Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Алгоритм конфликта, основные этапы и стадии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такой подход не значит, что не надо заниматься профилактикой, предупреждением конфликтов. Как раз наоборот. Менеджер в организации должен обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, анализировать конфликтные факторы, видеть причины конфликтов и умело управлять конфликтным взаимодействием на всех стадиях развития конфликта. Очень важно просчитать конструктивные и негативные последствия конфликтов, степень их влияния на внутреннюю и внешнюю среду организации. [2]. Таблица 2. «Функции конфликта».

Позитивная или негативная роль конфликта зависит от того, насколько эффективно и грамотно управляют социальным взаимодействием, как анализируются, понимаются и блокируются причины возникновения конфликтов в организации, занимаются или нет профилактической работой по предупреждению конфликтных ситуаций.[3].

Любой конфликт имеет границы в пространстве и во времени, что позволяет лучше уяснить природу конфликта, его отличие от других явлений. Пространственные границы определяются территорией, где происходит конфликт. Временные границы – это продолжительность конфликта, его начало и конец». [4]. __________________________________________________________________ 1. Лукин Ю.Ф. Конфликтология : управление конфликтами : Management of the conflicts : учебник для ву зов / Ю.Ф. Лукин. — М. : Академический Проект ; Гаудеамус, 2007. С.-116. 2. Там же. С.-116 — 117. 3. Там же. С.-118. 4. Там же.

22

Аналогично характеризуют «границы конфликта» Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский в учебнике «Общая конфликтология». [1].

Е.А. Цветкова в «Управлении конфликтами» выделяет « три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный». [2].

Полагаю, следует подробнее остановиться на понятии «Внутрисистемная граница». Автор полагает, что «всякий конфликт происходит в определенной системе, будь то семья, группа сослуживцев, государство, международное сообщество и т.д. Внутрисистемные связи сложны и многообразны. Конфликт между сторонами, входящими в одну систему, может быть более глубоким, обширным или частным, ограниченным. Определение внутрисистемных границ конфликта тесно связано с четким выделением конфликтующих сторон из всего круга его участников. Все эти лица (или организации) – элементы системы. Границы конфликта в системе зависят, таким образом, от того, сколь широкий круг участников будет в него вовлечен. Внутрисистемные границы конфликта важно знать для воздействия на происходящие процессы, в частности, для предотвращения системы в целом от разрушения». [3].


Изучение теоретических основ конфликтологии очень важно, чему постаралась уделить много внимания. Без этих профессиональных знаний нельзя надеяться на успех в трудовой деятельности менеджера. Ведь по праву считается, что самая сложная работа, это работа с людьми. Зачастую любой руководитель сталкивается с проблемой «высококлассный специалист с трудным характером – бездельник с покладистым характером». Как создать коллектив, а не группу сослуживцев, ведь от этого зависит итог труда всей организации.

Рассмотрение второго и третьего вопросов курсовой работы будет основываться на уже имеющемся личном опыте и опыте коллег, с которыми пришлось трудиться, с привязкой к теории конфликтологии.

_____________________________________________________________________________

1. Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский «Общая конфликтология». Учебник для бакалавров»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Москва; 2015. С.- 16. 2. Цветкова Е.А.; Управление конфликтами: учеб. пособие / Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2009. — С. - 42. 3. Там же. С. - 42 - 43.

23

2. АЛГОРИТМ КОНФЛИКТА, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СТАДИИ

2.1. Латентность в конфликте

На практике за конфликт обычно принимается уже завершающая его стадия, когда стороны открыто вступили в противоборство. Зачастую упускается главное – необходимость увидеть, распознать начало конфликта, зафиксировать его латентную (скрытую) стадию.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. В одном из сел на Дальнем Востоке в 90-е годы имелся ведомственный, принадлежавший леспромхозу, детский сад. Его посещало около 165 детей разного возраста. В детском саду было 7 групп и работало около 40 сотрудников. Леспромхоз был, как сейчас называют, градообразующим предприятием. В нем работало большинство жителей села. Учитывая повсеместные уже начавшиеся в регионе сокращения предприятий по лесозаготовке и переработке древесины, по селу пошли разговоры о ликвидации леспромхоза. Для работников детского сада это означало, что неминуемо произойдет резкое сокращение количества детей его посещающих, а это означало значительное сокращение персонала. Это при условии переподчинения детского сада из ведомственного, а не вообще его закрытия. Остаться без работы, то есть для многих вообще без средств к существованию, означало оказаться в безвыходной ситуации. Переезд в райцентр, находящийся более чем за полсотни километров, без жилья, без гарантии любого трудоустройства, даже не по профессии, было иллюзорным. У большинства сотрудников были панические настроения. До этого весьма дружный коллектив стал меняться на глазах. Начались скрытые интриги. Стали создаваться неформальные группы. И все это еще до какой либо достоверной и официальной информации о возможной ликвидации леспромхоза. Руководство районного отдела образования заняло выжидательную позицию. С коллективом детского сада никто общаться не хотел, что только накаляло обстановку. Заявлений о намерении добровольно уволиться по сокращению штатов никто из коллектива не делал, а наоборот все были заинтересованы в работе.


А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов в учебнике «Конфликтология» отмечают, что «латентный период (предконфликт) включает этапы: возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;

24

возникновение предконфликтной ситуации». [1].

Приведенный пример из практики полностью соответствует теории. Полагаю, что урегулировать вопрос «попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами» было бы возможно, если бы сразу коллектив имел даже не то что гарантии по трудоустройству сотрудников со стороны районного отдела образования, а хотя бы с коллективом кто-то начал проводить работу.

2.2. Открытый период

Ф.И. Шарков и В.И. Сперанский в учебнике «Общая конфликтология» отмечают, что «открытый период часто называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает инцидент; эскалацию конфликта; сбалансированное противодействие; завершение конфликта». [2].

2.2.1. Инцидент

В данном учебнике сформулировано, что « инцидент представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе – борьба накаляет эмоции – эмоции увеличивают ошибки восприятия – интенсификация борьбы и т.д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта». [3].

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. Ожидаемой одномоментной ликвидации леспромхоза не произошло, но начались существенные сокращения. __________________________________________________________________ 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. С.- 263. 2.Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский «Общая конфликтология». Учебник для бакалавров»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Москва; 2015. С.- 52. 3. Там же.

25

Возможность полного прекращения его работы не исключалась и даже нарастала. По решению вышестоящих инстанций детский сад перестал быть ведомственным. Началась реорганизация. С ее началом имевшиеся две неформальные группы сотрудников детского сада вступили уже в открытую борьбу. В различные инстанции посыпались жалобы и т.д. Приезд комиссий с проверками в основном приводили только к обострению противоречий.


2.2.2. Активная стадия конфликта. Эскалация. Сбалансированное противодействие.

В «Общей конфликтологии» мы находим, что «эскалация заключается в нарастании конфликта, проявляющемся в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Этот процесс имеет иной характер, нежели эпидемия, когда конфликт шаг за шагом распространяется на всю социальную систему. Эскалация может дозироваться, т.е. усиливаться или ослабляться. Определение степени эскалации позволяет уточнить роли лиц (структур), участвующих в разрешении конфликта. [1].

Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются».[2].

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. Проблемы в детском саду вышли за пределы района и стали известны на краевом уровне. Только приезд нескольких комиссий краевого центра смог снизить накал страстей во вроде бы обычном детском саду.

2.2.3. Завершение конфликта.

Ф.И Шарков и В.И. Сперанский указывают, что «завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, __________________________________________________________________ 1.Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский «Общая конфликтология». Учебник для бакалавров»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Москва; 2015. С.- 52. 2. Там же.

26

затухание, устранение или перерастание в другой конфликт». [1].

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. За период конфликта количество детей в детском саду сократилось в два раза. В часть здания детского сада были переведены классы начальной школы. Число сотрудников сокращено в два раза. А уже в 2016 году, когда и я уехала из тех мест, осталось 22 ребенка и 9 сотрудников детского сада. К этому времени леспромхоз прекратил свое существование.

2.3. Послеконфликтный период.

В «Общей конфликтологии» отмечено, что «послеконфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений. [2].


Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Этап характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения. [3].

Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия». [4].

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. В детском саду осталась одна разновозрастная группа. В коллективе все понимают, что если количество детей еще сократится, то и все проблемы уйдут вместе с детским садом в прошлое. Сейчас в коллективе хорошие товарищеские отношения.

Нами рассмотрены основные этапы и стадии конфликта на примере одного детского сада. Одного из многих. Возникает естественный вопрос,

___________________________________________________________________1.Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский «Общая конфликтология». Учебник для бакалавров»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Москва; 2015. С.- 52. 2. Там же. С.-53. 3. Там же. 4. Там же.

27

почему в одном коллективе конфликтная ситуация перерастает в конфликт, а в другом нет. Это зачастую при одинаковых возникших начальных проблемах в коллективе. Поэтому важно знать и уметь применить на практике методы управления конфликтами. Важна роль менеджера, роль руководителя.

28

3. Методы управления конфликтами. Роль руководителя

3.1 Возможности и проблемы управления конфликтами

В имеющейся научной литературе по конфликтологии и менеджменту сформулирован весьма обширный комплекс рекомендаций по управлению конфликтными ситуациями.

В учебнике Ф.И. Шаркова и В.И. Сперанского «Общая конфликтология» указывается, что «мы постоянно оказываемся в конфликтных ситуациях. И хотя они разделяются на производственные и бытовые, социальные и политические, тактика поведения в них имеет много сходного, она, как правило, одна и та же. Отличие производственных конфликтов в том, что они не могут разрешиться стихийно, как это бывает в личных коллизиях. Это не тот случай, где третий лишний. Невмешательство руководителя, его выжидательная позиция расценивается сотрудниками как боязнь испортить отношения с кем-то или неспособность разрешить конфликт. В мировой конфликтологии сформировался весьма обширный комплекс рекомендаций по управлению конфликтными ситуациями. [1].