Файл: Основные функции в системе менеджмента (Менеджмент как система).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Менеджмент как система
Глава 2. Основные функции менеджмента
2.1. Планирование – функция менеджмента
2.2. Организация – функция менеджмента
2.3. Мотивация – функция менеджмента
2.4. Контроль – функция менеджмента
2.5. Координация – функция менеджмента
3. Технологические функции менеджмента - определяют два основных вида деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации.
Система менеджмента включает в себя набор подсистем:
- Финансовый менеджмент – управление финансовыми ресурсами.
- Инвестиционный менеджмент – управление инвестиционной деятельностью в различных масштабах.
- Стратегический менеджмент – сферы ответственности: развитие компании, постановка целей, реализация стратегий.
- Информационный менеджмент.
- Инновационный менеджмент.
- Маркетинг.
- Управление проектами, которое включает в себя: управление персоналом, управление проектированием, управление качеством.
- Риск-менеджмент.
- Экологический менеджмент.
- Менеджмент качества.
Таким образом, можно повести итог, что менеджмент представляет собой процесс управления, а именно технологию реализации управленческих функции, включающую сбор информации о состоянии объекта, разработку управленческих решений и организацию их выполнения.
Глава 2. Основные функции менеджмента
2.1. Планирование – функция менеджмента
Содержание планирования как функция менеджмента состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.
Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях[5].
Планирование предполагает принятие конкретных решений о функционировании развитии производственной системы. Это позволяет обеспечить ее эффективное функционирование и развитие в будущем, уменьшить их неопределённость. Такие решения принято относить к плановым, которые могут быть связаны с постановкой определённых параметров.
Зачастую в планах отражаются: прогнозы развития организации; промежуточные и конечные цели и задачи, стоящие перед ней и её отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
План является маршрутом движения организации к поставленным целям, включающим в себя схемы распределения ресурсов, различные графики, промежуточные задачи. Цели - конечные результаты; планы - имеющиеся в распоряжении на текущий момент средства. Термин планирование объединяет цели и планы то есть это процесс определения целей организации и средств их достижения.
Планирование систематизируется по ряду признаков. Признак планирования указывает на область деятельности, к которой относится результат, задаваемый целевой установкой. Следовательно, масштаб цели характеризует уровень, на котором должна проводиться разработка планирования:
- последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего),
- скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.),
- жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия), гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают 3 вида планирования: стратегическое, тактическое, оперативное.
Стратегическое (долгосрочное или перспективное) планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности компании и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы.
Основными признаками стратегического планирования являются: цель планирования, долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы, носитель идеи планирования - высший менеджмент, проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования, горизонт планирования - долгосрочное, охват - глобальный, широкий спектр альтернатив, принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы)[6].
Тактическое (среднесрочное) планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.
Тактические планы чаще всего охватывают 5-летний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на установленный период.
Операционное (оперативное или текущее) планирование предполагает разработку планов-графиков и обеспечивает выполнение тактических планов.
Отличительные черты оперативного планирования:
- носитель идей планирования - средние и низшие уровни менеджмента,
- задача планирования - обеспечение относительной надежности и относительного структурирования,
- горизонт - короткие и средние сроки,
- глубина - детализация планов,
- диапазон - ограниченный спектр альтернатив,
- основа - созданный потенциал.
После определения целей можно приступать к процессу постановки планирования. Наиболее популярными подходами к планированию являются управление по целям, одноразовые планы, постоянные планы и ситуационные.
Планирование осуществляется в соответствии с рядом принципов, то есть правил. Основным из них сегодня считается участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления.
Другим принципом считается непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности. В соответствии с этим оно осуществляется не как единичное действие, а как постоянно повторяющийся процесс. В его рамках все текущие планы разрабатываются с учётом выполнения и того, что они сами послужат основой составления планов в будущем. Этим обеспечивается их определённая преемственность. Для обеспечения гибкости в планы закладываются так называемые «подушки», то есть зоны, в которых показатели могут откланяться от заданных величин, что обеспечивает свободу манёвра.
Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требует соблюдения такого принципа как согласование планов. Он реализуется путём координации и интеграции. Координация осуществляется между подразделениями одного уровня, а интеграция между выше- и нижестоящими.
Важным принципом планирования является экономичность, требующая, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением. При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.
Методологической особенностью планирования является широкое использование программно-целевого подхода, который предусматривает необходимость точного формулирования целей фирмы и их увязки с ресурсами. Обычно цели разрабатываются на длительную перспективу и определяют основные направления программы развития фирмы. Одновременно формулируются четкие задачи каждого подразделения фирмы и определяются его место и роль в достижении общих целей. В частности, определяются не только общий объем прибыли и норма рентабельности, но и различные нормативные показатели, связанные с осуществлением функций маркетинга, финансирования и др.
Таким образом, в разрабатываемых фирмами планах, как стратегических, так и текущих, формируются основные задачи хозяйственной политики на определенный период и конкретные пути их решения: определяются необходимые для этого материальные и финансовые средства, а также методы их наиболее эффективного использования с учетом складывающихся условий в международном масштабе. Иными словами, методология планирования ориентируется на обеспечение увязки целей с ресурсами, определении последовательности средств и методом наиболее эффективного достижения поставленных целей и вытекающих отсюда задач в рамках каждого хозяйственного подразделения всей фирмы.
Организационно процесс централизованного планирования у большинства крупнейших фирм осуществляется «сверху вниз». Такая организация процесса планирования свидетельствует о централизации важнейших решений в области планирования в высшем звене управления компании и предоставляет определенную самостоятельность производственным отделениям в разработке календарных планов на базе показателей, единых для всей фирмы.
2.2. Организация – функция менеджмента
Организационная функция включает в себя как исполнительскую, так и оперативную деятельность. Цель этой функции – формирование управляющей подсистемы, установление определённых параметров, режимов работы подразделений экономического субъекта, отношений между ними. Таким образом, устанавливается взаимодействие между объектом и субъектом управления. Организация выступает как вид деятельности, которая направлена на разработку и утверждение схем и структур управления, должностных инструкций, положений, других нормативных документов.
Термин организация (от лат. organizo) означает «придаю стройный вид, устраиваю»[7]. Организация – это функция менеджмента, направленная на создание условий для достижения установленных целей. Она обеспечивает упорядочение всех сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях.
Организационная функция реализует:
- Организацию работ, т.е. детализацию целей и определение всех видов работ по их достижению для конкретных исполнителей;
- Построение структуры для всей организации, что предполагает оценку человеческих ресурсов и их группировку в подразделения для выполнения конкретных работ с учетом их функциональной и целевой ориентации (департаментализация);
- Построение системы взаимодействия подразделений и руководства ими, а также определение степени ответственности и характера полномочий управленческого персонала с учетом принятой организационной структуры.
Организация предпринимательской деятельности включает в себя:
- Формирование предпринимательской идеи;
- Технико-экономическое обоснование (далее – ТЭО) создания предприятия и составление его бизнес-плана;
- Выбор организационно-правовой формы;
- Регистрация предприятия и др.
Организация управления основывается на ряде принципов: делегирование, ответственность, полномочия.
Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Цели делегирования:
- Разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических задач;
- Повысить дееспособность нижестоящих звеньев;
- Активизировать "человеческий фактор", увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.
Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:
1. Поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;
2. Предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным.
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
Полномочия – это совокупность официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять действия в интересах организации. Пределы полномочий в общем случае сужаются сверху вниз.
Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.
Объем ответственности – одна из причин высоких должностных окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными организациями