Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Алгоритм конфликта, основные этапы и стадии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Сглаживание – нет такой ситуации, в которой стоит сердиться.

7. Принуждение – заставить принять свою точку зрения любой ценой.

8. Компромисс – принятие точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.

9. Решение проблемы – основано на признании различия во мнениях и готовности ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта». [1].

Воспользовавшись мнением отечественных конфликтологов, полагаю, что целесообразно кратко остановиться также и на мировой теории и практике.

Весьма интересен труд приватдоцента Зальцбургского университета, доктора политических наук Фридриха Глазла. В аннотации книги говорится, что «Конфликтменеджмент» Ф. Глазла – европейский бестселлер, ставший стандартом для всей отрасли конфликтоведения. Впервые природа, типология, модели диагностирования и ступени развития конфликта рассмотрены во взаимосвязи с трехчленной природой человека: триединства тела, души и духа. [2].

«Конфликтменеджмент» Ф. Глазла – один из наиболее признанных трудов в этой сфере, где методики работы и практика автора представлены на широком фоне существующих на сегодняшний день методик и практики. Впервые на русском языке». [3].

Иная терминология, американизмы, используемые переводчиком, затрудняют изучение данной книги. Однако некоторые подходы в разрешении конфликта («лечении конфликта»), в действиях заинтересованных сторон _________________________________________________________________ 1. Ю.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, М.С. Зайналабидов «Менеджмент». - М.: ОАО «Московские учебники»; Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2006. С.- 183-185. 2.Глазл Ф. «Конфликт-менеджмент». Перевод с немецкого. - Калуга, «Духовное познание», 2002.- С.-515. 3. Там же.

36

(«партий») весьма интересны.

Ф. Глазл считает, что «при лечении конфликтов всякая третья партия должна так интегрировать отдельные интервенции в общую стратегию, чтобы отдельные действия поддерживали друг друга. Кроме того, конфликтующие партии, для своей ориентировки, вправе знать, что им предлагается, сколько на это потребуется времени, сколько это будет стоить, чем они рискуют и т.д. [1].

Мы различаем общую стратегию и специальные стратегии. Общая стратегия работы с конфликтом включает в себя ряд специальных стратегий, таких, например, как модерация, процессуальные консультации, посредничество и др. Продвижение к процессам, которые все более способствуют развертыванию собственной деятельности конфликтующих партий, мы называем «принципом сукцессии». Но если, например, усилия посредника не приводят к успеху, можно перейти к третейским методам или к применению силы, если иначе невозможно прекратить конфликт. Это мы называем «субсидиарным принципом». Сукцессивные или субсидиарные процедуры могут входить в состав специальных стратегий работы с конфликтом, которые совместно представляют три главные фазы общей стратегии лечения конфликта. Мы называем эту фазу как вторую из главных фаз общей стратегии, как «специальную фазу лечения конфликта».[2].


Первую главную фазу мы называем «фазой ориентирования». Целью ее является подготовиться вместе с партиями к собственно лечению конфликта. Среди прочего, в фазе ориентирования дело идет о том, чтобы конфликтующие партии согласились с участием третьей партии в лечении конфликта (исключая властное вмешательство), т.е. чтобы они акцептировали ее; чтобы прояснить глобальные и специальные планы вмешательства; чтобы партии внутренне подготовились сделать свой вклад в процесс лечения конфликта, чтобы они поняли и поддержали предлагаемые правила коммуникации и т.д. [3].

Третья главная фаза – это «фаза консолидации». В ходе ее происходит __________________________________________________________________ 1.Глазл Ф. «Конфликт-менеджмент». Перевод с немецкого. - Калуга, «Духовное познание», 2002.- С.-448. 2. Там же. 3. Там же. С.448-449.

37

общее углубление и утверждение достигнутых результатов». [1].

Таким образом, Ф. Глазл выделяет три «фазы общей стратегии лечения конфликта», которые перекликаются с мнением отечественных конфликтологов.

Если суммировать теоретические установки и свой жизненный опыт, полагаю что основой выхода из конфликтной ситуации, не вдаваясь в нюансы, для любого руководителя, менеджера, члена конфликтной комиссии, это умение:

1. Критически рассмотреть со сторонами возникшие разногласия;

2. Определить причины и проблемы, приведшие к данным разногласиям;

3. Организовать процесс поиска путей выхода из создавшейся ситуации;

4. Выработать взаимоприемлемое для сторон решение;

5. Добиться принятия сторонами этого решения и его осознанного, не формального исполнения;

6. Осуществлять контроль за ситуацией, приведшей к возникновению разногласий, т.е. не допустить рецидива.

Не менее важна, а зачастую более эффективна целенаправленная деятельность руководителя еще до проявления признаков возникновения конфликтной ситуации. Это работа в следующих направлениях:

1. Профилактика и разрешение причин возникновения конфликтных ситуаций;

2. Постоянный контроль за соблюдением этики деловых отношений, своего своего рода этического кодекса коллектива;

3. Проведение комплексных мероприятий по сплачиванию коллектива, понижению уровня деструктивной конфликтности в целом.

Все это весьма актуально в процессе трудовой деятельности, как руководителя, так и любого педагога. __________________________________________________________________1.Глазл Ф. «Конфликт-менеджмент». Перевод с немецкого. - Калуга, «Духовное познание», 2002.- С.-448- 449. 2. Там же.


38

Заключение.

Для успешной трудовой деятельности в образовательных учреждениях очень важно знать основы конфликтологии. Ведь образовательная среда – это совокупность процессов обучения, воспитания и развития личности. Она содержит большое количество участников: ученики (студенты), их родители, педагогический состав, администрация учебного заведения. Каждому характерны собственное мнение, восприятие мира, свои желания и потребности, жизненные проблемы, особенности переходного возраста и т.д. Все это может стать основой возникновения конфликтной ситуации. А ведь одним из важнейших факторов успешного обучения является здоровый и положительный социально-психологический климат в коллективе, который зачастую сложно поддерживать.

В большинстве своем конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно заключает в себе элемент противостояния, столкновения противоречивых или несовместимых интересов, позиций, намерений. Это противоборство сторон обычно осложняет образовательный процесс, зачастую оказывает негативное влияние на результаты обучения, на психологическое самочувствие ученика и на его развитие как личности.

В тоже время понимание общих законов конфликтологии позволяет не бояться этого общечеловеческого явления и делает возможным находить пути решения возникших проблем. Ведь теория и практика говорят, что все происходящие вокруг нас события сложны и многообразны, часто близки к конфликту. Конфликт же многопланов и в нем действуют бесчисленные факторы зачастую в невообразимом переплетении. Любому человеку угрожает опасность быть вовлеченным в происходящие события, при этом ему зачастую весьма сложно управлять процессами. Всегда очень многое зависит от внутреннего мира самого человека, его восприятия себя и всего происходящего вокруг.

Поэтому зачастую только взаимное дополнение теории и жизненной практики позволяет находить цивилизованный выход из самой сложной конфликтной ситуации.

39

Список использованных источников

1. Алексеев А.П., Г.Г. Васильев [и др.]; «Краткий философский словарь». 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Оригинал-макет, 2017. - 496 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.

3. Васюкова И.А.«Словарь иностранных слов». - М.: :Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. - 988 с.


4. Виханский О.С, Наумов А.И. «Менеджмент». Издательство Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2003. - 528 с.: ил.

5. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 240 с. - (Высшее образование).

6. Глазл Ф. «Конфликт-менеджмент». Перевод с немецкого. - Калуга, «Духовное познание», 2002. - 516 с.

7. Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Зайналабидов М.С. «Менеджмент». - М.: ОАО «Московские учебники»; Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2006. - 235 с.

8. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с: ил. — (Серия ≪Мастера психологии≫).

9. Лукин Ю.Ф. Конфликтология : управление конфликтами : Management of the conflicts : учебник для вузов / Ю.Ф. Лукин. — М. : Академический Проект; Гаудеамус, 2007. - 799 с.— (Gaudeamus ; Фундаментальный учебник).

10. Мириманова М.С Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2004. - 320 с.

11. «Новый энциклопедический словарь». - М.: Большая Российская Энциклопедия: РИПОЛ классик, 2007. - 1456 с.: ил.

12. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»: Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - М.: Мир и Образование, 2015. - 1376 с.

13. О75 Основы менеджмента : учебник [Электронный ресурс] ; Региональный финансово-экономический инс-т. — Курск, 2015. -149 с.

40

14. Свенцицкий А.Л. «Краткий психологический словарь». - Москва : Проспект, 2017. - 512 с.

15. Хохлов А.С. «Конфликтология. История. Теория. Практика.»:учебное пособие/ - Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 312 с.

16. Цветкова Е.А.; Управление конфликтами: учеб. пособие / Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2009. - 147 с.

17. Шарков Ф.И., Сперанский В.И.«Общая конфликтология». Учебник для бакалавров»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Москва; 2015. - 120 с.

41

Рисунок 1

Признаки, типы и виды конфликтов

Источник: Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - (Высшее образование). С.- 49.

42

Таблица 1

Функции конфликтов и их последствия

Источник: Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский «Общая конфликтология». Учебник для бакалавров»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Москва; 2015. С.- 16.

43

Таблица 2

Функции конфликта

Конструктивные функции конфликта

Деструктивные функции конфликта

Конфликт может укрепить организацию. Улучшается качество общего менеджмента, происходит устранение недостатков, противоречий в работе организации

Конфликты ухудшают качество

деятельности организации, могут

ее разрушить

Участники конфликта более глубоко

познают друг друга. Тестирующая

функция конфликта проявляется

Происходит нарушение системы

отношений, коммуникаций, взаимосвязей в организации

Дают выход негативным эмоциям,

разряжают напряженность, трансформируют и сохраняют отношения

Ухудшается настроение людей, социально-психологический климат

в организации, в обществе

Конфликты способствуют развитию личности, усиливается значимость гуманистических ценностей

Наносится ущерб организационной, корпоративной культуре, происходит ослабление ценностно-ориентационного единства

Происходит оптимизация межличностных отношений

Конфликт разрушает межличностные отношения, вызывает депрессии, болезни

Руководители начинают более чутко реагировать на нужды подчиненных. Устанавливается более доброжелательная обстановка, организация укрепляется

Усиливаются авторитарные, бюрократические тенденции в менеджменте. Появляются «больные

организации» — принудительные,

депрессивные, шизоидные и др.

Активизируется социальная жизнь,

выявляются нерешенные проблемы в социуме. Стимулируют социальные перемены

Способствуют закреплению социально-политической пассивности граждан. Абсентеизм. Вызывают протест

Происходит ослабление социальной, психологической напряженности в обществе

Возрастает социальная напряженность в обществе. Появляется страх, фобии

Конфликты способствуют сплоченности группы, этноса, государства и общества перед внешней опасностью, возрастает внутренняя солидарность

Конфликт приводит нередко к насилию, а в войнах и к гибели людей


Источник: Лукин Ю.Ф. Конфликтология : управление конфликтами : Management of the conflicts : учебник для ву зов / Ю.Ф. Лукин. — М. : Академический Проект ; Гаудеамус, 2007. С.-117.

44

Рисунок 2

Методика преодоления конфликта через решение проблемы

Источник: Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский «Общая конфликтология». Учебник для бакалавров»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Москва; 2015. С.- 91.

45