Файл: Тенденции развития международной валютной системы.(Теоретические основы тенденций развития международной валютной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, введение односторонних санкций, с точки зрения договорного права представляя собой разновидность одностороннего отказа от исполнения обязательства, влечет ряд неблагоприятных последствий для стороны, применившей санкции. В случаях, когда установление санкций способствует возникновению препятствий для возможности заключения новых контрактов (например, отказ от выдачи кредитов банками на общих для всех стран - участниц ВТО условиях), такое действие должно квалифицироваться не в качестве отказа от исполнения обязательства, поскольку обязательства как такового еще не существует, а как один из видов договорной дискриминации, нарушающий основополагающие принципы сотрудничества и либерализации торговых отношений, лежащие в основе функционирования ВТО как международной торговой организации.

Совершенно очевидно, что при применении санкций на основании наличия угроз национальной безопасности отсутствуют всякие экономические причины для неисполнения обязательств. Однако наиболее ярким отличием доктрины существенного изменения обстоятельств от невозможности исполнения обязательства является сугубо юрисдикционный характер первой. Другими словами, основным условием использования доктрины существенного изменения обстоятельств вне зависимости от правовой системы государства, в котором она применяется, является обязательное участие суда при решении вопроса о возможности или невозможности прекращения исполнения обязательств, а также о распределении рисков сторон при определении последствий применения данной доктрины к их обязательственным отношениям. В случае односторонних санкций действия активной стороны имеют выраженный односторонний и неюрисдикционный характер, исключающий участие судебных инстанций в принятии решения о судьбе обязательства. Таким образом, наличие оснований для применения исключений, регламентированных ст. XXI ГАТТ 1994 и ст. XIV-бис ГАТС, не может и не должно квалифицироваться, с одной стороны, в качестве существенного изменения обстоятельств, а с другой стороны, в качестве обстоятельства непреодолимой силы со всеми вытекающими из этого вывода правовыми последствиями.

1. Односторонние санкции, примененные в отношении Российской Федерации со стороны США и ЕС, по законодательству ВТО должны быть квалифицированы в качестве нарушения права. Их основание не может быть расценено ни в качестве обстоятельства непреодолимой силы, ни в качестве существенного изменения обстоятельств.


2. Единственным легитимным основанием для применения подобных санкций в плоскости отношений международной торговли могут служить только нормы подп. "iii" п. "b" ст. XXI ГАТТ 1994 и подп. "iii" п. "b" ст. XIV-бис ГАТС. Но необходимо признать, что данные нормы имеют выраженный оценочный характер, поэтому в целях устранения возможностей одной из сторон для злоупотребления правом путем их неоправданно широкого толкования необходимо внести уточнение в содержание указанных норм, дополнив их положением о невозможности их применения в неюрисдикционном одностороннем порядке. Вопрос о применении данных норм и последствиях такого применения должен решаться только в порядке их рассмотрения органом по решению споров ВТО.

Именно поэтому законодательство ВТО не может защитить Российскую Федерацию от действия западных санкций.

Глава 3 Перспективы будущей эволюции мировой валютной системы

Наиболее резким вопросом как для цивилизованных, так и для развивающихся государств в мире преобразования глобальной финансовой архитектуры считаются возможности будущего формирования мировой валютной системы. Мировое научно-экспертное содружество стремительно подвергает критике имеющееся разногласие, положенное в долларе США, в то же время являющимся как государственной валютой, так и мировыми средствами. В данном отношении, наиболее возможными представляются семь альтернатив предстоящего существования мировой валютной системы:

  • система, допускающая формирование общей мировой резервной денежной еденицы, в качестве которой выступают особые права заимствования;
  • моновалютная система на основе доллара;
  • двухвалютная система на основе доллара и евро;
  • поливалютная концепция на основе сравнительно большого числа основных резервных валют;
  • золотой стандарт;
  • система, базирующаяся на региональных валютах и региональных эмиссионных центрах;
  • многотоварный стандарт.

В качестве наиболее вероятных альтернатив в краткосрочной и среднесрочной перспективе, необходимо выделить три вектора изменения валютной системы:

  • сохранение за долларом США статуса мировой резервной валюты (с укреплением Бреттон-Вудских институтов);
  • ослабление доллара США и договорной переход к новой мировой резервной валюте (в данном случае имеется в виду специальные права заимствования);
  • «крушение» доллара США и распад системы МФА на валютные области.

Первые два вероятных варианта – поддержка (либо снижение) за долларом США статуса международный запасной валюты в кратчайшей перспективе - представляются максимально возможными в силу сбережения американцами основной позиции в области экономики, инноваций, капиталов и розничного потребления. Кроме американской денежной еденицы в структуре МФА в настоящее время сформировалась четверка основных резервных валют: американский доллар (60,7% мировых валютных резервов), евро (26,6%), фунт (4,1%) и японская иена (3,8 %). В краткосрочной и среднесрочной перспективах ниша доллара США в интернациональном финансовом обороте, согласно анализам экспертов, составит порядка 40-50%, доля евро – в пределах 25-30 %.

В 10-15-летней перспективе (при оптимистичном прогнозе) к зоне евро намереваются присоединиться до 10-15 государств Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Следует выделить, что перспективы перечисленных выше денежных единиц на вступление в «валютный клуб» мирового хозяйства рассматриваются однозначно.

В результате, в нынешнем обществе прослеживается тенденция модификации баланса центров финансового и экономического влияния с сужением доли США и иных развитых государств в мировом ВВП и глобальных финансовых активах, при увеличении доли Китая, развивающихся стран Азии, государств группы БРИКС, что демонстрирует продвижение к многополярности мировой валютной системы

Один из вероятных вариантов существования будущей мировой валютной системы считается создание мировой резервной валюты, основанной на особых правах заимствования МВФ. Согласно оценке ряда специалистов, для мировой финансовой архитектуры следует сформировать такую наднациональную дополнительную валюту, которая, пребывая не привязанной к отдельным государствам, сумеет сберечь устойчивость в долгосрочной перспективе.

Преобразование международный валютно-финансовой системы считается логическим процессом, предопределенным преобразованиями в интернациональном разделении труда, формированием внешней торговли, расстановкой сил в мире. Замена одной мировой валютной системы на иную, как правило, совершается во время кризиса. В настоящее время ситуация мировой области капиталов расценивается как кризисное. При данном практически никаких мер согласно модернизации нынешней финансовой архитектуры с целью стабилизации интернационального валютного обращения вплоть до сих пор не предпринималось.

Преобразование международный валютно-финансовой концепции считается логическим действием, предопределенным преобразованиями в интернациональном разделении труда, формированием внешней торговли, расстановкой сил в обществе. Замена одной международный валютной концепции на иную, как правило, совершается во время кризиса. В настоящее время положение международный сферы капиталов расценивается равно как кризисное. При данном практически никаких мер согласно модернизации нынешней экономической архитектуры с целью стабилизации интернационального валютного обращения вплоть до сих пор не предпринималось.


Положение резервной денежной еденицы подразумевает ее соотношение определенным условиям. Во-первых, выдвижение государственной денежной единицы за границы национальных пределов учитывает значительное сокращение денежных ограничений. Законодательство государства не должно мешать движению денежных средств. Во-вторых, доля государства-эмитента в мировом ВВП и интернациональной торговле должна быть значимой. В-третьих, взаимодоверие всемирного общества к государственной валютной единице находится в зависимости от ее стабильности к инфляции.

На современном этапе и использование государственных денежных единиц в качестве интернациональных расчетных и дополнительных инструментов содействует их обесценению, и порождает валютные кризисы всемирного масштаба. С целью преодоления массовых дисбалансов необходима абсолютная перестройка всемирной валютно-финансовой концепции. Мероприятия, используемые государствами-эмитентами основных резервных валют, выраженные в эмиссии, ориентированы на предотвращение последствий кризиса, а никак не его истоков.

Дальнейшее формирование глобальной денежной концепции возможно по высококачественно новому сценарию, с применением всемирным сообществом в качестве средства интернациональных расчетов и дополнительного инструмента наднациональной валютной единицы. Имеются разнообразные комбинация к формированию такого рода денежной еденицы. Учеными различных финансовых школ и направлений проводятся обсуждения вопроса согласно проблемам, сопряженным с ее эмиссией и обеспечением.

Развитие новой валютной концепции - непростой, довольно двойственный и длительный процесс. Расхождения в интересах отдельных государств, а также мнений экспертов-экономистов усложняют выработку общей стратегии согласно реформированию нынешней международный финансовой архитектуры. Впрочем, преобразование международных валютно-финансовых взаимоотношений в настоящее время считается одним из важных обстоятельств преодоления долгого финансового кризиса всемирного масштаба. Стабилизация всемирной валютно-финансовой области вероятна при принятии всемирным сообществом новой денежной еденицы, разделенной на два инструмента, не зависящей от геополитических заинтересованностей отдельных стран, способной поменять доллар США в интернациональных расчетах и гарантировать безопасность, равно как государственных запасов, так и скоплений индивидуальных компаний и народонаселения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировая валютная система в ходе своего развития преодолела несколько этапов, причём, несмотря на особенности и отличия в основных принципах функционирования, каждый из них эволюционирует, и в определенной степени является продолжением предыдущего.

Нынешняя валютная система – это отголосок послевоенной. То, что мы сегодня имеем – это потеря золота. Деньги больше не могут выступать как мера стоимости, по которой мы сравниваем, а значит появился вопрос – как соизмерять цены разных товаров в разных странах, ибо потеряли основу, универсальный меритель в качестве которого выступало золото.

Сегодня формируется новая мировая валютно-финансовая система, так как раньше внешние связи дополняли закономерности, воспроизводства национальной денежной и финансовой системы, где доминировали сугубо внутринациональные особенности, а теперь внешние финансовые взаимосвязи становятся определяющими факторами национальных закономерностей воспроизводства, формируя таким образом их функционирование в рамках уже интегрированной мировой финансовой системы.

Постепенно унифицируется, кроме того, и существующее многообразие расчётно-кредитных средств, форм и методов проведения валютных операций. Мировая валютная система как совокупность относительно автономных разнообразных национальных валютных систем уступает место унифицированной глобальной денежной системе, основанной на общемировой принципах и методах денежных расчётов и платежей, форм финансовых активов, методов оценки их стоимости и капитализации.

В современной глобализируемой экономике традиционная роль валютных отношений регулировать и соизмерять стоимостные пропорции внешнеторговых потоков и доходности потоков капитала, дополняется в условиях взаимодействия национальных хозяйств, интенсификацией международной торговли валютами, финансовыми активам, новыми свойствами. В их числе, прежде всего, поддержка баланса этих потоков, регулирование которых уже традиционным методом внесения изменений в валютный курс оказывается мало эффективным, поскольку направление интенсивность этих потоков определяется сегодня глобальной международной оценкой относительной эффективности национальных рынков. Степень, глубина взаимопроникновения национальных валютно-финансовых систем определяется международным рейтингом национальных финансовых активов, а не валютным курсом.