Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Переход к рыночным отношениям в России потребовал усиления значения налогов как одного из главных инструментов государственного регулирования экономики.

Налоговая политика является также регулирующей функции в области социальной политики, культуры, науки, других сферах жизни общества. Все это выразилось в существенном изменении правовых норм, регулирующих налогообложение физических и юридических лиц, в круге субъектов налоговых правоотношений, в статусе налогоплательщиков, в их ответственности за налоговые правонарушения. Изменения отразились и в структуре налогового права, действующего в Российской Федерации в современных условиях. Прежде всего, была реформирована сама система налогов. Из прежней системы в нее было включено значительно большее число платежей[10].

Налоговая политика правительства с самого начала нанесла существенный удар по конкурентоспособности российской промышленности. Но в настоящее время в налоговой системе явно преобладает фискальная направленность, хотя это и не привело к достаточности средств в государственной казне, а регулирующая и стимулирующая функции налогов проявляются все еще недостаточно.

При формировании российской налоговой системы был широко использован опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой. Расширена сфера применения сохранившегося подоходного налога с физических лиц, она охватила разнообразные стороны деятельности граждан, в том числе развивающуюся предпринимательскую деятельность. Унифицирована система налогов, установленных для предприятий. Она теперь не зависит от формы собственности, на которой основано предприятие.

В связи с появлением в финансовой системе России новых звеньев в виде государственных и муниципальных целевых фондов внебюджетных и бюджетных установлены налоговые платежи специально для зачисления в эти фонды. Появились новые налоги, взимаемые с граждан налоги с различных видов имущества налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. В отношении предпринимательства стала применяться упрощенная система налогообложения.

Малый бизнес и сегодня остается стержнем экономики большинства развитых стран . Установлен ряд налогов в качестве общих для физических и юридических лиц земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и другие. Сформированная к настоящему времени российская налоговая система во многих своих аспектах сохраняет черты переходного периода, и в этом качестве она соответствует современному состоянию экономической системы в целом. Их особенная острота для России состоит сегодня в том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований в стране.


Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Различия в налогах зависят от характера облагаемых доходов и расходов. В последующие годы должно произойти развитие налоговой реформы с учетом накопленного опыта и состояния экономики страны. Одновременно нужно будет вести работу по сокращению инфляции и улучшению сбора налогов.

При использовании налоговой политики для достижения социально– экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости. Налоговая структура должна способствовать развитию эффективной налоговой политики России.

2.2 Современные проблемы налоговой системы России

В современных финансовых отношениях значительное место занимает налоговая система, которая является основой финансово–кредитного механизма государственного регулирования рыночной экономики. На каком бы этапе социально–экономического развития страна не находилась, она всегда стремится увеличить свой бюджет. Реализация этой задачи выполняется с помощью налоговой системы. К примеру, в Федеральном бюджете России более 80% составляют налоговые сборы[11].

На современном этапе в налоговой системе России существуют различные проблемы, так как оптимальной является такая налоговая система, которая способна максимально обеспечивать создание общественных благ и при которой нет дисбаланса между справедливостью и эффективностью их распределения.

Первой проблемой современной налоговой системы можно назвать то, что не все налогоплательщики в полном объеме выполняют свои обязанности. Это связанно с тем, что налоговое законодательство является нестабильным, а именно: в Налоговом кодексе Российской Федерации очень часто вносятся различные поправки, так как в социально–экономическом развитии страны часто происходят изменения. Недобросовестные налогоплательщики находят лазейки и уклоняются от налогов. В связи с чем, происходит недостаток финансовых ресурсов в государственном бюджете страны.

Второй проблемой является достаточно сложный характер налоговой системы, что является значительной проблемой. Существует огромное количество налогов, которые имеют громоздкую методику исчисления, что приводит к значительному повышению трудоемкости, как налогового учета, так и контроля за всеми этими процедурами. Налогоплательщики, или органы налогового контроля совершают ошибки непреднамеренно, а иногда бывает, что эти ошибки ведут к уголовной ответственности.


Третьей проблемой можно выделить объем налоговых деклараций, сдаваемых в органы налоговой инспекции (от 50 страниц и выше). Если сократить объем налоговых деклараций, хотя бы в 5 раз, или же начать вводить государством инновационные методики в налоговом администрировании, то это значительно улучшит результативность контроля органов налоговой инспекции.

Четвертая проблема создается из–за недостаточности контроля за сбором налогов. Это приводит не только к тому, что государственный бюджет недополучает значительные суммы, но и к тому, что эти средства переходят в теневой сектор экономики. По оценкам экспертов, почти 40% поступлений фирм не учитываются при налогообложении.

А также, помимо перечисленных ряда проблем, в настоящее время на первое место все же выходят проблемы налогового администрирования.

К их числу относятся[12]:

  • проблемы определения субъекта налогового обязательства;
  • правильное определение субъекта налогового обязательства применительно к организациям, имеющим свои филиалы в различных субъектах России, имеет не только теоретическое, но и практическое значение, которое обуславливают четыре фактора.

Во–первых, при дифференциации ставок налогообложения по региональным и местным видам налогов, налоговые обязательства двух подразделений одного и того же юридического лица, просто расположенных в различных регионах, при одинаковой налогооблагаемой базе окажутся различны.

Во–вторых, в ряду регионов России существуют особые экономические зоны с льготным режимом налогообложения. Следовательно, необходимы законодательные меры, препятствующие концентрации налогооблагаемой прибыли юридического лица в регионах с пониженным налогообложением.

В–третьих, даже при равенстве налоговых ставок по всей территории страны предприятие в силу ряда причин может быть не заинтересовано уплачивать налоги в бюджеты всех регионов, где оно осуществляет свою хозяйственную деятельность (предпочитая, например, состоять на налоговом учете в налоговых органах, где имеются связи).

Исходя из выделенных проблем, необходимо отметить, что Налоговая система России является слишком громоздкой, сложной и нуждается в значительном усовершенствовании, в ведении инновационных технологий.

Все поправки, вносимые в Налоговый кодекс, должны придавать ясность и определенность законодательству. Это приведет к стабильности Налоговой системы. Так же поправки не должны противоречить правилам уплаты налогов, рассчитанных на длительный срок. Усиление контроля за сбором налогов поможет уменьшить количество недобросовестных налогоплательщиков и сохранить существенные суммы в бюджете страны


2.3 Повышение эффективности налоговой системы Российской Федерации

Реформа налоговой системы должна быть комплексной, все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме.

Основополагающими целями при разработке основных направлений налоговой политики является обеспечение стабильного развития российской экономики, а также неухудшение финансового положения граждан России.

Таким образом, основными мероприятия по повышению эффективности налоговой системы России являются[13]:

1. В целях снижения неформальной занятости экономически активного населения предполагается введение для физических лиц, оказывающих на индивидуальной основе по найму некоторые виды услуг физическим лицам (например, уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми), и не являющихся индивидуальными предпринимателями, возможности добровольного уведомления об осуществлении ими указанной деятельности с освобождением получаемых от такой деятельности доходов от уплаты налога на доходы физических лиц, а также освобождением указанных граждан от уплаты обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды и от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности на срок до 31 декабря 2018 года.

2. Предлагается предоставить индивидуальным предпринимателям право уменьшать суммы исчисленного в соответствии со специальным налоговым режимом единого налога на сумму расходов по приобретению контрольно–кассовой техники, обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных при условии регистрации контрольно–кассовой техники в налоговых органах, в размере не более 18 000 рублей за один аппарат.

3. Предполагается корректировка механизма установления значения коэффициента–дефлятора, используемого в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для обеспечения прогнозируемости роста налоговой нагрузки для малого бизнеса по указанному налогу.

4. Совершенствование системы налогообложения добычи нефти. В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования предусматривается введение новой системы налогообложения для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей, и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи. В результате обеспечивается более высокая гибкость налогообложения за счет зависимости величины налогов от экономического результата разработки запасов.


5. Освобождение от налогообложения купонного дохода по облигациям. При налогообложении доходов физических лиц в виде процента (купона) по обращающимся облигациям прорабатывается вопрос возможного применения пониженной ставки налога (до 0 процентов включительно).

В то же время риски потери сбережений граждан в случае инвестирования в облигации существенно выше, чем риски при размещении сбережений во вклады в банках, по которым на законодательном уровне предусмотрена система страхования вкладов.

6. В целях снижения административной нагрузки на бизнес предполагается провести анализ всех неналоговых платежей на предмет выявления платежей, имеющих налоговую природу, с последующим перенесением основ правового регулирования таких платежей в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

7. В целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предлагается[14]:

  • ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30 процентов налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. При этом ограничение срока переноса убытков десятью годами предлагается отменить;
  • изменить существующее соотношение ставок налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта 10 Российской Федерации, установив для налога, зачисляемого в федеральный бюджет, ставку налога на прибыль в размере 3 процентов, для бюджетов субъектов Российской Федерации – 17 процентов.

8. В целях повышения эффективности регулирования консолидированных групп налогоплательщиков в 2017 году будет продолжен мониторинг результатов применения данного инструмента, по результатам которого предполагается выработка предложений, направленных на совершенствование его механизма, в том числе на сглаживание эффекта от действия консолидированных групп налогоплательщиков на устойчивость региональных бюджетов.

9. В целях снижения контроля цен на внутреннем рынке предполагается рассмотреть возможность исключить из–под налогового контроля цены по сделкам между лицами, находящимися и осуществляющими деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации.

Также будет рассмотрена возможность повышения порога контролируемости сделок на внутреннем рынке с целью исключения из–под контроля незначительных для бюджета сделок.

10. В целях вовлечения в налоговый оборот объектов капитального строительства, которые поставлены на кадастровый учет и в отношении которых осуществлена кадастровая оценка, но права собственности на которые не зарегистрированы в установленном порядке, прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов за собственниками земельных участков, на которых расположены указанные объекты.