Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принято считать, что налоги выполняют распределительную, регулирующую, фискальную, стимулирующую, контролирующую и воспроизводственную функции.

Регулирующая функция налогов особенное значение получила в условиях смешанной экономики рыночного типа. Налоги зарекомендовали себя как более мобильное и высоко результативное средство регламентирования государством экономических и социальных процессов. Очевидно, что система налогообложения должна отвечать принятой концепции социально–экономического развития[6].

Воспроизводственная функция налогов нацелена на обеспечение возобновляемости процессов отечественного производства, тем самых подразумевает совершенную компенсацию используемых в производстве экономических ресурсов.

Контролирующая функция налогов взаимосвязана с тем, что в подобном случае может возникнуть возможность в четком отслеживании денежных и товарных потоков, а также самой хозяйственной деятельности. При подобном контроле осуществляется уточнение степени результативности применения используемых в производстве ресурсов, установление сопричастности к социальным и государственным задачам. Происходит формирование налоговой дисциплины, которая подразумевает своевременность платежей и расчетов, выплат заработной платы наемным работникам, а также соблюдение хозяйственного законодательства.

Наиболее тесным образом с фискальной функцией налогов взаимосвязана их распределительная функция, которая выражает экономическую сущность налогов как инструмента распределительных отношений. Сущность этой функции состоит в том, что посредством налогов через бюджетные и внебюджетные фонды государством осуществляется перераспределение финансовых ресурсов из сферы производства в общественную, осуществляется финансирование крупных социальных и межотраслевых целевых программ, обладающие общегосударственным значением, в силу чего эту функцию иногда называют социальной.

С фискальной и распределительной функциями тесным образом взаимосвязана контрольная функция. Механизм исполнения данной функции выражается, с одной стороны, в проверке результативности хозяйствования, с иной стороны, в контроле за эффективностью осуществляемой государственной экономической политики. В острых конкурентных условиях налоги принимают на себя роль одного из самых важных инструментов независимого контроля за результативностью финансовой и хозяйственной деятельности. При других аналогичных условиях из конкурентной борьбы выпадает тот, кто не может произвести расчеты с государством. В то же время дефицит финансовых ресурсов в бюджете свидетельствует государству о необходимости внесения поправок в бюджетную, социальную или налоговую политику.


Таким образом, в заключение можно сделать вывод, что в условиях современных рыночных отношений налоговая система представляет собой один из самых важных экономических регуляторов, основанием финансового механизма государственного регулирования экономики.

1.3 Исторические этапы становления налоговой системы России

История налоговой системы России является частью истории нашего государства. Эволюция форм и методов изъятия налогов служит отражением процессов становления российской государственности, реализации экономической политики России на разных этапах ее исторического развития.

Система налогообложения на каждом историческом этапе развития страны настраивается на потребности государства. Налоговая система на Руси начала складываться с конца 9 века, с периода объединения Древнерусского государства, основным источником доходов княжеской казны была дань. В 10 веке княгиней Ольгой была проведена хозяйственная реформа, в результате которой упорядочивался процесс сбора дани. Дань взималась один раз в год сбором продуктов, мехов, различных изделий с земель, которые становились волостями, затем уездными княжествами, для сбора дани определялись специальные места – «погосты»[7].

В период Монголо–татарского ига сформировалась система налогообложения, которая служила интересам Золотой Орды и препятствовала экономическому развитию самой России. В 1238 году была проведена перепись населения и всего принадлежавшего ему имущества, что позволило разделить территорию Руси на 43 «тьмы», т.е. специальные налоговые округа, в каждый из которых назначался представитель хана – баскак. Он имел специальный отряд для сбора дани и поддержания порядка на вверенной ему территории. В конце 13 века начались протесты и восстания против действий баскаков, в результате чего в первой половине 14 века русские князья получили право самим собирать дань для отправки в Золотую Орду. Помимо ордынской дани в 13–14 веках со свободного населения взималась дань для княжеской казны. В 15–16 веках процессы централизации Руси потребовали изменений в налогообложении. В «Судебнике» Ивана IV (1550) была законодательно закреплена посошная подать как основной прямой налог в Русском централизованном государстве, она стала взиматься со всех русских земель. Посошное налогообложение сохранялось до середины 17 века, его недостатками были нечеткость в распределении категорий налогоплательщиков, субъективизм в оценке доходности земельных участков, возможность злоупотреблений чиновников при составлении писцовых книг.


В годы правления Петра I (1682–1725гг.) ведение войн, большое строительство и крупномасштабные государственные преобразования привели к увеличению государственных расходов, для этого осуществляются значительные изменения в сфере налогообложения, наиболее значимым изменением стала замена подворного налогообложения подушным – по душам мужского пола. Для целей налогообложения использовались понятия ревизская душа – единица учета мужского населения, подлежавшего обложению подушной податью и ревизские сказки – списки (реестры) мужского населения. Взимание подушной подати было возложено на Военную коллегию, поскольку подушная подать направлялась на содержание армии и флота. Основным недостатком подушного налогообложения было то, что подушная подать налагалась не на реально существующих людей, а на условную единицу – ревизскую душу. Совпадение реального количества людей и ревизских душ возможно только на момент составления ревизских сказок.

Впоследствии в результате рождений и смертей реальные данные начинали расходиться со списками, в которые не включались новорожденные и из которых не исключались умершие. В то же время введение подушной подати было прогрессивным шагом по сравнению с подворным налогообложением. Переход на подушное налогообложение способствовал росту числа крестьянских и посадских дворов, увеличению площадей обрабатываемых земель, поскольку устранялась зависимость между размерами налоговых платежей и количеством дворов, по– строек, площадью обрабатываемой земли. В доходах казны поступления по этому виду налогообложения достигали 50%. Впоследствии доля поступлений подушной подати постепенно снижалась в результате освобождения отдельных категорий населения от ее уплаты и возрастания роли косвенных налогов.

В конце 18 века на долю подушной подати приходилось немногим более 30% государственных доходов, на долю косвенных налогов – свыше 40%, из них более половины давали питейные сборы, взимаемые на основе откупов. В первой половине 19 века окончательно сформировалась система государственных финансов, частью которой является налоговая система. В 1802 году было образовано Министерство финансов, ему отводилась центральная роль в управлении доходами и распределении всех доходов по направлениям расходования средств. Структурным подразделением Министерства финансов, ответственным за сбор налогов, первоначально стал Департамент податей и сборов, а затем Департаменты окладных и неокладных сборов[8].


В начале 20 века налоговая система постоянно подвергалась реформированию. Налогообложение не было основано на принципе справедливости, а вся тяжесть налогообложения была переложена на плечи населения. Законодательно было закреплено неравенство между налогообложением неимущих слоев населения, появившейся промышленности и дворянством. Неравноправие в налогообложении послужило в дальнейшем усилению революционных настроений в стране. В 1916 году был принят Закон о подоходном налоге, взимание которого предполагалось начать с 1917 года.

В феврале 1917 года создано Временное правительство, которое пыталось стабилизировать экономическую ситуацию в стране. В числе мероприятий, разработанных Временным правительством, предусматривалось: повышение ставок подоходного налога, пересмотр системы налога на прирост прибылей и установление единовременного налога. Однако намеченные мероприятия в сфере налогообложения остались нереализованными, поскольку в России произошла смена власти. Основными источниками доходов бюджета в первые годы советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы.

Переход к Новой экономической политике обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор. Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно–поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно–бытового строительства. Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль.

В 1930–32 гг. в Советском Союзе проводится налоговая реформа, направленная на усиление централизации российской экономики, концентрации всей полноты власти в руках центральных органов власти. В ходе этой реформы полностью упраздняется система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложение во многом утратили значение для бюджета.


Важную роль сыграла налоговая система в обеспечении потребностей государства в финансовых ресурсах в годы Великой Отечественной войны. Указами Президиума Верховного Совета Советского Союза от 21 ноября 1941 года и 8 июля 1944 года вводятся дополнительные налоги и сборы с населения, в числе которых военный налог и налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан Советского Союза. Последний был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям, предполагалось, что его введение будет способствовать росту населения страны. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990–х годов. Проводимые в последующие годы советской власти преобразования в налоговой сфере по существу не меняли подхода к использованию налогов. Платежи государственных предприятий оставались формой прямого изъятия государством (как собственником) части их доходов[9].

В конце 20 века в связи с реформированием российской экономики потребовалось создание налоговой системы, способствующей формированию и развитию рыночной экономики.

В результате проведенных преобразований была создана трехуровневая налоговая система, которая в настоящее время включает в себя 8 федеральных налогов, 3 региональных и 3 местных налога, а так– же пять специальных режимов налогообложения для определенных субъектов хозяйственной деятельности (сельскохозяйственные товаропроизводители, субъекты малого предпринимательства, индивидуальные предприниматели). За годы реформирования современной налоговой системы удалось добиться снижения налогового бремени на товаропроизводителей (уменьшилось общее количество налогов, понижены ставки: например, ставка НДС понизилась с 28% до 18%, а для некоторых операций до 10%).

2 Особенности современной налоговой системы Российской Федерации

2.1 Основные направления, особенности и факторы современной налоговой системы в России