Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Анализ судебной власти государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому судебный контроль может стать серьезной преградой для бюрократического произвола, которое задевает права и законные интересы личности. Возможность непосредственно обращаться в суд за защитой от любых актов исполнительной власти первое условие всякой свободы. Согласно законодательству, суд контролирует любые действия (решения) любых структур должностных лиц, если возникнет угроза ущемления ими законных интересов личности. Судебная власть не имеет в своем подчинении специальных силовых структур, функцией которых должна быть реализация решений судебной власти. Для выполнения этой задачи существуют автономно функционирующие органы внутренних дел.

В демократическом обществе судебная власть, находясь между государством и гражданином, стремится максимально эффективно обеспечить защиту прав и интересов не только отдельной личности, но и общества и самого государства. Бесспорно, что в первую очередь судебная власть должна защищать человека от вседозволенности чиновников и органов государственного управления. Самим фактом своего существования судебная власть не только решает споры, наказывает лиц, совершивших преступные деяния, но и выполняет в обществе роль определенного стабилизатора, арбитра или посредника, который решает споры о праве.

Подавляющее большинство ученых практиков отмечают выполнения судебной властью таких двух функций, как правосудие (защита и восстановление нарушенных прав) и охранительная (охрана прав и свобод граждан страны). Вместе с тем, судебной власти присуща контрольная функция в смысле контроля за законностью и обоснованностью решений и действий должностных лиц, а также органов других ветвей власти. Эта функция может быть эффективной только в том случае, когда судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельность законодательной и исполнительной власти, признавать недействующими акты, противоречащие Основному Закону. Контроль может осуществляться как Конституционным судом, так и судами общей юрисдикции[9]. На практике суды реализуют некоторые другие функции в рамках осуществления правосудия:

- правозащитную, которая заключается в защите судом законных интересов граждан государства, охраняемых законом;

- правоохранительную - суд играет важную роль в сдерживании преступности, предотвращении преступных проявлений, применяя наказания к лицам, совершившим преступления и другие правонарушения;


- воспитательную - своей деятельностью суд способствует формированию у граждан должностных лиц уважения к праву и закону[10].

В отдельных странах на органы судебной власти возлагаются также другие функции, например ведения реестра предприятий и организаций. В частности, специальный торговый реестр субъектов предпринимательства ведется в отдельных штатах США, Франции - торговыми судами, а в местностях, где их нет - судами общей юрисдикции; в Германии - судами общей юрисдикции[11]. В нашей судебной системе есть функция подтверждения фактов, имеющих юридическое значение (признание без вести отсутствующим или умершим, отцовства и т.д.). Важнейшая задача судебной власти России состоит в том, чтобы путем рассмотрения и разрешения дел, споров обеспечить баланс свободы в обществе с обязанностью исполнения законов. В соответствии с законодательством России, судебная власть реализуется в форме рассмотрения судебных дел, обеспечения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц на досудебных стадиях, осуществления пересмотра судебных решений, решения вопросов, связанных их выполнением, осуществления конституционного контроля и участия Верховного и Конституционного Суда РФ в процедурах досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

Судебная власть постоянно сталкивается с острыми конфликтными проблемами жизни людей. Она является неким «барометром» отношения людей к институтам государственной власти, а также «индикатором» их самочувствия. Наряду с этим судебная власть имеет свою специфику, так как осуществляет такую ​​форму государственной деятельности, которая организационно оформляется в качестве системы правосудия.

Таким образом, судебная власть - это особый вид власти, которая по своей природе значительно отличается от законодательной и исполнительной составляющих системы власти. Существование судебной власти является обязательным признаком демократического государства. Основное назначение судебной власти - охрана членов общества от любого произвола граждан от неверных действий самого государства, его органов, должностных лиц. Без осуществления такой деятельности государство не может считаться правовым.

1.2. Понятие и сущность судебной власти

Системный анализ научных подходов и доктрин по определению судебной власти позволяет выделить ряд направлений относительно сущности содержательной характеристики судебной власти.


Так, распространенным является подход, согласно которому судебная власть отождествляется с системой органов, которые ее опосредствуют (судебной системой). В частности, Н. Власенко и А. Власенко совокупность судов, организованных на демократических принципах с учетом национально-государственного и административно-территориального устройства государства, называют судебной системой[12].

В.М. Лебедев называет судебную власть системой специальных государственных муниципальных органов - судов, обязанных от имени государства осуществлять правосудие, решать в судебных заседаниях правовые споры и конфликты[13].

По мнению российских исследователей Ю.А. Дмитриева и Г.Г. Черемных, судебная власть является публично-правовым образованием, которое представляет собой систему специальных государственных и муниципальных органов, наделенных предусмотренными законом властными полномочиями, направленными на установление истины, восстановление справедливости, разрешения споров и наказания виновных, решения которых обязательны для исполнения всеми лицами, которых они касаются[14].

Однако, как справедливо отмечает К. Гуценко, является ошибочным сводить власть к суду как учреждения, государственного органа. Властью нужно считать не орган или должностное лицо, а то, что они могут и способны сделать. Фактически это полномочия, функция, но не ее исполнитель[15]. Более того, суд или судья является лишь органом, который ее опосредует, выражает судебную власть, первичным источником которой является народ.

Итак, субъектный подход к определению судебной власти охватывает только «внешний», формальный признак ее субъектов - судебную систему, не учитывая особенностей ее функционирования. Судебная власть по своей сути в демократическом правовом государстве относится к системе народовластия. Она обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав сообществ и народа в целом. Демократические основы организации и функционирования судебной власти (наличие присяжных, независимость судей, состязательность сторон и т.д.) предоставляют возможность рассматривать ее как «особый канал реализации власти народа».

В современной литературе выделяется и другой подход к определению судебной власти. В частности, ее содержание выражается в специфике властных полномочий судебных органов или форме судебной деятельности. Например, А.В. Кочетова рассматривает судебную власть как законную деятельность всех звеньев судебной системы по обеспечению и реализации конституционного, уголовного, административного и гражданского правосудия[16].


Стремясь более четко выразить сущность судебной власти, В.А. Лазарева пишет, что исходя из современных представлений о правосудии как о решении социально-политических конфликтов в обществе и о суде как органе, осуществляющем в специфической процессуальной форме функцию социально-политического арбитража, судебную власть можно определить и как исключительное полномочие суда по разрешению социальных конфликтов правового характера[17].

Считаем, такой «функциональный» подход к определению судебной власти является спорным, ведь в этом случае происходит отождествление судебной власти с правосудием. Стоит отметить, что явление судебной власти не стоит отождествлять с правосудием. Оно шире по содержанию и более общее по природе. Кроме этого, верным считаем утверждение В. Шевцова, согласно которому правосудие является не синонимом судебной власти, а ее исключительной компетенцией[18].

Действительно, осуществление правосудия занимает центральное место в функционировании судебной власти и представляет собой правоприменительную деятельность суда по рассмотрению и разрешению в установленном законом процессуальном порядке отнесенным к его компетенции гражданских, арбитражных, уголовных и административных дел с целью охраны прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц и интересов государства.

Наряду с этим следует обратить внимание также на то, что судебная власть наделена еще и конституционными возможностями осуществлять активное влияние на решения и действия законодательной и исполнительной власти, «уравновешивать» их. То есть, правосудие необходимо признавать одной из нескольких функций судебной власти. В частности, наряду с правосудием при определении судебной власти необходимо учитывать еще и такую ее важную функцию, как контрольная - осуществление конституционного и другого судебного контроля за актами, решениями и действиями органов законодательной и исполнительной власти и их должностных лиц. Именно в этом виде судебной деятельности отображается место судебной власти в системе разделения властей и специфика их взаимодействия.

В главе 7 Конституции РФ вербальная конструкция «судебная власть» употребляется применительно к ее осуществлению посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства[19].

Безусловно, Конституция РФ должна четко определить суд самостоятельной и независимой государственной властью, что в свою очередь допускает и четкое определение его конституционного статуса, тем более функциональная характеристика суда дает возможность обосновать его позицию как самостоятельной ветви государственной власти. Правосудие и судебная власть - это связанные, однако не тождественные понятия. Правосудие - это деятельность судебных органов (исключительно судов), осуществляющих судебную власть.


Судебная власть в свою очередь, согласно теории и практики разделения властей, является самостоятельной независимой сферой публичной власти, которая создана для решения на основе закона социальных конфликтов, контроля за конституционностью законов, защиты прав и свобод человека и гражданина и тому подобное. Судебная власть в России реализуется путем правосудия в форме гражданского, арбитражного, административного, уголовного, а также конституционного судопроизводства. В свою очередь правосудие является одной из форм реализации судебной власти наряду с такими формами, как конституционный контроль, формирование судейского корпуса и органов судейского самоуправления, толкование (и разъяснения) законодательства, организационное и информационно-аналитическое обеспечение судов (обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и т.д.).

Верным является вывод, что судебная власть, которая институционально представлена ​​системой судебных органов, реализует функцию правосудия (судопроизводства), а также ряд вспомогательных функций, которые создают условия надлежащего кадрового, материально-технического, информационного-аналитического и иного обеспечения судебной деятельности[20]. Все функциональные направления судебной деятельности, то есть формы реализации судебной власти, можно обобщить такой юридической категорией, как «судопроизводство».

Распространенным в современной конституционно-правовой науке является подход определения сущности и содержания судебной власти в контексте теории и практики разделения государственной власти на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Сегодня принцип разделения властей заложен в основу государственного механизма большинства стран мира. В этом случае судебная власть определяется через категорию «ветви государственной власти», то есть, прежде всего, подчеркивается место судебной власти в системе разделения властей, рядом с чем указываются особенности, побуждающих ее выделять среди других видов государственной власти.

Например, Г.Б. Романовский, А.Д. Шишкин рассматривают судебную власть как специфическую ветвь государственной власти, которая осуществляется уполномоченными на то государственными органами - судами - и назначением которой является решение правовых конфликтов и осуществления судебного контроля[21].

И. Петрухин определяет судебную власть как самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, созданную для решения на основании закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов, защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведения оперативно-розыскной деятельности; установление наиболее значимых юридических фактов и состояний[22].