромисс. Эти дети умеют отстоять свою точку зрения, но при этом услышать то, что говорит ему оппонент, найти в его позиции плюсы;

• у 2 учеников класса (Олег Н. и Олег Н.), что составляет всего лишь 8%, главной стратегией является сотрудничество. Эти дети очень общительные, доброжелательные, пытаются решить разногласия не переводя в конфликт, умеют слушать и слышать оппонента и четко изложить ему свое мнение/позицию по вопросу, который вызывает разногласие.

Рисунок 1. Результаты диагностике по методике «Оценка способов реагирования в конфликте» К. Н. Томаса

По процентному соотношению предпочитаемых стратегий поведения в конфликтных ситуациях стратегии по тесту К. Н. Томаса могут быть проранжированы по убывающей следующим образом: 1) Соперничество. 2) Избегание. 3) Приспособление. 4) Компромисс 5) Сотрудничество.


Тест «Уровень конфликтности личности» В. И. Андреева (Приложение Б)

Этот тест позволяет выявить уровень конфликтности личности. Он, содержит 14 утверждений, испытуемому нужно выбрать одного из трех вариантов ответов, выражающих степень согласия испытуемого с данным утверждением. Каждый выбранный вариант ответа оценивается от 1 до 3 баллов. В соответствии с набранными баллами, определяется уровень конфликтности личности: от очень низкой до очень высокой конфликтной личности. Результаты данной методики представлены в таблице 1 и Приложение Г.

Таблица 1

Тест «Уровень конфликтности личности» В. И. Андреева

Утверждения

Варианты ответов

Ответ «А»

Ответ «Б»

Ответ В»

1

Характерно ли для вас стремление к домини­рованию, т.е. к тому, чтобы подчинить своей воли других?

5

11

9

2

Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, возможно, и ненавидят?

8

8

9

3

Кто вы в большей степени?

9

7

9

4

Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

4

12

9

5

Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

5

10

10

6

В случае неудач, какое состояние для вас характерно?

2

11

12

7

Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

5

10

10

8

Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

4

12

9

9

Их трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе:

4

9

12

10

Кто вы в большей степени?

6

9

10

11

Каким человеком считают вас ваши друзья?

10

5

10

12

С чем вам чаще всего приходится бороться?

15

2

8

13

Что для вас наиболее характерно?

9

7

9

14

Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

5

8

12


Исходя из полученных результатов, которые представлены в таблице, можно сделать следующие выводы: из 25 участников методики

• 2 человека (Олег Н. и Олег Н.), что составляет 8%, набрали от 14 до 17 баллов, что характерно для очень низкой конфликтности личности;

• у 3 испытуемых (Роман В., Аня Л., Петр Ж.), что составляет 12%, результаты от 21 до 23 баллов, что характерно для конфликтной личности ниже среднего;

• 7 человек (Руслан А., Наташа М., Егор У., Паша Х., Витя Е., Карина А., Эрнест С.), что составляет 28%, набрали от 24 до 26 баллов, что соответствует уровню конфликтной личности ближе к среднему;

• у 6 учеников (Зина П., Иван О., Света П., Лариса Е., Семен Л., Александр З.) наблюдается средний уровень конфликтности личности, и они набрали от 27 до 29 баллов;

• следующий уровень конфликтности личности ближе к высокому и он наблюдается у 2 учеников (Анна П. и Миша Г.) класса, что составляет 8%, которые набрали от 33 до 35 баллов;

• высокий уровень наблюдается у 3 учеников (Игнат Р., Дима Р., Александр Ш.), и они набрали от 36 до 38 баллов;

• у 2 подростков (София К. и Ира Ф.), что составляет 8%, наблюдается очень конфликтная личность, они набрали от 39 до 42 баллов.

2.2 Реализация комплекса занятий, направленных на позитивные стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях

Для проведения профилактической работы с подростками были выбраны методы тренинга, мини-лекций, игротерапии и рефлексии.

Задачи комплекса занятий:

1. Обучить методам нахождения решения в конфликтных ситуациях.

2. Способствовать развитию навыков снижения эмоционального напряжения.

3. Научить взаимодействию в группе, выполнению общих задач и достижению поставленных целей.

4. Развить способность адекватно реагировать на различные конфликтные ситуации.

Все занятия были разделены на следующие этапы:

1. Подготовительный этап: настройка подростков на занятия.

2. Основной этап: развитие волевых качеств подростков, снижение накала в конфликтной ситуации, занятий, направленные на умение выходить подростков из конфликтной ситуации.

3. Заключительный этап: подведение итогов.


Таблица 2

Тематический план комплекса занятий, направленный на предупреждение конфликтного поведения в подростковом возрасте

п/п

Название занятия, упражнений

Оборудование

Предполагаемый результат

1. Подготовительный этап

Занятие 1.

Игра «Снежный ком».

Цель: знакомство подростков с организатором.

Упражнение «Круг знакомств». Цель: создание благоприятной психологической атмосферы. Упражнение «Пожелания».

Цель: настрой на дальнейшую работу.

Игра «Мои соседи».

Цель: помочь участникам ближе узнать друг друга. Рефлексия.

Создадутся доверительные отношения между организатором и участниками тренинга

Занятие 2.

Игра «От 1 до 20».

Цель: создание доверительных отношений между участниками.

Игра «Тонущий корабль».

Цель: разряжение обстановки между участниками тренинга; развития желания работы совместно.

Упражнение «Мнение обо мне».

Цель: помочь сориентироваться в группе.

Мини-лекция, упражнение «Метафоры чувств».

Цель: знакомство с видами общения. Рефлексия.

Листы бумаги, карандаши.

Сплочение участников, создание доверительной атмосферы.

Занятие 3.

Игра «Разминка».

Цель: дать сосредоточиться на работе, настроить на дальнейшую работу.

Упражнение «Варианты общения».

Цель: продемонстрировать варианты общения.

Игра «Акулы».

Цель: проверить сплоченность группы.

Мини-лекция «С+Р-П».

Цель: рассказать о том, как справиться с последствиями своих действий. Рефлексия.

Два листа бумаги.

Настрой подростков на дальнейшее сотрудничество.

2. Основной этап

Занятие 4.

Игра «Дракон».

Цель: настроить участников на предстоящую работу, снять эмоциональное напряжение.

Мини-лекция «Выход из контакта».

Цель: рассказать подросткам о дистанции в общении, способе уйти от нежелательного разговора.

Упражнение «Похвали себя».

Цель: выработка умения делать комплименты, умения слушать.

Листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Снятие эмоционального напряжения, участники научаться слушать друг друга.

Занятие 5.

Игра «Белые медведи».

Цель: снять эмоциональную нагрузку.

Мини-лекция «Я-высказывание».

Цель: снижение накала в конфликтной ситуации.

Игра «Чиновник».

Цель: ознакомить подростков со способами предотвращения конфликта и выхода из него, научить их методам стрессоустойчивости. Рефлексия.

Повысится стрессоустойчивость подростков, они научаться спокойно вести себя в конфликтной ситуации.

Занятие 6.

Упражнение «Разрывание бумаги».

Цель: снижение напряжения, дать подростку возможность выразить эмоции.

Упражнение «Да» значит «Нет».

Цель: научить говорить «нет» или выражать свою точку зрения, свое мнение в приемлемой форме, без обид и злобы.

Упражнение «Нахал».

Цель: совершенствовать умение выстраивать свое речевое поведение в экстремальной ситуации.

Упражнение «Смена акцентов».

Цель: выработать умение пережить мелкие неудачи. Рефлексия.

Листы бумаги.

Подростки смогут найти выход из конфликтной ситуации.

Занятие 7.

Упражнение «Дружеская ладошка».

Цель: создание положительной атмосферы в группе.

Игра «Конфликт в транспорте».

Цель: приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов.

Упражнение «Неожиданный звонок».

Цель: способствовать выявлению эмоциональных черт личности через поведенческие реакции и спонтанно возникающие мысли. Рефлексия.

Стулья, листы бумаги, карандаши или фломастеры.

Подростки смогут решить конфликт самостоятельно.

Занятие 8.

Упражнение «Убежище».

Цель: вызвать у участников состояние внутреннего покоя и комфорта.

Игра «Техника вежливого отказа».

Цель: помочь найти выход из неудобной для подростка ситуации.

Упражнение «Случай в лифте».

Цель: исследовать поведенческое состояние чувств. Рефлексия.

Карточки с написанными на них эмоциональны ми состояниями (для игры «случай в лифте»)

Поднятие самооценки, подростки смогут уйти от ненужного разговора.

Занятие 9.

Упражнение «Полотно желаний».

Цель: повысить самоуверенность участников.

Игра «Газета».

Цель: научить группу вместе решать сложные задачи.

Мини-лекция «Польза от ошибок».

Цель: ознакомить со способами выхода из конфликта. Рефлексия.

Листы бумаги или газеты.

Повышение самоуверенности, возможность решать задачи совместно с группой.

Занятие 10.

Упражнение «Рисунок настроения».

Цель: узнать о настроении участников.

Упражнение «Просьба».

Цель: ознакомить со способами управления конфликтами.

Упражнение «Репетиция поведения». Цель: ознакомление подростков со способами предотвращения конфликта и выхода из него.

Упражнение «Проталкивание в автобусе».

Цель: помочь найти способ выхода из конфликтной ситуации. Рефлексия.

Бумага, цветные карандаши

Подростки смогут найти выход из конфликтной ситуации, предотвратить конфликт.

Занятие 11.

Упражнение «Чувства».

Цель: узнать об эмоциональном опыте группы.

Упражнение «Я идеал».

Цель: помочь подростку понять партнера и самого себя.

Упражнение «Ассоциации».

Цель: дать подросткам самим разобраться, что такое конфликт.

Упражнение «Конфликтик».

Цель: проработка конфликтной ситуации. Рефлексия.

Ватман, листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры.

Подростки смогут оценивать конфликтную ситуацию глубже.

3. Заключительный этап

Занятие 12.

Упражнение «Что мне мешает».

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Упражнение «Смотри на жизнь немного по-другому!».

Цель: рефлексия.

Упражнение «Обратная связь».

Цель: рефлексия участников.

Листы бумаги, карандаши.

Подростки смогут решать проблемы сообща.

Занятие 13.

Упражнение «Мои сильные стороны».

Цель: утверждение своих сильных сторон.

Упражнение «Обратная связь».

Цель: рефлексия участников.

Подростки смогут выражать свое мнение в спокойной форме.


Занятия начинается с обязательного приветствия, а за тем происходит плавное вхождение в ход занятия. Создается настрой на совместную работу. Например, проводится небольшие игры на сплочение, так же старшеклассники рассказывали, какие у них события произошли за этот день и что они ожидают от предстоящего дня.

На первом подготовительном этапе происходило знакомство и создание сплоченной, доверительной атмосферы в группе. Подростки на первых занятиях были скованны, несмотря на то, что знали друг друга. Практически не задавали вопросы. Некоторые ребята не хотели выполнять упражнения, отказывались от игр. Часто перешептывались между собой. Сразу можно было выделить тех ребят, которые являются друзьями друг другу. На рефлексии вели себя закрыто. Ребятам задавались вопросы, что им понравилось на данном занятии? Что они хотели бы изменить? На первом занятии ответов на эти вопросы было достаточно мало, ребята не решались высказывать свое мнение, стеснялись, ссылались на помощь соседа.

Были и такие ребята, которые вели себя несдержанно, мешали ходу занятий. Но и присутствовали такие ребята, которые помогали проведению занятий. Они с любопытством приступали к заданиям, выполняли все требования и просили дополнительные задания.

На последующих занятиях основного этапа подростки уже с интересом ждали, что будет происходить на следующих занятиях. Многие проявляли инициативу, отвечали на все задаваемые вопросы, с интересом участвовали в тренинговых занятиях, играх. Могли поддержать диалог по заданной теме. Предлагали что-то свое. Некоторые ребята, все же, отвечали резким отказом, не хотели участвовать в занятиях. Такое поведение вызывало конфликты среди ребят. Для ребят самую большую трудность вызвала игра «Чиновник». Когда подошло время распределения ролей, стали возникать споры в группе, сразу появилось несколько ребят, которые хотели взять на себя лидерство. Вскоре все удалось разрешить.

На шестом занятии, когда проводилось упражнение «Разрывание бумаги», подростки охотно принялись его выполнять. Бумагу разрывали на самые мелки части. На этом упражнении ребята стали громко шуметь, смеяться, кидали листы бумаги в разные стороны. После этого упражнения ребята сами устроили небольшую рефлексию.

Последующие занятие проходили спокойно, ребята уже привыкли, что с ними проводят разные упражнения. Легко вызывались участвовать в разных играх. Бывали и такие ситуации, когда главную роль хотели получить даже самые тихие ребята. Больше всего подросткам нравились такие упражнения, где нужно было рассматривать самого себя, разбираться именно со своими конфликтами. Подростки приводили в пример свои конфликтные ситуации, и все остальные ребята совместно решали эту проблему. У каждого подростка был такой личный пример. И все эти ситуации сообща удалось разобрать. На рефлексии ребята легко отвечали на вопросы, буйные подростки были спокойны.