Файл: Исследование стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации (Актуальные проблемы теории и практики современной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как описывает В.И. Слободчиков, основания для определения данного возраста трудным очевидны. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он начинает интенсивно расти, увеличивается масса тела, интенсивно растут кости скелета, развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом.

Помимо развития ведущего вида деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, которые охватывают в этом периоде все стороны развития подростков: изменения касаются моральной сферы, в плане полового созревания, так же развития высших психических функций, изменения в эмоциональной сфере [9, с. 24].

Главным и специфическим новообразованием Л.С. Выготский считал чувство взрослости у подростков. Они себя представляют уже не как ребенок. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Л.С. Выготский выделил следующие фазы кризисов:

- предкритическую;

- критическую;

- посткритическую [4, с. 439].

Кульминация кризиса приходится на критическую фазу. К.Н. Поливанова выделяет два этапа в критической фазе, второй из которых является этап конфликта.

На этом этапе представления подростка о взрослости сталкиваются с внешними ограничителями. После конфликта с помощью рефлексии подросток начинает видеть недостатки собственных способностей.

Из этого можно сделать вывод, что конфликт выступает как средство развития, и на данном этапе с помощью рефлексии подросток может разглядеть в себе новые способности.

Согласно словам К.Н. Поливановой, конфликт появляется на определенной стадии кризиса как механизм. Нельзя исключать появление конфликта и в другие периоды жизни подростка. Конфликт служит основой ситуации обучения. Его продуктивная функция представляет собой педагогическое построение взаимодействия с окружающим миром.

По мнению Л.И. Божовича, подросткам присуща высокая потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотиватором поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности в большинстве случаев приводит к правонарушениям и конфликтам.


Бывает, что подростки начинают бунтовать. Примером может послужить, когда таким способом подросток выражает свое несогласие с определенными поступками окружающих. В таком случае он бунтует, потому что не имеет других средств выразить свое несогласие, либо они исчерпаны. Если подросток удостоверится в эффективности своего метода протеста, то бунт станет его основной формой общения с окружающими.

Не исключены случаи, когда подросток становится предметом травли. Причиной тому может служить неумение подростков выстраивать отношения. Другой вариант – когда подросток сознательно противопоставляет себя одноклассникам. Чаще всего эти подростки относят себя к какой-либо социальной субкультуре.

В данный момент выделяют четыре группы конфликтных подростков на основе определенного типа поведения:

Первая группа подростков характеризуется устойчивым комплексом аморальных, аномальных и примитивных потребностей. Такие подростки равнодушны, эгоистичны. Это типичные проявления данной группы подростков. Им присуща драчливость, дерзость, грубость, злоба. В их поведении в большинстве случаев преобладает физическая агрессивность.

Во вторую группу подростков можно внести детей с деформированными ценностями и потребностями. Они обладают большим кругозором и широким интересом, что делает их более индивидуальными. Их желание занять более высокое положение осуществляется с помощью подавления более слабых. Такие подростки импульсивны, у них происходит частая смена настроения. Они обычно лживы и раздражительны. За счетнеправильного представления о достоинстве и мужестве, таким группам подросток большое удовольствие приносит чужая боль.

Третью группу подростков можно охарактеризовать, как детей с конфликтностью между положительными и неправильными взглядами, ценностями, потребностями. Их отличает скупость интересов, лживость и притворство. Такие подростки, как правило, апатичны, не стремятся к достижениям. В их поведении преобладают вербальная и косвенная агрессивность.

Четвертая группа подростков характеризуется детьми со слабыми потребностями и отсутствием определенных интересов, а так же весьма ограниченным кругом общения. Такие подростки безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих подростков типична мстительность и трусливость. В их поведении преобладают негативизм и вербальная агрессивность [13, с. 44].

В реальных межличностных конфликтах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда. В связи с этим чрезвычайно важно знать о тех взаимоотношениях, которые сложились между членами контактной группы, ведь от них, в конечном счете, зависит вся система общения отдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства, используемые в процессе взаимодействия


Межличностный конфликт предполагает такую ситуацию, при которой один или оба партнера являются субъектами сложного общения. Снижение уровня конфликтности возможно при условии формирования конфликтной компетентности подростков, которое требует овладения системой знаний о закономерности восприятия людьми друг друга в процессе общения, о межличностных конфликтах, умениях адекватно выражать собственные эмоции и чувства, формировании гибкости в межличностном взаимодействии, способности к эффективному решению межличностных конфликтов.

Таким образом, конфликтное поведение подростков можно отнести к становлению личности. Физические изменения, изменение взглядов и перестройка приоритетов приводят к конфликтным ситуациям. Конфликт между подростком и родителями в большинстве случаев может возникнуть из-за ограничения в действиях подростка.

Стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предполагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени высокой вероятности опасных последствий.

Уход или уклонение от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при миниальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличие трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому, что «мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».


Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчиненными, но не может подавить инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у молодого и более образованного персонала.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме, может сократить время поиска альтернатив.

Решение проблемы. Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации.

Еще в 1942 году американский социальный психолог М. Фолет указывала на необходимость разрешения (урегулирования), а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не претерпит серьезных потерь.

Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1

Таким образом, конфликтные ситуации – достаточно распространенное явление. Конфликты возникают по различным причинам, иногда даже самые незначительные моменты могут стать причиной конфликта. Психологи считают, что частота возникновения конфликтов в жизни того или иного человека зависит от степени конфликтности личности. Понятие «конфликт» можно рассматривать как способ разрешения каких - либо спорных острых вопросов, возникших в результате несовпадения во взглядах, мировоззрениях, интересах и т.д. Как правило, конфликт сопровождается негативными эмоциями, нежеланием идти на уступки и компромиссы, твердым отстаиванием своего мнения.

Несоответствие точек зрения, ценностей и ориентиров могут приводить к столкновению интересов отдельных индивидов, а так же больших и малых социальных групп. Меняется объект конфликта, открывается новое противоречие. В современном мире огромное разнообразие конфликтов. Для их разрешения личности важно уметь быстро и адекватно реагировать на конфликтную ситуацию, а главное – это желание обеих сторон свести конфликт как можно скорее к примирению.

Диагностика конфликтной личности показывает, что существует несколько типов таких людей. Во-первых, это шестерка основных типов:

• Демонстративный.

• Ригидный.

• Неуправляемый.

• Сверхточный.

• Бесконфликтный.

• Рационалист.

В ход работы было выявлено что учёные выделяют 5 основных стилей разрешения конфликтов:

  • соперничество (конкуренция)
  • сотрудничество
  • компромисс
  • избегание (уклонение)
  • приспособление

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИCСЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

2.1. Диагностика стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях

Практическая часть работы заключается в том, чтобы выявить и предотвратить проявление конфликтного поведения у подростков. В качестве испытуемых в первичной диагностике межличностных конфликтов выступали ученики 9 «а» класса, в количестве 25 человек. Для диагностики межличностных конфликтов у подростков, были использованы следующие методики: методика «Оценка способов реагирования в конфликте» К. Н. Томаса, тест «Уровень конфликтности личности» В. И. Андреева.