Файл: Тенденции развития международной валютной системы.(Теоретические основы тенденций развития международной валютной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- использованием валюты как самостоятельного актива для инве­стирования;

- преобладанием роли финансового сектора в формировании дохо­дов общества;

- широким распространением фиктивного финансового капитала;

- значительным масштабом и скоростью перетока капитала с одного валютного рынка на другой;

- усложнением финансовых продуктов;

- преобладанием спекулятивных мотивов поведения рыночных субъектов;

- ограниченностью государственного регулирования финансовых рынков в силу высокой степени интеграции различных стран в мировую экономику.

Валютный кризис представляет собой достаточно опасное явления для развития как национальной так и мировой экономики в целом, поскольку находится во взаимосвязи с кризисами ликвидности, банковскими, долговы­ми и другими видами финансовых кризисов. Участившиеся в современном мире валютные кризисы являются проявлением нестабильности существую­щей ныне мировой валютной системы, основы которой были заложены еще в середине прошлого века. Среди основных причин нестабильности мировой валютной системы на сегодняшний день мы можем выделить:

1. Гипертрофированное развитие валютно-финансового сектора.

Одна из глубинных проблем современной мировой экономики заклю­чается в том, что валютно-финансовый сектор в современных условиях разви­вается по собственным законам, и во многом оторван от исходной материаль­ной базы. Объяснение такой ситуации можно найти в том, что с развитием средств коммуникации появляются все более широкие возможности для полу­чения спекулятивного дохода, в том числе и на валютных рынках. По оценкам экспертов, ежедневный оборот мирового валютного рынка в десятки раз пре­вышает объем мировой торговли товарами и услугами, в 8-10 раз превышает объем мирового ВВП. На основании исследований валютных рынков, прово­димых Банком Международных расчетов каждые три года, можно констати­ровать, что темпы развития валютного рынка достаточно высоки.

В торговле валютой участвуют все страны мира, однако объемы операций распределены весьма неравномерно. Растет концентрация объе­мов в небольшом числе финансовых центров. Ведущее место в торговле валютой в 2015 г. занимала Великобритания, далее следовали США, Син­гапур, Япония. На пять стран лидеров приходится 75 % объема операций.

2 Искажение рынка деривативов.

Теоретически целью покупки дериватива является не получение самого товара, а страхование от ценовых или валютных рисков на случай непредска­зуемого изменения цены. Однако на практике торговля деривативами сильно оторвалась от торговли реальными товарами и осуществляется ради получе­ния спекулятивной прибыли от изменения цены базового товара. Например, ЦБ РФ выяснил, что в последние годы большая часть деривативов российским компаниями делалась не в целях хеджирования, а для снижения процентных расходов по кредитам либо получения дополнительных доходов спекулятив­ного характера на курсовой переоценке. Многие банки умудрялись продавать существенные объемы внебиржевых валютных деривативов своим клиентам, крупным корпорациям. Реализация рисков у многих привела не только к поте­рям, но и к появлению валютного долга перед контрагентами.


Валютные операции, совершаемые с помощью производных фи­нансовых инструментов достаточно разнообразны. Динамика развития ин­струментов валютного рынка представлена в табл.4.

Глобальный рынок валютных деривативов, стагнировавший в 2012 2013 гг., по итогам 2014 г. года прибавил 3,6%. В основном рост приходит­ся на фондовые площадки России и Индии - они дали глобальному рынку валютных деривативов 76% прироста В России 2014 г. оказался для финансовых рынков достаточно сложным. Однако укрепилось понимание, что без рынка деривативов в периоды высокой волатильности националь­ной валюты не обойтись. Свидетельством тому является ситуация на ва­лютном рынке в январе 2016 г. Банк России обратил внимание на значи­тельное повышение в этот месяц активности операций во всех сегментах биржевого рынка деривативов на фоне всплеска волатильности на миро­вых товарных и фондовых рынках и внутреннем валютном рынке. Так, в сегменте валютных фьючерсов и опционов среднедневной объем торгов фьючерсом на курс доллара к рублю увеличился на 24% до 4,9 млрд дол­ларов, а объем торгов фьючерсом на курс евро к рублю — на 7% до 123,4 млн евро

Таблица 4 Динамика основных видов валютных операций

1992 г.

2015 г.

сумма, млрд. долл. США

%

сумма, млрд. долл. США

%

Всего, из них

820

100

5345

100

сделки спот

394

48

2046

38

сделки форвард аутрайт

58

7

680

13

Валютные свопы

324

40

2228

42

Опционы и прочее

44

5

391

7

В январе 2016 г. волатильность на мировом валютном рынке до­стигла максимума за последние четыре года, лишив инвесторов дешевого способа защититься от рисков на финансовых рынках. Общеизвестно, что от волатильности зависит стоимость валютных опционов и, следовательно, они будут терять привлекательность в качестве инструмента валютных спекуляций. С начала 2016 г. мировые рынки демонстрируют колебания выше среднего, что обусловлено опасениями относительно состояния эко­номики в Китае и его последствий для мировой экономики. Опционы, да­ющие держателю право на покупку или продажу актива по заранее уста­новленной цене, становятся невыгодны, поэтому многие отдают предпо­чтение форвардам.

3. Разрастание долгового кризиса.


Опасность разрастания долгового кризиса является существен­ной угрозой мировой валютно-финансовой системы. Особенно это свя­зано с долговыми проблемами крупнейших экономик мира. В случае с Европейским валютным союзом разрастание долгового кризиса ставит под угрозу не только целостность этого крупнейшего интеграционного блока, но и дальнейшую роль европейской валюты как альтернативы доллару США. Суммарный госдолг стран «зоны евро» за последние пять лет вырос более чем на 8% и в 2014 г. составил 91,9% к ВВП, при­чем в 16 странах уровень госдолга превысил 60% ВВП. Прогноз сово­купного долга государств еврозоны на 2016 г. составляет уже 92,7% ВВП

Гипотетический долговой кризис в США может обвалить всю мировую экономику, поскольку долги этой страны номинированы в национальной валюте, имеется возможность погашения долга через расширение эмиссии доллара и его девальвацию. Сложись такая ситуация, экономики всех стран мира, большая часть валютных резервов которых представлена долларами, ждет серьезный удар. На конец января 2016 г. размер государственных заимствований США превысил отметку в 19 трлн. долл., что превышает ВВП страны. За последние семь лет государственный долг США увеличился почти вдвое. Однако, данная ситуация не представляет собой угрозы для мировой экономики пока кредиты погашаются и обязательства выполняются. На сегодняшний день казначейские облигации США являются наиболее стабильным и привлекательным видом инвестиций для участников мирового финансового рынка. Даже Россия вновь увеличивает вложения в госдолг США.

4. Нестабильность курсов ведущих мировых валют.

Наиболее популярным и не теряющим десятилетиями своего значе­ния на валютном рынке является американский доллар. Если в 1998 г. удельный вес доллара в объеме торговли равнялся 86,8 %, то в 2015 г. -87%. Несомненно, лидерство доллара обеспечивается не только экономи­ческими, но и политическими, военными, культурными и другими факто­рами. Второе место уверенно занимает евро, за последние годы его удель­ный вес несколько снизился. В 2001 г. на евро приходилось 37,9 % оборота торговли, в 2015 г. - 33,4 %. Японская йена и английский фунт также уве­ренно занимают третье и четвертое места, их позиция меняется со време­нем весьма незначительно. Данные по валютам, являющимся лидерами мирового рынка, представлены в табл.5.

Таблица 5 Валюты - лидеры мирового валютного рынка

Валюта

1998

2015

уд. вес, %

рейтинг

уд. вес, %

рейтинг

Доллар США

86,8

1

87,0

1

Евро

2

33,4

2

Японская йена

21,7

2

23,0

3

Фунт стерлингов Великобритании

11,0

3

11,8

4

Австралийский доллар

3,0

6

8,6

5

Швейцарский франк

7,1

4

5,2

6

Канадский доллар

3,5

5

4,6

7

Мексиканское песо

0,5

9

2,5

8

Юань - ренминби

30

2,2

9

Новозеландский доллар

0,2

17

2,0

10

Шведская крона

0,3

11

1,8

11

Российский рубль

0,3

12

1,6

12

Другие валюты

63,7

16,3

Итого

200

200


Примечание: итог составляет 200%, поскольку в каждой сделке участвуют две валюты

Обращает на себя внимание и статистика ограничительных мер. На начало ноября 2012 года (то есть вскоре после присоединения России к ВТО) всего 18 стран применяли защитные меры в отношении российских товаров. Всего действовало 73 меры, а также проводилось 5 расследований. К 1 августа 2015 года число стран, использующих ограничительные меры в отношении российских товаров, увеличилось до 27, а число принятых мер – до 112. До 22 возросло и количество проводимых расследований. При этом число антидемпинговых мер осталось неизменным (39), а выросло количество мер нетарифного характера (с 31 до 54) и специальных защитных пошлин (с 3 до 20). Эта статистика может служить косвенным подтверждением успехов российских экспортеров

Рисунок 1- Товарная структура экспорта РФ в страны дальнего зарубежья, %

Рисунок 2 - Товарная структура импорта РФ из стран дальнего зарубежья, %

Рисунок 3 - Структура внешнеторгового оборота по группам в 2014 г., (2013 г.), в %

Позитивным результатом можно считать то, что не произошло наплыва дешевых импортных товаров. Значительную роль в этом сыграла «санкционная война», однако по итогам докризисного 2013 года наблюдалось даже снижение импортной продукции по ряду продуктовых линеек. Вместе с тем заметно усилилась тенденция расслоения экономики на высокодоходные и малорентабельные сектора.

Однако уже существовавшим до «санкционной войны» ограничениям против российских компаний, добавились новые.

Фактически перекрыт доступ к передовым технологиям, катастрофически упали объемы прямых иностранных инвестиций, чрезвычайно затруднен доступ к дешевым финансовым ресурсам – а ведь это были главные цели нашего вступления в ВТО. Да и для простого российского потребителя членство в ВТО малозаметно: ожидаемого снижения розничных цен на импортные товары так и не произошло

Применяемые в отношении России ограничительные меры находятся в прямом противоречии с принципами ВТО, что позволяет утверждать о том, что возможности членства в этой организации в ближайшей перспективе вряд ли обеспечат нам ожидаемые экономические преференции.

При этом следует подчеркнуть, что, вводя санкции в отношении Российской Федерации, сначала США, а позднее и Европейский Союз в качестве оснований их введения не ссылались на наличие упомянутых общих исключений. Основанием для применения санкционной стратегии являлись в первую очередь соображения безопасности. Президент США в своем Указе от 6 марта 2014 г., получившем название "Вклад в ситуацию на Украине" введение санкций против России обосновал ссылкой на Закон "О международных чрезвычайных экономических полномочиях" и Закон "О чрезвычайном национальном положении" . Необходимо отметить, что оба этих акта появились во времена холодной войны и существенно расширили чрезвычайные полномочия, которые прежде были предоставлены Президенту США Законом "О торговле с врагом" от 1914 г. В частности, они предоставляли Президенту США право в случае возникновения внешней угрозы национальной безопасности США контролировать и запрещать практически любые экономические операции, в которые вовлечена собственность иностранного государства. Таким образом, фактически первое лицо США получило беспрецедентную возможность единолично применять различные экономические санкции к недружественным иностранным государствам только на основании его личного представления о наличии внешней угрозы для США со стороны недружественного государства.


Европейский Союз при этом просто не счел нужным законодательно обосновывать свои санкции в отношении Российской Федерации в Решении от 17 марта 2014 г. и далее в Регламентах Совета Европы Council Regulation (EU) N 269/2014 от 17 марта 2014 г. и Council Regulation (EU) N 833/2014 от 31 июля 2014 г., что не удивительно, потому что Совет Европы представляет собой коллегиальный исполнительный орган, а вопросы национальной безопасности в структуре европейского законодательства находятся в юрисдикции каждого из его членов. НАТО же, как военная организация, в принципе не имеет отношения к принятию экономических решений, осуществляемых Советом Европы, поскольку это не входит в его компетенцию.

Не вдаваясь в политическую подоплеку вопроса о санкциях, следует ограничиться констатацией того факта, что идея необходимости защиты национальной безопасности доминировала и доминирует до настоящего времени в антироссийской санкционной политике. Нужно заметить, что с точки зрения законодательства ВТО, которое и является предметом настоящего эссе, национальная безопасность действительно представляет собой одно из правовых оснований применения исключений из общих принципов ВТО. Однако нетрудно заметить, что все перечисленные основания исключений из принципов ВТО оцениваются каждым членом ВТО в каждом индивидуальном случае самостоятельно и единолично, в одностороннем порядке, что создает множество прецедентов, связанных с использованием данных положений в недобросовестных целях, т.е. достаточно часто имеет место злоупотребление правом, на что обращается внимание и в доктринальной литературе

Одностороннее введение санкций с юридической точки зрения функционирования ВТО представляет собой одностороннее действие одной из сторон соглашения, осуществляемое без согласования с контрагентом. Таким образом, одностороннее введение санкций должно квалифицироваться в качестве одностороннего отказа от исполнения обязательства (договора). Международное договорное законодательство предполагает возможность одностороннего отказа от исполнения обязательства только в случаях существенного нарушения со стороны контрагента (ст. 49 Венской конвенции , ст. 7.3.1 и 7.3.2 Принципов УНИДРУА, ст. 9:301 Принципов Европейского договорного права ). Российское гражданское законодательство предполагает возможность одностороннего отказа от исполнения обязательства только в случаях, прямо предусмотренных законом (п. 3 ст. 450 ГК РФ) или условиями предпринимательского соглашения (ст. 310 ГК РФ). Принцип свободы договора, одним из аналогов которого является принцип сотрудничества в рамках законодательства ВТО, также предполагает возможность установления права на одностороннее прекращение исполнения обязательства на основании соглашения сторон. В международном гражданском законодательстве, так же как и в законодательстве ВТО, односторонний отказ от исполнения обязательства представляет собой исключение на фоне общего запрета прекращения исполнения обязательств в одностороннем порядке.