Файл: Приходные и расходные кассовые документы: объявления на взнос наличных и приходный кассовый ордер, денежный чек и расходный кассовый ордер (Теоретические аспекты ведения кассовых операций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В процессе хозяйственной деятельности у организаций возникают производственные взаимоотношения с множеством физических и юридических лиц, которые приводят к возникновению обоюдных расчётных обязательств. Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, в чековых книжках и т.д

Какой бы ни была компания или организация, денежные средства играют одну из главных ролей в ее экономической деятельности и стабильности. Все субъекты хозяйственной деятельности осуществляют ряд финансовых операций и сделок для получения прибыли в конечном итоге.

Для этого используются как наличные, так и безналичные денежные средства. Если организация оперирует большим количеством денежных средств – это говорит о высоком уровне ее ликвидности (хорошей способности в срок рассчитываться по своим обязательствам с контрагентами, а также развивать собственные экономические отношения и осуществлять инвестиционную деятельность).

Для того, чтобы поддерживать стабильный доход, денежные средства компании должны быть грамотно распределены. Только так удастся осуществлять текущую финансовую и инвестиционную деятельность, которая в последствии будет приносить прибыль.

Предметом исследования является оценка бухгалтерского учета и денежных средств в кассе и денежных документов.

Объектом исследования является АО «ЗАРА СНГ»

Цель курсовой работы – провести анализ приходных и расходных кассовых документов на примере компании АО «ЗАРА СНГ»

В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:

- исследовать теоретические аспекты организации учета денежных средств и денежных документов в кассе;

- описать организационно-экономическую характеристику;

- провести анализ заполнения приходных и расходных кассовых документов АО «ЗАРА СНГ»‘ ;

- предложить пути совершенствования учета денежных средств в кассе АО «ЗАРА СНГ» и произвести оценку рациональности предложений;

В процессе исследования были применены следующие методы: монографический; сравнительный; табличный; арифметический и другие.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованных источников и приложений.


1. Теоретические аспекты ведения кассовых операций

1.1 Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств в наличной форме

Нормативное регулирование учета денежных средств в Российской Федерации представлено четырьмя уровнями.

Первый уровень «Федеральные стандарты» представлен Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом №402 - ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете», Указами Президента.

Второй уровень «Отраслевые стандарты » представлен Положениями по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в частности ПБУ 3 / 2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», ПБУ 4 / 99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Третий уровень «Рекомендации в области бухгалтерского учета»— это План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению, Приказами Минфина РФ, Методическими рекомендациями и др.

Четвертый уровень «Стандарты экономического субьекта» представлен внутренними документами предприятия (Учетная политика, формы первичных документов, график документооборота, рабочий План счетов, формы внутренней отчетности).

Денежные средства отражаются в бухгалтерской финансовой отчетности - в бухгалтерском балансе, отчете о движении денежных средств.

Рассматривая особенности учета денежных средств, следует отметить, что базу для регламентирования отражения операций в бухгалтерском учете и предоставлении сведений в отчетности, составляют следующие нормативные акты РФ:

1. ГК (Гражданский кодекс) РФ. Исходя из того, что деньги рассматриваются в качестве объекта гражданского оборота, основные положения о них можно найти в ГК РФ. К примеру, ст.150 ГК РФ гласит о том, что для осуществления платежей на территории РФ могут быть использованы наличные и безналичные расчёты[3].

2. ФЗ (Федеральный закон) от 22 мая 2003 года №54-Ф3 «Об использовании контрольно-кассовой техники во время проведения наличных денежных расчётов и (или) расчётов с применением платёжных карт» [7].

Вторая статья данного ФЗ обязывает все компании и ИП, которые занимаются продажами товаров, выполнением работ или же оказанием услуг, в процессе осуществления денежных расчётов пользоваться контрольно-кассовой техникой.


Помимо этого, данный закон предусматривает основные требования, которые относятся к контрольно-кассовой технике. К примеру, ст. 4 гласит о том, что используемая организациями ККТ в обязательном порядке должна пройти регистрацию в налоговых органах, находиться в исправном состоянии, быть опломбированной, а также обладать фискальной память, и работать исключительно в фискальном режиме.

3. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [5].

В нем рассматриваются требования относительно группировки и детализации информации о том, каким образом движутся наличные денежные средства и иные ценности, которые могут храниться в кассе.

4. Положение, предусматривающее порядок, в соответствии с которым ведутся кассовые операции, а также правила по хранению, транспортировке и инкассации банкнот и монет РФ, которое было утверждено в соответствии с постановлением ЦБ РФ от 24-го апреля 2008 года №318-П[9].

В настоящем Положении определяется порядок, в соответствии с которым осуществляются кассовые операции в процессе банковских сделок и операций, транспортировки и инкассации наличных денежных средств и иных ценностей различных кредитных организаций, а также их подразделений, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ.

5. Утверждённый Приказом Министерства финансов от 31-го октября 2000 года №94н План счётов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной работы организации, а также Инструкция для его использования[10].

Для того, чтобы отражать информацию относительно наличия или же движения денежных средств в любых валютах, которые могут находиться в кассе или же на расчётном счёте, используется раздел 5 «Денежные средства» в Плане счётов.

6. Утверждённые в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 13-го июня 1995 года № 49 Методические указания относительно инвентаризации имущества, а также финансовых обязательств.

С их помощью устанавливается порядок, в соответствии с которым проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств компании, а также последующее её оформление. Организация в этом случае представляет собой юридическое лицо в соответствии с законодательством РФ (за исключением банков), в т.ч. и компании, деятельность которых финансируется при помощи бюджетных средств.

П. 1.4. данных Методических указаний выделяет такие основные цели проведения инвентаризации: определения реального наличия имущества; сопоставление данной информации и результатами бухгалтерского учёта; проверка того, насколько полно были отражены в учёте обязательства.


Основным нормативным документом, регулирующим учет наличных денежных средств, является Указание ЦБ РФ «О порядке кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11.03.2015 г. № 3210-У (далее Указание ЦБ РФ № 3210-У). Данный нормативный документ действует с 01.06.2015 г.

Отметим, что до этого действовал Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденный Положением ЦБ РФ от 12.10.2011 г. № 373-П (далее Положение ЦБ РФ № 373-П).

Кроме этого отметим, что расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут проводиться в размере, не превышающим 100 тыс. руб.

Данное требование отмечено Указанием ЦБ РФ «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» от 20.06.07 № 1843-У (далее Указание ЦБ РФ № 1843-У) [33]. Однако с 01.06.2015 г. это требование закреплено в Указании ЦБ РФ «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2014 г. № 3073-У (далее Указание ЦБ РФ № 3073-У). Нарушение установленного лимита расчетов наличными влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц.

Общие вопросы учёта регулируются следующими нормативными актами:

7. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 06-го декабря 2011 года № 402-ФЗ[5].

Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учёта в стране, поскольку:

а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учёта для коммерческих и некоммерческих организаций;

б) закрепляет обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учёт;

в) повышает статус норм бухгалтерского учёта до уровня статуса норм другого законодательства.

Закон «О бухгалтерском учёте» состоит из четырёх разделов и 32 статей.

В первом разделе «Общие положения» описаны цели и предмет Федерального закона, сфера его действия, рассмотрены основные понятия, в нём используемые, а также расписано, что входит в состав законодательства РФ о бухгалтерском учёте.

Во втором разделе «Общие требования к бухгалтерскому учёту» определены объекты бухучета, рассмотрены обязанность и организация его ведения, учётная политика как совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учёта, перечислены особенности первичных учётных документов, особенности регистрации документов бухучета, обязанность инвентаризация активов и обязательств, установка измерение объектов бухгалтерского учёта в российской валюте, общие требования к финансовой отчётности, её состав, указаны период и дата для финансовой отчётности, особенности финансовой отчётности при реорганизации и ликвидации юридического лица, положение об обязательном экземпляре финансовой отчётности и требования внутреннего финансового аудита.


В третьем разделе «Регулирование бухгалтерского учёта» изложены принципы регулирования бухгалтерского учёта, документы, необходимые для регулирования, изложены функции органов государственного и субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учёта, описаны действия совета по стандартам бухгалтерского учёта, программа разработки федеральных стандартов, разработка и утверждения федеральных стандартов, разработки федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом.

В четвёртом разделе «Заключительные положения» изложены принципы хранения документов бухгалтерского учёта, особенности применения настоящего Федерального закона, определены утратившими силу отдельные законодательные акты (положений законодательных актов) Российской Федерации, зафиксирован момент вступления в силу настоящего Федерального закона

8. Положение для ведения бухгалтерского учёта в РФ, утверждённое в соответствии с Приказом Минфина от 29-го июля 1998 года №34н[5].

Основная задача положения заключается в конкретизации Закона о бухгалтерском учёте. Всего в положении есть 6 разделов.

Раздел I «Общие положения» посвящён определению порядка, в соответствии с которым осуществляется бухгалтерский учёт, составляется бухгалтерская отчётность, а также налаживаются взаимоотношения предприятия с внешними пользователями. Также данный раздел включает в себя определения понятия бухучета, и выполняемых им задач.

Второй раздел получил название «Основные правила ведения бухучета». Он содержит перечень требований, предъявляемых к данному процессу.

Помимо этого раздел содержит порядок, в соответствии с которым осуществляется документирование хозяйственных операций, ведение регистров бухучета и т.п.

Раздел III, получивший название «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчётности» содержит перечень входящих элементов в бухгалтерскую отчётность, порядок её разработки, правила, используемые в оценивании её статей и т.п.

Раздел IV «Порядок представления бухгалтерской отчётности» посвящён тому, когда, куда и в каком порядке организация должна представить бухгалтерские отчёты.

Пятый раздел получил название «Основные правила формирования сводной отчётности», и посвящён он изложению такого понятия как «сводная отчётность», а также определению порядка и сроков, в которые она должна быть представлена.

Последний раздел имеет название «Хранение документов», и в нем определяет период, на протяжении которого хранятся основная документация по бухгалтерскому учёту, порядок, в соответствии с которым происходит их изъятие, а также указывается, что ответственными за хранение первичной документации и учётных регистров являются руководители организации.