Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Алгоритм конфликта, основные этапы и стадии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Причиной выбора темы реферата послужил почти 30-ти летний опыт педагогической работы в дошкольных учреждениях и в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За данный период трудовой деятельности, занимая различные должности, в том числе руководящие, довольно часто приходилось сталкиваться с различными конфликтными ситуациями.

Во время учебы в Александровск-Сахалинском педагогическом училище в 1983-1987 гг. вопросы конфликтологии изучались, но как стало понятно из последующей практической работы, довольно поверхностно. Основной целью разрешения конфликта ставилась задача его погасить и наказать зачинщиков.

Не только опыт работы, но и жизненный часто показывали, что основная цель разрешения конфликта не только и не столько в его пресечении, а в недопущении перерастания конфликтной ситуации в конфликт, в поиске причин его возникновения, в определении направления конструктивного выхода из него, в выявлении не только отрицательных факторов, но и положительных. Решить проблему быстро, на месте, самостоятельно, по возможности без привлечения вышестоящего руководства. Так как расширение сторон конфликта, затягивание по времени приводит, как правило, только к большему негативу, а также недовольству и зачастую обоснованной критике со стороны вышестоящих начальников, а часто к еще одному конфликту.

Учитывая вышеизложенное, полагаю, что тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Каждый педагог или руководитель заинтересован в том, чтобы любая возникшая конфликтная ситуация была быстро преодолена (исчерпана, пресечена или прекращена), так как ее последствия в основном могут принести определенный ущерб. В случае невозможности сразу разрешить проблему, приведшую к конфликтной ситуации, необходимо постараться перевести ее в конструктивный диалог сторон. Не допустить перерастания конфликтной ситуации непосредственно в конфликт. При этом разбор причин возникновения конфликтной ситуации целесообразно провести после ее нормализации, когда не будет возможности рецидива и обострения отношений. Для этого нужен не только личный опыт, но и глубокие теоретические познания.

3

Поэтому цель курсовой работы заключается в анализе теоретических подходов в характеристике конфликтов и конфликтных ситуаций, в системной оценке и в поиске путей и методов их разрешения.
Задачи курсовой работы:


– разобраться с понятиями «конфликт», «предмет конфликта», «объект конфликта», «участник или субъект конфликта», «границы конфликта», «виды и типы конфликтов», «причины конфликтов», «функции конфликтов» и «методы управления конфликтами»;

– алгоритм конфликта, варианты поведения в конфликтной ситуации, способы и методы разрешения конфликтов;

– провести анализ поведения и действий руководителя в конфликтных ситуациях.

4

1. Конфликт как научное понятие и социальная реальность

1.1. Понятие конфликта, его типы и виды

Понятие «конфликт» трактуется одновременно как научное и обыденное. В повседневном разговоре оно используется в различных контекстах. Говорят, например, о конфликте взглядов, отцов и детей, поэзии и прозы жизни, цветовых сочетаний и т.д. В науке оно также имеет широкое и разнообразное толкование.

Термин «конфликт» произошел от латинского «conflictus», что буквально означает «столкновение». В словаре иностранных слов – это «серьезное разногласие, спор; столкновение противоположных взглядов, интересов». (И.А. Васюкова «Словарь иностранных слов» [1]. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля его нет, но «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова не только приводит и разъясняет это слово – «столкновение, серьезное разногласие, спор», но и дает понятие слов «конфликтолог» –« специалист по конфликтологии» и «конфликтология» – «научная дисциплина, изучающая причины возникновения социальных, психологических и др. конфликтов и определяющая пути и методы их преодоления» [2]. Более широкую трактовку термина «конфликт» дают иные словари. Так, в «Кратком философском словаре» мы находим, что это «понятие, означающее противоборство противоположностей; фундаментальный принцип природных и социальных взаимодействий. Антагонистические и неантагонистические конфликты – характеристика зрелости различных сфер опыта: веры, познания, морали, искусства, политики и управления. Неантагонистические конфликты, как правило, складываются в рамках одной системы; антагонистические – между представлениями, правилами и нормами разных систем. В рамках психологии управления сложились две модели разрешения конфликтов. Первая – по схеме «выиграл – проиграл» – основана на силовом принуждении одной из сторон; вторая – по схеме «выиграл – выиграл» – основной задачей видит конструктивное добровольное взаимодействие сторон во имя общей цели. Тенденция последнего десятилетия – трансформация конфликта по второй __________________________________________________________________ 1. Васюкова И.А.«Словарь иностранных слов». - М.: :Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. С. - 504. 2. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»: Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - М.: Мир и Образование, 2015.С.- 447-448.


5

модели – связана с повышением ценности понятия ответственности в социальной практике» [1].

В «Кратком психологическом словаре» даются понятия «конфликт» и «конфликт ролевой». Конфликт – «широкий термин, обычно означающий столкновение каких-либо противоречивых сил. Имеющиеся классификации конфликтов обычно лишь подчеркивают их разноуровневый характер. Выделяют (Н.В. Гришина) следующие обязательные признаки конфликта: биполярность (взаимосвязанность и взаимопротивоположность одновременно), активность, направленную на преодоление противоречий, субъектность (наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта). 1) В психологии личности конфликт – психологическая борьба, возникающая в результате одновременного наличия двух или более взаимно антагонистических импульсов или мотивов, что приводит к эмоциональному напряжению; 2) В социальной психологии и социологии конфликт – борьба между индивидами, группами или государствами. При этом конфликт часто возникает вследствие соперничества за доступ к ограниченным ресурсам». Конфликт ролевой – «наличие какой-либо одной из следующих трех типов ситуаций: 1) Ситуация, в которой личность должна выполнять социальную роль, требующую действий, которые несовместимы с ее «Я» - концепцией. Например, застенчивый человек в роли рекламного агента, работающего на улице (конфликт «Я» и социальной роли); 2) Ситуация, в которой личность, выполняющая ту или иную социальную роль, встречается с несовместимыми ожиданиями, которые предъявляют к ее действиям другие люди. Например, нередко рабочие и руководители цеха демонстрируют несовместимые ожидания по отношению к социальной роли мастера (конфликт внутриролевой); 3) Ситуация, в которой личность, выполняющая две различные социальные роли, обнаруживает, что успешное выполнение одной из них препятствует успешному выполнению другой. Например, работающей женщине невозможно одновременно ориентироваться и на карьеру, и на семью (конфликт межролевой)» [2].

В «Новом энциклопедическом словаре», к удивлению, понятие слова «конфликт» отсутствует, но имеется «конфликт художественный» – __________________________________________________________________1. Алексеев А.П., Г.Г. Васильев [и др.]; «Краткий философский словарь». 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Оригинал-макет, 2017.С. - 166. 2. Свенцицкий А.Л. «Краткий психологический словарь». - Москва : Проспект, 2017. С. -194-195.

6

«(коллизия художественная), противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. Непосредственно раскрывается в сюжете, а также в композиции. Обычно составляет ядро темы и проблематики, а характер его разрешения – один из определяющих факторов художественной идеи. Будучи основой (и «энергией») развивающегося действия, конфликт художественный по его ходу трансформируется в направлении кульминации и развязки и, как правило, находит в них свое сюжетное разрешение» [1].


Как показывает практика, конфликт часто ассоциируется с негативными эмоциями и такими состояниями, как ярость, гнев, зависть, ревность, враждебность, обида и т.д. Но специально приведенный пример с конфликтом художественным, это, по моему мнению, пример разумного использования конфликта, как движущей силы, как неотъемлемой части жизненного процесса. Если отказаться от него, то пришлось бы отказаться практически от всей художественной литературы, что невозможно.

Понятие «конфликт» в специализированной литературе по менеджменту и конфликтологии в основном трактуется следующим образом.

М.С. Мириманова «Конфликтология»: «Конфликт – разбалансированность динамической системы, проявляющаяся в несовместимости позиций или действий сторон, воспринимаемых ими как угроза себе (собственной идентичности). Конфликт – всегда выбор, сохранять существующую систему взаимодействий в неизменном виде или реконструировать, демонтировать, изменить ее» [2].

Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский «Общая конфликтология»: «Конфликт – это противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон. Конфликты могут возникнуть везде, где имеется развитие, как в живой, так и в неживой природе, и соответственно термин «конфликт» применяется при анализе биологических, физических и социальных явлений. В соответствии с предметом рассмотрения нас интересует конфликт даже не просто в живой природе, а конкретно в обществе. Конфликт появляется там, где не удается достигнуть взаимного согласия. В случае же возникновения между сторонами напряженности, не имеющей антагонистической основы, она может быть преодолена. Даже, ______________________________________________________________ 1. «Новый энциклопедический словарь». - М.: Большая Российская Энциклопедия: РИПОЛ классик, 2007.С. - 553. 2. М.С. Мириманова Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2004. - С.- 48.

7

если не удается достичь полного согласия по всем вопросам, то все равно довольно часто стороны не переходят на уровень эскалации конфликта. То есть даже в этом случае напряженность не перерастает в конфликт, поскольку определенная договоренность способствует толерантному отношению сторон друг к другу даже по вопросам, по которым остаются разногласия [1].

Конфликт – процесс развития и разрешения противоречивости целей, состояний, отношений и действий людей, общностей, детерминируемый объективными и субъективными причинами. Конфликт является проявлением связей и отношений между людьми, личностью и социальной группой, а также между различными группами» [2].


Е.А. Цветкова «Управление конфликтами»: « Под конфликтом понимается силовое динамическое воздействие, осуществляемое двумя или большим числом индивидов или социальных групп на основе несовпадения интересов, ценностей или нехватке ресурсов, с целью как изменения позиции оппонента, так и способа разрешения этого противоречия [3].

Конфликт – есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей» [4].

О.С. Виханский, А.И. Наумов «Менеджмент»: « Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя» [5].

Ю.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, М.С. Зайналабидов «Менеджмент»: _________________________________________________________________ 1. Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский «Общая конфликтология». Учебник для бакалавров»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Москва; 2015 С.- 4. 2. Там же. 3. Цветкова Е.А.; Управление конфликтами: учеб. пособие / Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2009. — С.- 34. 4. Там же. 5. О.С. Виханский, А.И. Наумов «Менеджмент». Издательство Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2003 С.-409.

8

«Конфликтом называют столкновение людей, групп или организаций,причиной которого являются противоречия в целях и ценностях или желание получить ресурс, имеющийся в ограниченном количестве. Конфликт – это неизбежное явление социальной жизни, а потому любой менеджер должен знать, какие причины приводят к конфликтам, как конфликт протекает, какие последствия он имеет в жизни организации и каким образом можно разрешать конфликты» [1].

Разобравшись с понятием «конфликт», остановимся на его видах и типах. Выше, при разборе понятия «конфликт», Ф.И. Шарков и В.И. Сперанский в учебнике «Общая конфликтология» сразу указывают, что «конфликт является проявлением связей и отношений между людьми, личностью и социальной группой, а также между различными группами»[2].

Е.А. Цветкова в учебном пособии «Управление конфликтами» дает более расширенную трактовку: « Существует четыре основные типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой [3].