Файл: Понятие пенсии по инвалидности (Анализ и правовое регулирование назначения пенсии по инвалидности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Конституция провозглашает Россию социальным государством, которая может оказать руку помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В соответствии с Конституцией РФ (далее – Конституция) человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а одна из основных обязанностей государства заключается в соблюдение и защите прав и свобод граждан. Кроме того, Российская Федерация (далее – РФ) – социальное государство, деятельность которого призвана обеспечить достойную жизнь и высокий уровень социальной защищенности для всех категорий граждан без исключений, путем регулирования социальной, экономической и иных сфер жизнедеятельности общества. Социальная поддержка оказывается всем слоям населения, однако повышенное внимание необходимо отдельным категориям граждан, которые в силу жизненных обстоятельств или состояния здоровья нуждаются в социальной помощи и особой поддержке со стороны государства. Основной массив в категории социально незащищенных слоев населения составляют малоимущие семьи, пожилые граждане, а так же люди с ограниченными физическими возможностями (инвалиды).

Цель исследования работы проанализировать понятие и условия назначения, а также проблемные аспекты пенсий по инвалидности.

Задачи исследования:

- -определить понятие пенсии по инвалидности;

-выявить условия и порядок назначения страховой пенсии по инвалидности;

- проанализировать проблемные аспекты назначения и выплаты пенсий по инвалидности на основе материалов судебной практики;

Объект исследования ­– нормативно-правовые акты и материалы судебной практики по вопросам пенсий по инвалидности.

Предмет исследования ­– общественные отношения, возникающие в связи с назначением пенсий по инвалидности.

При выполнении курсовой работы использовались и применялись общенаучные методы исследования, а именно: системный, логический и сравнительный анализ, синтез, наблюдение, группировка, сравнение и обобщение и методы статистической обработки эмпирических данных.

Информационную базу исследования составили Международные и российские правовые акты регулирующие назначение пенсии по инвалидности и в случае потери кормильца в частности: ФЗ «"О страховых пенсиях», ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также иные нормативно-правовые акты и учебная литература.


Исходя из цели и задач работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.

Глава 1. Анализ и правовое регулирование назначения пенсии по инвалидности

1.1 Понятие и правовое регулирование пенсии по инвалидности

В настоящее время законодательство о социальной защите инвалидов не содержит определения понятия «инвалидность». Данный термин опре­деляется через понятие «инвалид».

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким рас­стройством функций организма, обусловленное заболеваниями, послед­ствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизне­деятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Инвалидностью следует считать социальную недостаточность человека вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций орга­низма, приводящую к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Выделяются два признака инвалидности:

-трудовой — инвалидность влечет полную или частичную потерю профессиональной трудоспособности или пригодности;

-социальный — инвалидность вызывает существенные затруднения в жизни человека, приводящие к необходимости поддержки со стороны общества[1].

Под «ограничением жизнедеятельности» понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять само­обслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятель­ностью.

К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

-нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомотор­ных функций);

-нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислек­сия), вербальной и невербальной речи, голосообразования и пр.);


-нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

-нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

-нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выде­ления, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

-нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации и

нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхатель­ного трактов, нарушение размеров тела).

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидно­сти, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

Инвалидность устанавливается на определенный срок:

-инвалидность I группы — на два года;

-инвалидность II и III групп — на один год;

-категория «ребенок-инвалид» — на один или два года либо до дости­жения гражданином возраста 18 лет.

Поскольку группа инвалидности устанавливается на определенный срок, инвалиды должны проходить периодические переосвидетельствова­ния для подтверждения своего статуса.

Признание лица инвалидом осуществляется органами медико-социальной экспертизы. Лицам, в установленном законодательством порядке признанным инвалидами, устанавливается одна из трёх групп инвалидности, а ребёнку (лицу до 18 лет) устанавливается категория «ребёнок инвалид».

Федеральный закон «О страховых пенсиях» конкретизирует понятие инвалидности связывая его с ограничением способности к трудовой деятельности первой, второй или третьей степени.

Первой группой инвалидности является такое нарушение функций организма, при котором не только полностью утрачена трудоспособность, но и возникает необходимость в постоянной посторонней помощи, уходе или надзоре.

Вторая группа инвалидности устанавливается при значительно выраженных функциональных нарушениях, которые не вызывают необходимости постоянной посторонней помощи, ухода или надзора, но приводят к полной длительной или постоянной нетрудоспособности или к такому состоянию, когда для больного могут быть доступны отдельные виды труда только в специально созданных условиях.

Третья группа инвалидности устанавливается лицам, которые по состоянию здоровья не могут продолжать труд в своей основной профессии и в профессии, равноценной по квалификации, а также лицам, которые не допускаются к выполнению своей работы по эпидемиологическим показаниям.


Признание лица инвалидом производится территориальным бюро государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства, либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учрежденью. По установленным нормам одно бюро обслуживает 70-90 тыс. человек, в год проходят освидетельствование, в среднем, 1,8-2 тыс. человек.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

- установление инвалидности, её причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

- разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

- изучение уровня и причин инвалидности населения;

- участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактике инвалидности и социальной защиты инвалидов;

- определение степени утраты профессиональной нетрудоспособности;

- определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

В первую очередь речь идёт о назначении пенсии. Принятые в результате проведенных освидетельствований решения органов медико-социальной экспертизы, являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно- правовых форм и форм собственности.

Основным средством жизнеобеспечения инвалидов служит пенсия по инвалидности.

Страховая пенсия по инвалидности - это ежемесячная выплата, назначаемая в целях частичной компенсации утраченного заработка или иного трудового дохода лицам, имеющим группу инвалидности, на период её установления.

Признаки пенсий по инвалидности:

1) устанавливается в соответствии с нормами закона;

2) гарантируется государством;

3) назначается после установления группы инвалидности;

4) является денежной выплатой и не может предоставляться пенсионеру в других (в первую очередь речь идёт о натуральных ) формах;

5) является периодической (ежемесячной) выплатой;

6) устанавливается на определенный срок ( на время инвалидности или до установления пенсий по старости);

7) цель пенсии – компенсация лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие инвалидности;

8) размер пенсии зависит от прежнего заработка работника.


С учетом выделенных признаков можно сформулировать следующее определение понятия пенсия по инвалидности — это гарантированная государством денежная выплата, устанавливаемая на определенный срок и выплачиваемая ежемесячно, соизмеримая, как правило, с прежней опла­той труда гражданина, выплачиваемая в целях компенсации доходов, утра­ченных лицом в связи с наступлением инвалидности, право на которую определяется законодательством.

1.2 Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

В российском законодательстве предусмотрены следующие условия назначения страховых пенсий по инвалидности:

-признание в установленном порядке инвалидом I, II, или III группы;

-наличие страхового стража (независимо от продолжительности). Если у инвалида полностью отсутствует страховой стаж, ему устанавливается социальная пенсия по инвалидности.[2]

Согласно новому пенсионному законодательству страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» поставил на первое место необходимость социального обеспечения инвалида, не обусловленную какими бы то ни было субъективными факторами, в т.ч. корыстным умыслом на повреждение собственного здоровья, поскольку отменил норму, согласно которой лицо лишалось права на получение трудовой пенсии, если инвалидность наступила вследствие совершения инвалидом умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которая установлена в судебном порядке. Такая позиция законодателя более соответствует принципам социального государства, которым согласно Конституции РФ является Российская Федерация.

Для страховых пенсий по инвалидности действует общее правило назначения страховых пенсий: страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. В данном случае необходимо отметить важное исключение из этого общего правила: страховая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если с момента признания его инвалидом прошло не более 12 месяцев. Если указанный 12-месячный срок пропущен, то страховая пенсия по инвалидности назначается по общему правилу, т.е. со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на эту пенсию.[3]