Файл: Роль рекламы в современном маркетинге (Теоретические аспекты роли рекламы в современном маркетинге).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты роли рекламы в современном маркетинге
1.1 Базисные подходы к определению понятия «реклама» и ее роли в продвижении товаров и услуг
1.2 Роль и место рекламы в маркетинговой деятельности предприятия
2. Анализ роли рекламы в маркетинге ТОО
2.1 Общая характеристика деятельности ТОО «Құрылыс Construction»
2.2 Организация рекламы в ТОО «Құрылыс Construction»
2.3 Роль рекламы в маркетинговой деятельности ТОО «Құрылыс Construction» и за отчетный период
Управление рекламой деятельностью в ТОО «Құрылыс Construction» осуществляет отдел рекламы. Организационная структура отдела рекламы ТОО «Құрылыс Construction» представлена на рисунке 1.
Отдел рекламы
Руководитель отдела
Менеджер по рекламе
Менеджер по маркетингу
Рисунок 1. Организационная структура отдела рекламы ТОО «Құрылыс Construction»
Из рисунка 1 видно, что в состав отдела рекламы ТОО «Құрылыс Construction» входят руководитель отдела и два специалиста [26].
Менеджер по маркетингу занимается в основном анализом рекламного рынка, поиском наиболее эффективных способов продвижения услуг ТОО «Құрылыс Construction» на рекламном рынке, составлением рекламного бюджета, расчетами эффекта от рекламных компаний и т.д. [18, c. 23].
Менеджер по рекламе ТОО «Құрылыс Construction» занимается разработкой макетов рекламных сообщений, подачей рекламных объявлений, заключением договоров на рекламу и т.д. [19, c. 15]
На рисунке 2 показана последовательность разработки рекламной программы в ТОО «Құрылыс Construction».
Целями рекламы ТОО «Құрылыс Construction» обычно являются:
- повышение информированности о деятельности ТОО «Құрылыс Construction»;
- расширение рынка сбыта услуг компании.
Задачами рекламы ТОО «Құрылыс Construction» обычно являются:
- Информирование потенциальных клиентов об услугах ТОО «Құрылыс Construction», цене, их свойствах, месте приобретения;
- формирование предпочтения к услугам ТОО «Құрылыс Construction»;
- поддержание осведомленности об услугах и о ТОО «Құрылыс Construction» [22, c. 26].
РЕШЕНИЕ О РАЗРАБОТКЕ РЕКЛАМНОГО БЮДЖЕТА
РЕШЕНИЕ О РЕКЛАМНОМ ОБРАЩЕНИИ
Формирование идеи обращения
Исполнение обращения
Оценка и выбор вариантов обращения
РЕШЕНИЕ О СРЕДСТВАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Основные виды средств распространения информации
Конкретные носители рекламы
ОЦЕНКА РЕКЛАМНОЙ ПРОГРАММЫ
Коммуникативная эффективность
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ
Цель коммуникации
Рисунок 2. Последовательность разработки рекламной программы в ТОО «Құрылыс Construction»
В качестве каналов распространения рекламных сообщений об услугах ТОО «Құрылыс Construction» используются следующие средства: телевизионная реклама; реклама на радио; реклама в Internet; печатная рекламная продукция; наружная реклама [20, c. 99].
Телевизионная реклама. Для данного средства распространения рекламы в ТОО «Құрылыс Construction» изготовлено два 15-секундных ролика.
Также рекламная деятельность ТОО «Құрылыс Construction» обеспечивается «бегущей строкой» с максимально информативным, но в то же время кратким и лаконичным текстом, который рекламирует группу услуг предлагаемых компанией с указанием адреса и телефона [21, c. 50].
Для распространения рекламных сообщений об услугах ТОО «Құрылыс Construction» «бегущей строкой» используются телеканалы – «ALMA-TV» и «НТК». «Бегущая строка, используется на данных телеканалах потому, и размещение рекламного ролика в них стоит значительных финансовых средств.
Реклама на радио. Данное средство распространения рекламного сообщения используется ТОО «Құрылыс Construction» не регулярно, а в основном в периоды пониженного спроса на услуги данной компании. ТОО «Құрылыс Construction» сотрудничает со следующими радиостанциями: «Радио ТЕКС», «Love Radio - Алматы» и другие.
Обычно в периоды пониженного спроса на услуги ТОО «Құрылыс Construction» радио ролики размещаются на данных радиостанциях периодом от 1 недели до 1 месяца.
Реклама в Internet. ТОО «Құрылыс Construction» не имеет собственного сайта. Но имеет несколько информационных вкладок на таких сайтах как «www.nash-gorod.kz» [29], «www.reklamatrest.kz» [30], «http://kurilis-construction.kz24.net» [31] и т.д.
На данных вкладках можно познакомиться с историей фирмы, адресом, перечнем ее услуг и ценами.
Печатная рекламная продукция (листовки). Для клиентов имеется целый набор рекламной печатной продукции: буклеты, листовки и календари. Их обязательно вручают при любом посещении компании, презентации, выставке или заключении контракта.
Наружная реклама. Для размещения данного вида рекламы, компания ТОО «Құрылыс Construction» использует собственные билборды. В периоды когда рекламное место на билборде свободно, на нем размещается краткое рекламное сообщение: «Здесь могла бы быть Ваша реклама!!!» и номер телефона. Цель наружной рекламы ТОО «Құрылыс Construction» заключается в напоминании. Ее особенность в мгновенном восприятии.
Таким образом, организация и проведение рекламных ТОО «Құрылыс Construction» состоит в поэтапной их реализации, где особенно важная роль отводится планированию рекламных мероприятий [25, c. 16].
В соответствии с этим, план рекламных мероприятий отражает соответствующие пропорции в размещении рекламы [23, c. 441].
Для исследования рекламного рынка города Алматы, были выбраны следующие наиболее подходящие для рекламы услуг ТОО «Құрылыс Construction» рекламные средства:
1) телевизионная реклама;
2) реклама на радио;
3) реклама в газетах и журналах [24, c. 84].
Основными телевизионными каналами, на которых можно разместить телевизионный ролик ТОО «Құрылыс Construction» по городу Алматы и Алматинской области являются: «НТК»; «Рахат-ТВ»; «ТАН»; 31 канал, «SHAHAR», «ALMA-TV», «ХАБАР».
Цены на разовое размещение рекламы на исследуемых телеканалах представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Цены на разовое размещение рекламы на телеканалах города Алматы на 1 мая 2018 года
Времен. интервал |
Стоимость размещения (тенге) |
||||||
НТК |
Рахат-ТВ |
«ТАН» |
31 канал |
SHAHAR |
ALMA-TV |
ХАБАР |
|
06:00 – 09:00 |
760 |
850 |
530 |
700 |
610 |
700 |
550 |
09:00 – 12:00 |
840 |
940 |
590 |
750 |
700 |
800 |
600 |
12:00 – 18:00 |
1000 |
1100 |
750 |
800 |
760 |
950 |
800 |
18:00 – 23:00 |
1200 |
1350 |
900 |
1000 |
980 |
1150 |
880 |
23:00 – 00:00 |
960 |
980 |
630 |
800 |
720 |
980 |
740 |
00:00 – 06:00 |
640 |
530 |
530 |
700 |
500 |
720 |
550 |
Примечание - Данные отделов сбыта рекламы исследуемых телеканалов |
Таким образом, самой большой стоимостью обладает размещение рекламы на телеканале «НТК». Самой дешевой – реклама на «ТАН». Наибольшей стоимостью обладает реклама во временном интервале 18:00 – 23:00. В данном интервале на телеканалах выходят наиболее популярные и наиболее рейтинговые программы. Кроме того, на каждом телеканале действуют предложения специальных рекламных пакетов.
Основными радиостанциями, на которых можно разместить телевизионный ролик ТОО «Құрылыс Construction» по городу Алматы и Алматинской области являются: Радио Nostalgie; Радио NS; Love Radio - Алматы; Радио Текс; Русское Радио; Europa Plus [27].
Итак, самой большой стоимостью обладает размещение рекламы на радиостанциях «Русское Радио» и «Europa Plus». Самой дешевой – реклама на Радио Nostalgie. Наибольшей стоимостью, как и реклама на телевидение, обладает реклама во временном интервале 18:00 – 23:00. В данном интервале на телеканалах выходят наиболее популярные и наиболее рейтинговые программы. Кроме того, на всех исследуемых радиостанциях существуют надбавки: размещение ролика в начале рекламного блока + 15 %; размещение ролика вторым или последним в рекламном блоке +10 %.
Основными газетами и журналами, на которых можно разместить телевизионный ролик ТОО «Құрылыс Construction» по городу Алматы и Алматинской области являются: ЖАНА КУРЫЛЫС; ВЗГЛЯД; БИЗНЕС-ИНФОРМ; MEDIA-S; АВЕНЮ; АЗАТ; АЛАШ ОРДА; АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ В КАЗАХСТАНЕ; АТШАБАР и др.
Но, так как, услуги ТОО «Құрылыс Construction» рассчитаны на строительство [26], то в исследовании участвовали лишь газеты и журналы реклам города Алматы и Алматинской области [27].
Цены на размещение рекламного объявления в рекламных-изданиях города Алматы и Алматинской области представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Цены на размещение рекламного объявления в рекламных-изданиях города Алматы и Алматинской области на 1 мая 2018 года
Наименование газеты |
Стоимость для юридических лиц в тенге (1 кв. см. тенге) |
1. ЖАНА КУРЫЛЫС |
7900 |
2. ВЗГЛЯД |
7500 |
3. БИЗНЕС-ИНФОРМ |
5500 |
4. MEDIA-S |
4800 |
5. АВЕНЮ |
4700 |
6. АЗАТ |
2500 |
7. АЛАШ ОРДА |
1500 |
8. АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ В КАЗАХСТАНЕ |
1500 |
9. Другие газеты города Алматы и Алматинской области |
От 700 до 1500 |
Примечание - Данные отделов сбыта рекламы исследуемых газет |
Итак, самой большой стоимостью обладает размещение рекламы в журнале ЖАНА КУРЫЛЫС - 7900 тенге за 1 кв. см. Самой дешевой является реклама в еженедельных газетах города Алматы и Алматинской области – в среднем от 700 до 1500 тенге за один выход [27].
Таким образом, исследование рекламного рынка города Алматы и Алматинской области позволило выявить наиболее эффективные средства распространения рекламы услуг ТОО «Құрылыс Construction» [26] и цен на них.
2.3 Роль рекламы в маркетинговой деятельности ТОО «Құрылыс Construction» и за отчетный период
Анализ рекламной деятельности услуг ТОО «Құрылыс Construction» проводился за 2016-2018 годы. В частности были проанализированы проведенные в период 2016 года рекламные компании: их бюджеты и коммуникационные эффекты [27].
Расходы на рекламы в ТОО «Құрылыс Construction» включаются в общую структуру расходов ТОО. Общие расходы ТОО «Құрылыс Construction» и в частности расходы на рекламу за 2016-2018 года представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Общие расходы ТОО «Құрылыс Construction» и в частности расходы на рекламу за 2016-2018 года
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Доходы, тенге |
24 480 000 |
41 310 000 |
36 540 000 |
Всего расходы: |
15 565 500 |
21 870 800 |
17 698 800 |
Расходы административно-управленческого персонала, тенге |
11 530 000 |
14 980 000 |
13 720 000 |
Расходы на маркетинг всего, тенге |
4 035 500 |
6 890 800 |
3 978 800 |
В том числе на рекламу, тенге |
443 905 |
1 515 976 |
557 032 |
Примечание - Данные бухгалтерских отчетов ТОО «Құрылыс Construction» за 2016-2018 годы [28] |
Анализ таблицы 3 свидетельствуют, что расходы на рекламу в исследуемые периоды составляли от 11 до 22%. Наибольший процент затрат на рекламы приходится на 2017 год – 22% (1 515 976 тенге). Данное значение объясняется значительным ростом прибыли ТОО «Құрылыс Construction» и возможностью выделения значительных средств на маркетинг [27].
В 2018 году в результате мирового финансового кризиса произошло значительное снижение прибыли ТОО «Құрылыс Construction» и как следствие снижение бюджета расходов, в частности расходов на рекламы – 14% (557 032 тенге).
Таким образом, чем больше в исследуемый период составляли доходы ТОО «Құрылыс Construction», тем больше выделялось средств на рекламный бюджет [28].
В частности в 2018 году из общего числа маркетинговых расходов ТОО «Құрылыс Construction» - 3 978 800 тенге, на рекламную деятельность пришлось лишь 14% (557 032 тенге).
Структура расходов ТОО «Құрылыс Construction» за 2018 год представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Структура расходов ТОО «Құрылыс Construction» за 2018 год [28]
Рекламная деятельность в ТОО «Құрылыс Construction» в основном относиться к маркетинговой деятельности.
Структура рекламного бюджета ТОО «Құрылыс Construction» по средства распространения рекламы представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Структура рекламного бюджета ТОО «Құрылыс Construction» по средства распространения рекламы за 2018 год
Средство распространения рекламы |
Расходы, тенге |
Телевизионная реклама |
368 000 |
Реклама на радио |
117 000 |
Реклама в Internet |
22 000 |
Печатная рекламная продукция |
50 032 |
Общие расходы на рекламу |
557 032 |
Примечание - Данные бухгалтерских отчетов ТОО «Құрылыс Construction» за 2016-2018 года [28] |