Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания(Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и их значение в доказывании по уголовным делам).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В некоторых публикациях материалы, полученные оперативным путём, подразделяются на: 1) материалы, указывающие на местонахождение фактической информации, которая, возможно, имела бы доказательственное значение, но не в состоянии её заменить; 2) предметы и дoкyмeнты[9].

Ю.В. Кореневский и М.Е. Токарева указывают, что по своему содержанию оперативная информация делится на содержащую сведения: 1) об источниках доказательств по уголовному делу и 2) об обстоятельствах, имеющих значение для правильной организации расследования и тактики производства следственных действий[10]. Н.М. Кипнис выделяет три группы подобной информации. Кроме указывающих на местонахождение фактической информации и носящих гласный характер, а также предметов и документов, полученных в процессе ОРД, он выделяет группу материалов, к которым относит сигналы, получаемые от граждан, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД на негласной основе[11].

В ст. 89 УПК предусматривается запрет использовать в процессе доказывания по уголовным делам результаты ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым законом к доказательствам.

ОРД называют непроцессуальной деятельностью, которая лежит за пределами уголовного процесса[12].

Ряд авторов полагает, что в уголовно-процессуальной деятельности усилия по борьбе с преступностью и, особенно, с её организованными формами, могут стать более эффективными за счёт расширения возможностей правоохранительных органов (МВД, ФСБ и др.) в получении средств, обеспечивающих собирание доказательств[13].

Таким образом, результаты ОРД как средства познавательной деятельности по уголовному делу – это сведения, содержащиеся в оперативно-служебных документах, полученные уполномоченным субъектом ОРД путём проведения ОРМ с соблюдением порядка, предусмотренного законом.

Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд от 27.09.2013, утвержденная Приказом МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФ «№776/703/509/507/1820, определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления. В соответствии с данной Инструкцией правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье) являются Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ФЗ от 12.08.95 г.№144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.


Результаты ОРД, представляемые уполномоченным должностным лицам (органам), должны соответствовать требованиям, установленным Инструкцией, и могут:

- служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

- быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

- использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Инструкция гласит, что результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.

Следует отметить, что в перечень государственных органов, призванных действовать по Инструкции, не включена Федеральная служба судебных приставов. Вместе с тем, согласно п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознаватели органов ФССП занимаются расследованием некоторых преступлений (ст.ст. 157, 177, 294, 297, ч. 1 ст. 311, 312, 315), по составам которых зачастую требуется принятие комплекса розыскных мер, в том числе, с использованием ОРМ. Учитывая, что в структуре ФССП нет подразделений, занимающихся розыском, для дознавателей этой службы крайне важно обращение к органам внутренних дел с поручениями об оказании содействия в розыске имущества, а также скрывающихся от расследования подозреваемых в совершении преступлений. Представляется, что отношения между государственными органами обеспечения правопорядка, связанные с использованием оперативно-розыскных возможностей, не противоречат данной Инструкции[14].

Немаловажным является то, что в Инструкции находит правовую регламентацию порядок представления результатов ОРД по материалам проверки сообщений о преступлениях. Это положение законодательно закреплено в ч. 1 ст. 144 УК РФ, в соответствии с которой при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручении о проведении ОРМ.

Положительным аспектом данной Инструкции можно считать и то, что вопрос о представлении результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, об используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должен в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и приравнен к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну.


В Инструкции более подробно (по сравнению с Инструкцией 2007 г.) регламентирован порядок обращения с документами и предметами, которые в перспективе могут быть признаны вещественными доказательствами. В частности, информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должна быть отражена в сообщении (рапорте). В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению (рапорту).

Согласно новой Инструкции органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и др.) При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

Инструкция допускает представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно указывается в сообщении (рапорте) и на бумажном носителе записи переговоров. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, если они не были в дальнейшем истребованы уполномоченным должностным лицом (органом), хранятся в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

Положительным моментом является и то, что отдельно в новой Инструкции сформулированы требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам). Эти требования «привязаны» к цели, для достижения которой результаты ОРД представляются. Так, результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 18 Инструкции).


В соответствии с п. 19 Инструкции результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по уголовному делу.

Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, соответствующие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к определенным видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе (п. 20 Инструкции).

Выработка правовых требований к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю или в суд, является положительным и перспективным фактором, способным в дальнейшем найти свое отражение в ст. 89 УПК РФ.

2. Правовые предпосылки и способы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании

Использование результатов ОРД в качестве доказательств предусмотрено федеральным законодательством. Статья 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» прямо указывает на такую возможность: «Результаты оперативно-розыскной деятельности могут... использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств».


Возможность использования результатов ОРД в качестве средств познавательной деятельности в доказывании по уголовным делам имеет важное значение в работе органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Несмотря на то, что результаты ОРД являются по сути непроцессуальной информацией, тем не менее, данная информация может быть использована в доказывании по уголовному делу. Самым общим аргументом в пользу суждения о возможности использования непроцессуальных познавательных мероприятий в целях доказывания служит получение с их помощью информации, которая обладает одним из свойств уголовно-процессуальных доказательств – свойством относимости, ибо указывает на факты, образующие предмет доказывания по уголовному делу[15]. Взятые сами по себе данные, полученные в результате ОРД, доказательствами не являются, ибо не соответствуют нормативному определению доказательства, а также предписаниям ст. 89 УПК РФ, согласно которой в процессе доказывания запрещается использование результатов ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ.

Обязательным свойством доказательства, помимо относимости, является свойство допустимости, означающее, что доказательство получено из надлежащего источника, управомоченным лицом, законным способом и облечено в надлежащую форму. Требование допустимости имеет целью обеспечить надежность, достоверность используемых доказательств, то есть допустимость доказательств – это существенная гарантия установления истины. В принципе, возможно, что недопустимое по форме доказательство объективно содержит достоверные сведения, но сомнения в их достоверности всегда сохраняются, что ведет к негодности такого доказательства для целей установления истины[16].

Любой вид непроцессуальной информации не обладает свойством допустимости, что объясняется способами ее получения, свободными от формы, накладываемой уголовно-процессуальным законом, вследствие чего полученные результаты всегда менее надежны, чем полученные процессуальным путем. Поэтому введение в уголовный процесс непроцессуальной информации в качестве доказательства возможно лишь при условии неуклонного соблюдения основных принципов доказательственного права, в частности, требований, определяющих допустимость доказательств[17].

Способы использования результатов ОРД зависят от вида ОРД, стадии уголовного процесса, в которой такие результаты используются, от субъекта доказывания, использующего результаты ОРД. Способы использования результатов ОРД также во многом зависят от назначения проведённых ОРМ для нужд доказывания. Они используются для формирования доказательств и могут служить информацией, содействующей выполнению задач доказывания.