Файл: Основные функции в системе менеджмента (Менеджмент как система).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В условиях формирования планомерной рыночной экономики повышаются и идеализируются требования к управлению. Периодическое возрастание требований к качеству управленческой деятельности выражено разнообразными факторами: увеличением размеров современных предприятий, усложнением их целей, стремительным ростом научно-технического прогресса, геополитическими и социально-экономическими изменениями в мире, возрастанием разнообразия и сложности используемых технологий, изменением предпочтений потребителей, усложнением конкурентной среды и т.п.. Если в производстве товаров принимают участие тысячи специализированных предприятий, то возникает необходимость рационального решения большого количества повседневных практических проблем, которые взаимодействуют с обеспечением предприятия квалифицированной рабочей силой, сырьем, материалами, выгодными рынками сбыта товаров и услуг. Без специальных знаний решить этот широкий круг проблем невозможно. Для решения подобных задач в экономике появилась специализированная сфера – сфера Менеджмента.

Менеджментом сегодня называют теорию и практику высокоэффективного управления хозяйственными организациями во всем мире. Менеджмент как система принципов, методов и форм управления организациями включает в себя: деятельность промышленных предприятий, оптовых и розничных торговых фирм, банков и страховых компаний, гостиниц и ресторанов, туристических фирм, спортивных клубов, транспортных компаний и других хозяйственных организаций, выступающих на рынке в качестве самостоятельных экономических субъектов.

Как отметил ещё в XIX веке основоположник научной организации труда и менеджмента Фредерик Тейлор: «Менеджмент – это искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом».

Другими словами менеджмент – это умение управлять и добиваться поставленных целей используя труд и интеллект других людей.

Управление – это целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранным критерием эффективности.

Менеджер – наемный специалист, занятый профессиональной управленческой деятельностью в аппарате управления организации, обладающий специальными компетенциями и наделенный для этого властными полномочиями. Менеджеры необходимы для того чтобы организация была успешной, конкурентоспособной и развивающейся, ведь никакая организация не может работать без управления.


Функции менеджмента представляют собой особый вид управленческой деятельности, при которой руководитель управляет подчиненными. Основные функции менеджмента подразделены на разные сферы деятельности управленческого процесса, при этом они взаимосвязаны между собой и имеют одну определенную цель в достижении оптимальных результатов на предприятии.

Конкретные функции менеджмента выделяются по сфере деятельности и связаны со специфическими, конкретными объектами управления, например, управление закупками, финансами, производством, сбытом, персоналом, материальными потоками и др.

Предметом данной курсовой работы являются основные функции системы менеджмента в своей природе.

В работе использовались труды таких авторов как П. А. Михненко, Р. А. Исаева, Коргова М. А. и других.

Целью данной работы является раскрытие и правильное использование основных функций для результативного управления, лидерства и процветания на рынке труда в сфере своей деятельности.

Для достижения данной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить систему менеджмента;

2. Изучить основные функции менеджмента;

3. Изучить конкретные функции менеджмента.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Менеджмент как система

Менеджмент как отдельная область знаний и профессия возник в конце XIX в. и постепенно превратился в самостоятельную дисциплину. По мере становления и развития менеджмента социальный слой менеджеров превратился в одну из ведущих социальных групп. «Менеджмент» (management) в переводе на русский язык означает «управление», происходит от корня латинского слова «рука». Объектом менеджмента являются системы управления различного уровня и порядка.

В общем виде система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую. Управляющая подсистема непрерывно посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений. Основой для выработки управленческих решений является информация управляемой подсистемы и информация, поступающая из внешней среды. Под влиянием решений осуществляется взаимодействие между элементами системы.

Для осуществления функций управления управляющая подсистема должна располагать необходимыми ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми), обеспечивающими реализацию управленческих воздействий.


Управляемая подсистема осуществляет многообразные процессы производства. По функциональному признаку управляемая система подразделяется на ряд подсистем: техническую, технологическую, организационную, экономическую, социальную.

Техническая подсистема представляет собой взаимосвязанный, взаимообусловленный комплекс машин и оборудования, с помощью которых могут решаться конкретные задачи.

Технологическая подсистема — это ряд последовательно протекающих по определенным правилам и нормам процессов и стадий производства. Ее элементами являются взаимосвязанные операции и процессы.

Важнейшее место занимает организационная подсистема, которая заключается в единстве технических и экономических процессов и выражается в их упорядочении. Целью организации является обеспечение наивысшего эффекта с наименьшими затратами труда.

Экономическую подсистему характеризуют производственные отношения и экономические интересы, направленные на использование природных, трудовых, материально-вещественных, информационных ресурсов с целью получения продукции (услуг).

Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.

Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.

Система менеджмента – это целостный комплекс управленческих действий, которые взаимосвязаны, регулярно выполняемы и позволяющие внедрять долгосрочные стратегии компании с максимальной прибылью за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом[1].

Системы менеджмента бывают закрытыми и открытыми.

Закрытая система характерна для предприятий-монополистов при стабильной внешней среде и предсказуемой рыночной ситуации. При закрытой системе менеджмент ориентирован на предвидение и корректировку повседневных задач, принятие обязательств, оперативное управление, оптимизацию структуры производства.

Недостатки закрытой системы: недостаточно учитывается роль человеческого фактора.

Открытая система характерна для постоянно меняющейся внешней среды, постоянно развивающемся рынке.


В таком случае управленческие процессы выстраиваются в зависимости от быстро меняющихся задач и событий, которые сложно предвидеть. Управление в открытой системе базируется на творческом, новаторском подходе, понимании взаимосвязей и взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой.

Эффективность менеджмента в открытой системе измеряется способностью к саморегулированию и самоорганизации, а также достижениями целей при изменчивых внешних условиях.

Систему менеджмента можно представить через следующие категории:

  1. Объекты и субъекты менеджмента;
  2. Функции менеджмента;
  3. Виды менеджмента;
  4. Методы менеджмента;
  5. Принципы менеджмента.

Субъекты менеджмента – менеджеры - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации. Объектом менеджмента выступает коллектив.

Функция - это широко распространенное слово, которое имеет много различных значений. Функция (от лат. слова functio) обозначает обязанность, круг деятельности, назначение, роль[2]. Это понятие используется во всех сферах деятельности и областях знаний. Например: в политэкономии функция обозначает конкретную форму проявления сущности, в философии – это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, в биологии показывает на работу, производимую органом или организмом, в математике указывает на зависимость одной переменной от другой. Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческой команды (приказа), направленных на достижение поставленной цели. Т.к. один работник может выполнять несколько функций, а несколько работников могут выполнять одну функцию, то каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления видом деятельности или конкретным объектом - это совокупность функций, которые связанны единым управленческим циклом[3].

Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента:

I. По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент:


1) Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли).

2) Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.

II. По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

1) Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

2) Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

3) Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

Выделяют следующие принципы эффективного менеджмента:

1. Принцип целостности;

2. Принцип иерархической упорядоченности;

3. Принцип целевой направленности и оптимальности;

4. Принцип сочетания централизации и децентрализации;

5. Принцип демократизации.

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.

При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования[4]:

1. Общие функции менеджмента - отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях;

2. Социально-психологические функции менеджмента - связаны с характером производственных отношений в коллективе, содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию;