Файл: Основные функции в системе менеджмента (Менеджмент как система).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Планирование – это процесс составления планов организации, т.е. такой этап управления, на котором определяются: цели деятельности организации; ресурсы, необходимые для достижения этих целей; способы достижения поставленных целей.
  2. Организация – это функция, заключающаяся в правильном распределении задач, полномочий, ответственности и ресурсов между исполнителями и обеспечение их совместной работы.
  3. Мотивация – это активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации.
  4. Контроль – это процесс, в ходе которого менеджмент определяет: во-первых, достигнуты или нет цели организации, а во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке.
  5. Координация – это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, и поддержание устойчивого режима работы компании.

Глава 3. Конкретные функции менеджмента

Конкретные функции менеджмента - это узкоспециализированные виды управленческой деятельности по управлению конкретными объектами, организациями[15]. Также можно охарактеризовать как часть общей функции управления, содержащая сравнительно однородный состав задач управления и выделяемая в интересах специализации управленческого труда и повышения на этой основе эффективности управления. Они более обособлены, представляют собой самостоятельные области профессиональной деятельности. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства. Конкретные функции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием). Отсюда можно сделать основной вывод, что выполнение конкретных функций зависит от компетентности, гибкости, оперативности, предприимчивости менеджеров и, как следствие, успешное выполнение производственных заданий, качество работы и продукции, конкурентоспособность выпускаемого продукта.

Конкретные функции менеджмента группируются по определенным признакам объекта управления. Например, в управлении предприятием такими признаками являются воздействия: на все сферы деятельности предприятия, на отдельные стадии производственного процесса, на отдельные факторы производства. Состав конкретных функций управления в системе управления компанией определяет состав функциональных органов управления. Состав конкретных функций управления зависит главным образом от масштаба организации и степени диверсификации деятельности: чем больше масштаб организации и разнообразнее ее деятельность, тем уже специализация менеджеров и в большей степени дифференцируются конкретные функции. Так, из функции рационализации производства и технологии может быть выделена функция координации технических разработок; функция маркетинга может быть расчленена на функции: маркетинговые исследования, реклама, сбыт, послепродажное обслуживание; не исключено, что целесообразно выделить конкретную функцию связи с общественностью и т. д. На предприятиях малых масштабов нет необходимости в узкой специализации менеджеров и конкретные функции укрупняются.


Специальная функция управления есть подфункция конкретной функции, ориентированная на достижение определенной цели деятельности, то есть на достижение установленных стратегической программой (планом) конечных результатов деятельности по соответствующей конкретной стратегии (направлению деятельности).

Состав специальных функций, принадлежащих к той или иной конкретной функции, определяет ответственность конкретного органа управления за достижение тех или иных целей.

Состав специальных функций, принадлежащих к различным конкретным функциям (органам управления) но ориентированных на одну и ту же цель, определяет зоны ответственности функциональных органов управления за достижение данной цели.

Наиболее распространенными конкретными (производственно-хозяйственными или специфическими) функциями являются[16]:

1. оперативное планирование и управление производством;

2. управление технологической подготовкой и научно-техническим развитием производства;

3. управление технической подготовкой, ремонтным, транспортным и др. видами обслуживания;

4. прогнозирование и технико-экономическое планирование;

5. управление трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива;

6. управление материально-техническим снабжением и сбытом продукции (маркетинг);

7. управление капитальным строительством и реконструкцией;

8. управление финансовыми ресурсами и учет;

9. управление хозяйственным обслуживанием.

Конкретные функции можно объединить в три блока: функции управления ресурсами, функции управления процессами и функции управления результатами.

1) Функции управления ресурсами. Организации в процессе своей деятельности используют материальные, трудовые, финансовые, информационные, технологические и другие ресурсы. Соответственно выделяют подфункции:

- Управление запасами;

- Управление финансами;

- Управление персоналом и т.д.

2) Функции управления процессами. В любой организации протекает множество процессов, начиная от самого общего процесса управления, и до более конкретных: процессы реализации общих функций управления, процессы коммуникаций, принятия решений, производственный процесс. Важнейшими частями производственного процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции. В соответствии с этим выделяют подфункции управления:

- Управление материально-техническим снабжением;

- Управление основным производством;


- Управление вспомогательным производством;

- Управление обслуживающим производством;

- Совершенствование управления;

- Управление сбытом;

- Управление маркетингом и т.д.

3) Функции управления результатами. К результатам относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации, затраты, качество продукции и т.д. Соответственно выделяют подфункции:

- Управление качеством;

- Управление производительностью;

- Управление затратами и т.д

Для осуществления непрерывности производственного процесса необходимо скоординировать действия всех конкретных функций, что достигается функцией общего (линейного) руководства предприятием и его внутрихозяйственными подразделениями.

Таким образом, весь комплекс функций управления экономическим субъектом можно разделить на функции: общего (линейного) руководства, специализированного (функционального) и технического обслуживания. Соответственно и управленческий персонал разделяется на три категории:

1. Линейный персонал (руководители), к которым относятся работники аппарата управления, наделенные правом принятия решений и руководящие коллективами – это руководитель предприятия, его заместители, управляющие отделениями (начальники экономических субъектов), бригадиры (заведующие).

2. Функциональный персонал (специалисты) – работники, осуществляющие управление техническими, технологическими и другими отдельными процессами и элементами производства и обеспечивающие подготовку решений для руководителей по своей области деятельности. К специалистам относятся агрономы, зоотехники, экономисты, инженеры и т.д.

3. Вспомогательно-технические работники (обслуживающий персонал) – обеспечивают первые две группы своевременной и достоверной информацией для принятия решений, создают условия для реализации основных функций управления (учетчики, агенты – экспедиторы, кладовщики, кассиры, секретари, машинистки и т.д.).

Для выполнения общих функций создается аппарат управления – система взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев (отделов) и отдельных работников, наделенных соответствующими полномочиями для осуществления эффективного управления предприятием. Для выполнения той или иной конкретной функции создаются структурные подразделения (службы, отделы, сектора).

Конкретные функции управления связаны со спецификой объекта управления. Выделение конкретных функций управления необходимо для организации управления, формирования штатов и организационной структуры.


Так как конкретные функции возникают в результате наложения общих функций управления на специфику объектов управления, то перечень таких функций зависит от перечня объектов управления и уровня декомпозиции самих функций.

В качестве объектов управления могут выступать ресурсы, процессы и результаты.

Эта классификация представляет организацию как совокупность входов, выходов и процессов преобразования ресурсов на входе в результаты на выходе. Но ведь систему можно рассмотреть и с других позиций, детализируя внутреннюю среду организации по составляющим (цели, задачи, структура, технология, персонал).

Можно рассмотреть наложение общих функций управления на функциональные области менеджмента (стратегическое управление, маркетинг, инновационный менеджмент, управление персоналом, финансовый менеджмент, управление производством), которые выделились в процессе разделения труда в управлении в качестве самостоятельных участков работ. Это тоже даст представление о совокупности конкретных функций управления.

Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента.

Заключение

В ходе проведённого исследования мы выяснили, что менеджмент является системой, которая обеспечивает прогрессивное целостное функционирование, сохранение и развитие экономического субъекта.

К целям теории управления относят: изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых; определение основных тенденций развития управленческих процессов; построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем; формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

Для оптимизации прогрессивного управления экономическим субъектом выделяют множество функций управления (менеджмента), которые выделяют в два основных блока: основные (общие) и конкретные (индивидуализированные) функции.

Функция управления – это специфический вид управленческой деятельности, выражающая содержание воздействия на объект управления и направленная на достижение поставленной цели.

Функции управления весьма многогранны: анализ, целеполагание, прогнозирование и программирование, планирование, организация, ко-ординация, мотивация и стимулирование, коммуникация, учет и контроль. Все они взаимодействуют друг с другом, имеют своими объектами воздействия как исполнительскую, так и собственно управленческую деятельность.


Планирование деятельности является очень актуальным для российских предприятий. Отход от централизованного планирования, прошедшая приватизация и весь ход экономических преобразований в России заставляют предпринимателя заглянуть в будущее, формулировать собственную стратегию, определить главные достоинства и конкурентные преимущества экономического субъекта, ликвидировать стратегические угрозы.

Помимо основных, менеджерам приходится выполнять множество специальных функций управления. Это название условно, так как все специальные функции связаны с основными, являются их частью. Вот некоторые из таких функций:

1. Разработка и принятие управленческих решений,

2. Создание команд и работа в них, управление корпоративной культурой компании, анализ рынка (отрасли, мнений клиентов и т.п.),

3. Управление качеством продукции,

4. Обработка информации (в том числе, с использованием информационных технологий),

5. Прогнозирование развития событий,

6. Организация внешних контактов (с партнерами, клиентами, представителями государственных органов и т.п.),

7. Проведение переговоров, совещаний и деловых бесед,

8. Ведение документации и многое другое.

Список использованной литературы

  1. Исаев Р. А. Основы менеджмента: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. — 264 с.
  2. Коргова М. А. Менеджмент организации: учеб. Пособие для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 197 с.;
  3. Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский финансово-промышленный университет "Университет", 2014. 345 с.;
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.;
  5. Цыпленкова М.В., Моисеенко И.В., Гуремина Н.В., Бондарь Ю.А. основы менеджмента (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 103-103;
  6. Шаркова А. В., Килячков А. А.,. Маркина Е. В и др. Словарь финансово-экономических терминов. — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2015.
  1. Коргова М. А. Менеджмент организации: учеб. Пособие для академического бакалаврита. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 197 с.

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.

  3. Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский финансово-промышленный университет "Университет", 2014. С. 345

  4. Основы менеджмента: Учебник / Р. А. Исаев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. — 264 с.

  5. Цыпленкова М.В., Моисеенко И.В., Гуремина Н.В., Бондарь Ю.А. основы менеджмента (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 103-103

  6. Цыпленкова М.В., Моисеенко И.В., Гуремина Н.В., Бондарь Ю.А. основы менеджмента (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 103-103

  7. Шаркова А. В., Килячков А. А.,. Маркина Е. В и др. Словарь финансово-экономических терминов. — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2015.

  8. Шаркова А. В., Килячков А. А.,. Маркина Е. В и др. Словарь финансово-экономических терминов. — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2015.

  9. Цыпленкова М.В., Моисеенко И.В., Гуремина Н.В., Бондарь Ю.А. основы менеджмента (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 103-103

  10. Цыпленкова М.В., Моисеенко И.В., Гуремина Н.В., Бондарь Ю.А. основы менеджмента (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 103-103

  11. Шаркова А. В., Килячков А. А.,. Маркина Е. В и др. Словарь финансово-экономических терминов. — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2015

  12. Коргова М. А. Менеджмент организации: учеб. Пособие для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 197 с.

  13. Шаркова А. В., Килячков А. А.,. Маркина Е. В и др. Словарь финансово-экономических терминов. — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2015

  14. Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский финансово-промышленный университет "Университет", 2014. 345 с.

  15. Шаркова А. В., Килячков А. А.,. Маркина Е. В и др. Словарь финансово-экономических терминов. — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2015

  16. Цыпленкова М.В., Моисеенко И.В., Гуремина Н.В., Бондарь Ю.А. основы менеджмента (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 103-103