Файл: Тенденции развития международной валютной системы.(Теоретические основы тенденций развития международной валютной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Валютное регулирование в РФ призваны осуществлять Центральный Банк (ЦБ) и Правительство государства. Данные органы при выполнении своих обязанностей руководствуются нормами закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ.

  1. Центральный Банк России:
  • издаёт нормативные акты, которые определяют порядок и правила осуществления любых валютных операций, правила выдачи соответствующих лицензий, формы учёта и отчётности;
  • осуществляет контроль над всеми субъектами валютных отношений.

Несмотря на то, что Центральный Банк обеспечивает валютное регулирование и контроль, он также является активным оператором рынка. Самостоятельно осуществляя валютные операции, ЦБ РФ извлекает прибыль.

2. Правительство России:

  • издаёт нормативные акты, которые определяют порядок совершения операций с любыми драгоценными камнями и металлами, правила выдачи соответствующих лицензий и этапы формирования гос. фонда драгоценных металлов и камней;
  • обеспечивает функционирование на уровне государства единой политики в сфере обращения драгоценных металлов и камней.

Некоторые полномочия Правительства РФ оказывают косвенное влияние на область валютных взаимоотношений.

  1. Иные органы, обеспечивающие валютное регулирование:

ЦБ и Правительство РФ - это основные органы валютного регулирования, но не единственные. Помимо них регуляционные функции в сфере валютных отношений осуществляют:

  • Федеральное Собрание, которое устанавливает порядок формирования гос. валютных резервов и издаёт федеральные законы, освещающие все вопросы сферы валютного регулирования;
  • Президент, который определяет правила экспорта и импорта драгоценных металлов, а также решает вопросы по предоставлению резидентам льгот на обязательную продажу вырученной от экспорта валюты;
  • Министерство финансов, которое обеспечивает единую валютную политику РФ, и при участии Центрального Банка осуществляет регулирование рынка драгоценных металлов и камней;

Государственный таможенный комитет, который при участии ЦБ РФ устанавливает порядок экспорта, а также импорта любых валютных ценностей резидентами и нерезидентами государства 26, С.25.

Каждый из перечисленных органов обеспечивает валютное регулирование строго в пределах своих полномочий, руководствуясь соответствующими законодательными актами. Их совместная работа призвана решать значимую для государства задачу - создание эффективного механизма обращения валютных ценностей с целью развития российской экономики.


Глава 2 Анализ тенденций развития международной валютной системы на современном этапе

2.1 Текущая оценка мировой валютной системы

Ухудшение экономической ситуации повлияло на финансовую стабильность России. Резкий скачок валютного курса и такое же резкое снижение нефтяных цен – сочетание наиболее неблагоприятных факторов произошло в один момент времени.

Эти факторы продолжают действовать, но они уже не оказывают пагубного влияния на экономику, произошла адаптация. Одним из важных показателей, отражающих состояние финансовой системы России является состояние её резервов.

Самый весомый фактор – это валютная переоценка (что и неудивительно, т.к. курс вырос почти в 2,5 раза). На 2м месте – покупка валюты на внутреннем рынке (население в 2015м году покупало валюты значительно меньше, а объём их продаж банкам, наоборот, вырос – это будет рассмотрено немного позднее), а также списание средств со счетов клиентов Банка России. Остальные изменения можно назвать менее существенными. За 2015й год в результате действия этих факторов валютные резервы снизились на 14,2 млрд. долларов.

По этим данным можно отметить некоторые тенденции:

  • доля иностранных активов в долларах с начала 2013го до начала 2016го года значительно увеличилась – с 59,1% до 71,1%, доля в евро – напротив, выросла на так значительно – с 14% до 14,9%. Доля активов в рублях заметно упала, в других валютах – тоже снизилась.
  • По доллару, рублю и прочим валютам наблюдается аналогичная динамика и в составе пассивов, а вот в евро – темпы роста обязательств значительно превышают темпы роста активов за этот период 22, С.319.

Отсюда можно заключить, что наращивание иностранных активов банковским сектором есть следствие роста стоимости этих активов, удорожания иностранной валюты.

На внутреннем рынке иностранной валюты наблюдается снижение спроса на неё со стороны населения. В 2014м году – в период активного роста курсов доллара и евро – рос и спрос на них. В 2015м году наблюдалось значительное снижение активности – чистый спрос на иностранную валюту (объём покупок физлицами за вычетом объёма продаж) снизился в 8,5 раз.

Такое изменение спроса на внутреннем рынке побудило уполномоченные банки к сокращению ввоза иностранной валюты в страну и увеличении вывоза. За 2015й год они вывезли иностранной валюты на сумму 17,5 млрд. долларов (в 2,2 раза больше, чем в 2014м), а ввезли – 19,5 млрд. долларов (в 3,1 раза меньше, чем в 2014м).


Объёмы покупок иностранной валюты физическими лицами сократились на 48%, а объёмы продаж – на 20%. Такие изменения спроса и объясняют то, что в 2015м году изменения валютного курса были уже не такими стихийными, как в 2014м.

В 2015м году число выявленных поддельных банкнот приблизилось к уровню 2011го года. К сожалению, неизвестно число невыявленных поддельных банкнот, поэтому нельзя сказать достоверно, связано ли увеличение выявления с ростом оборота поддельных банкнот или же с увеличением контроля их качества при приёме в банках. Но нет сомнений, что мотивы роста числа поддельных банкнот имеют место, поэтому вопрос валютного контроля становится всё более актуальным.

2.2 Основные проблемы функционирования и развития мировой валютной системы

Современная международная валютная система (Ямайская система) была создана в 1976 г. и действует по сей день. Основным принципом функционирования ямайской валютной системы был провозглашен пере­ход на плавающие обменные курсы, а также декларировался многовалют­ный стандарт. При этом многие страны, объявившие о свободной конвер­тации национальных валют, на деле до сих пор осуществляют валютные интервенции с целью поддержания курса национальной валюты, то есть фактически осуществляют управляемое плавание. Одним из наиболее яр­ких примеров такого подхода к валютному регулированию являлась поли­тика Банка России, осуществляемая вплоть до конца 2014 г.

Ямайская валютная система предполагала полицентричность. Ос­новным средством международных расчетов в этой системе должны бы­ли стать наиболее твердые свободно конвертируемые валюты, и резерв­ное платёжное средство МВФ - По действующим в МВФ правилам, доля каждой валюты в определяется экономическим по­тенциалом страны и ролью на мировом рынке. Структура обычно подлежит пересмотру каждые пять лет. Ретроспектива процесса форми­рования отражена в табл.3. На сегодняшний день котировки эквивалентны стоимости корзины четырех валют: японская йена, доллар США, фунт стерлингов и евро 18 С. 99

В ноябре 2015 г. Исполнительный совет Международного Ва­лютного Фонда завершил периодический пятилетний пересмотр корзи­ны валют, составляющих специальные права заимствования. Основное внимание в ходе пересмотра было сосредоточено на оценке роли ки­тайской валюты в международных платежах и расчетах. Было призна­но, что юань удовлетворяет выработанным МВФ критериям для вклю­чения китайской валюты в корзину Совет постановил, что с 1 октября 2016 года юань будет включаться в корзину 8БК в качестве пятой валюты.


Таблица 3 Вес валют в корзине СДР

Период

Доллар США

Евро

Английский фунт

Японская Йена

1999-2000

39%

32%

11%

18%

2001-2005

44%

31%

11%

14%

2006-2010

44%

34%

11%

11%

2011-2015

41,9%

37,4%

11,3%

9,4%

Введение новой корзины 8БК с 1 октября 2016 года даст МВФ, его государствам-членам и другим пользователям 8БК достаточный подгото­вительный период для адаптации к грядущим изменениям.

В настоящее время МВФ насчитывает 188 стран-членов. Каждая страна имеет квоту, выраженную в Квота определяет сумму подписки на капитал, возможности использования ресурсов фонда и сумму получаемых государством-членом при их очередном распределе­нии.

На сегодняшний день наибольшая доля в МВФ принадлежит США -17,08%. Это позволяет США при желании блокировать любое решение. По регламенту за принятие какого-либо решения в рамках МВФ должно быть подано не менее 85 % голосов, а для блокировки достаточно 15%. Соответственно, у США наибольший объем 8БК - около 42,1 млрд. (при­мерно 65 млрд. долларов). Для сравнения, наименьшая квота у островного государства Тувалу - 1,8 млн. или около 2,78 млн. долларов. После США по размеру квот в фонде следуют Япония (6,13%), Германия (5,99%), Ве­ликобритания (4,95%), Франция (4,95%), Саудовская Аравия (3,22%), Ки­тай (2,94%), Россия (2,4%). На долю ЕС приходится 30,3% квот. То есть США, Япония и Западная Европа в целом контролируют более 50% квот, и фактически определяют всю политику фонда. В 2010 г. Совет управляю­щих МВФ запланировал увеличение квот России, Бразилии, Индии и Ки­тая. Большинство стран ратифицировали это решение Фонда. Однако на конец 2015 г. этот шаг так и не был сделан. Блокируют корректировку Со­единенные Штаты Америки, поскольку опасаются, что в случае четырна­дцатой корректировки квот блокирующий пакет также получат страны БРИКС. В настоящее время доля стран данной группы в капитале и голо­сах составляет неоправданно низкие 11,5%. При этом на пять государств, составляющих БРИКС, приходится около 31% мирового ВВП.

Доллар США по-прежнему сохраняет лидирующие позиции в со­временной валютной системе. Согласно данным Банка международных расчётов, данная валюта пользуется наибольшей популярностью при со­вершении операций по обмену валюты в международном масштабе. Ана­лиз позиций доллара в мировых резервах позволяют сделать вывод, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе доминирование доллара в резервах стран сохранится.


В 2014 г. наблюдалось укрепление американской валюты в качестве резервной. В конце 2014 г. она, согласно МВФ, увеличилась с 62,3 до 62,9%, самого высокого уровня с 2009 г. Доля евро, наоборот, сократилась с 22,6 до 22,2%, минимального значения за 13 лет. При этом следует пони­мать, что МВФ не может учесть в своих отчетах структуру резервов Китая из-за того, что страна не предоставляет информацию.

При этом укрепление позиций доллара многие специалисты счита­ют временным, и прогнозируют движение мировых финансов в сторону валютного разнообразия в резервах. Свидетельством тому служит решение вопроса о включении МВФ китайской валюты в состав специальных прав заимствования (8ЭК). По оценкам аналитиков агентства Б1оотЬегд, доля юаня в валютных резервах мировых регуляторов на конец 2015 г. состави­ла 2,9%, а к 2025 г. вырастет до 10%.

Тем не менее, следует признать отсутствие в настоящий момент в мировой валютной системе полицентричности, которая декларировалась в ямайских соглашениях. Долларизация экономики — проблема, которая в любой стране способна осложнить проведение независимой денежно-кредитной и валютной политики, поскольку в структуре денежной массы появляется элемент, плохо поддающийся государственному контролю. Иностранные валюты начинают играть значительную роль в качестве ин­струмента сбережений, наблюдается отток национального капитала. Таким образом, чрезмерная зависимость национальной экономики от доллара угрожает экономической безопасности страны.

По мнению экономистов, главная сила доллара заключается в том, что все нефтяные контракты в мире заключаются исключительно в долла­рах. И основной способа ухода от долларизации мировой экономики —перевод крупных сырьевых сделок на национальные валюты. Как извест­но, серьезные шаги в этом направлении уже предпринимаются в отноше­ниях между РФ и Китаем, Китаем и Аргентиной.

Серьезнейшей проблемой мировой валютной системой следует при­знать практику валютных войн. Несмотря на то, что ведущие регуляторы вы­сказываются о своей приверженности к рыночному формированию курсов ва­лют, на деле многие из них манипулируют обменными курсами. Под «валютной войной» понимаются действия национальных правительств и цен­тральных банков по осознанному занижению курса национальной валюты с целью защиты собственного рынка от импортных товаров и, в тоже время, со­здания условий для повышения экспорта товаров собственного производства.

Среди проблем современной мировой валютной системы следует отметить участившиеся валютные кризисы. Отмена валютных ограниче­ний в рамках ямайской валютной системы способствовала росту междуна­родной мобильности капитала, которая и стала на определенном историче­ском этапе движущей силой валютных кризисов. На сегодняшний день природа валютных кризисов определяется следующим обстоятельствами: