Файл: Приходные и расходные кассовые документы: объявления на взнос наличных и приходный кассовый ордер, денежный чек и расходный кассовый ордер (Теоретические аспекты ведения кассовых операций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственная система норм и правил организации в процессе ведения бухгалтерского учёта предусматривает:

  • Отражение в бухгалтерском учёте и последующую стоимостную оценку имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности организации.
  • Для ведения бухгалтерского учёта используется исключительно валюта РФ – рубль. В процессе внесения записей бухгалтерского учёта относительно валютных счётов компании или же осуществления операций в валюте, требуется пересчёт в рублёвые суммы в соответствии с действующим на дату проведения операции официальным курсом ЦБ РФ.

Для каждого факта хозяйственной деятельности следует составлять соответствующие документы, регистры бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности ведутся исключительно на русском языке, если же первичные документы были созданы на другом языке, они должны обязательно быть с построчным переводом на русский язык.

Таким образом, учет денежных средств осуществляется при помощи первичных документов (приходные и расходные ордера), а также ведением записей всех операций в кассовом отчете и кассовой книге.

Первичные документы должны соответствовать форме унифицированных документов и заполняться на готовых бланках или с помощью печати на компьютере.

1.2 Методика учета денежных средств в наличной форме

Все предприятия должны хранить денежные средства в учреждениях банка, а для приема, хранения и расходования наличных денег на предприятии имеется касса. Рассмотрим схему учета денежных средств на рисунке 1.

Рис.1. Схема учета денежных средств в кассе [14,с. 18]

Поступление наличных денег в кассу фирмы оформляется в программе «Приходным кассовым ордером» в реестре «Приходные ордера». Выдача наличных денег из кассы фирмы оформляется «Расходным кассовым ордером» в реестре «Расходные ордера».

Учет движения денежных средств в бухучете еще называют кассовой дисциплиной. Это объясняется тем, что практически все операции по обороту наличных денег предприятия осуществляются в кассе. Напомним, что кассой называют специально оборудованное помещение, которое соответствует установленным стандартам защиты и обеспечения сохранности денежных средств организации.


За нарушение кассовой дисциплины предусмотрены крупные штрафы до 50 000 рублей (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

В любом учреждении, в котором используются наличные деньги, должен быть назначен ответственный за учет работник — кассир. Если финансовое положение организации не позволяет создать отдельную штатную единицу, то можно возложить обязанности кассира на другого сотрудника. В таком случае не забудьте установить доплату за выполнение обязанностей кассира.

Документы, которыми нужно оформить назначение:

  1. Приказ о переводе, приеме на работу или вменении должностных обязанностей основному сотруднику.
  2. Должностные инструкции, в которых отдельным пунктом прописать, что назначенное лицо ознакомлено с правилами и требованиями к организации и ведению кассового учета, утвержденными Указаниями Банка России № 3210-У.
  3. Договор о полной материальной ответственности.

Второй важный этап организации учета денежных средств на предприятии — утверждение лимита наличности.

Лимит наличных денег — это числовое значение, самостоятельно определенное организацией расчетным методом, устанавливающее предельно допустимую сумму наличности, которую можно хранить в кассе предприятия. Если по итогам рабочего дня наличных денег больше, чем установлено лимитом, разницу нужно сдать в банк (на расчетный счет фирмы) в обязательном порядке.

Для организаций предусмотрено два варианта расчета допустимого лимита кассы. О том, как правильно это сделать, читайте в статье «Как рассчитать лимит остатка кассы».

Отражать операции с наличными деньгами в некоммерческом предприятии следует на счете 50 «Касса». Для детализации бухучета предусмотрено ведение субсчетов к 50 счету:

  • 50.1 «Касса организации» — на данном субсчете отражаются операции, осуществленные непосредственно в кассе учреждения, например, выдача денег подотчет или на расходы в командировке;
  • 50.2 «Операционная касса» — на этом субсчете необходимо отражать операции по движению налички в торговых точках, обособленных подразделениях или филиалах организации;
  • 50.3 «Денежные документы» — субсчет предусмотрен для отражения операций по движению бланков строгой отчетности, а также иными ценными бумагами;
  • другие субсчета, созданные для отражения иных показателей, с учетом специфики деятельности НКО.

Операции по поступлению наличных денежных средств в организацию нужно регистрировать в приходных кассовых ордерах (форма КО-1).

Операции по выбытию — в расходных (форма КО-2). Все движения записываются в кассовую книгу (форма КО-4).


Все бланки учетных кассовых документов утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

Основные бухгалтерские проводки по учету денежных средств, кратко для НКО таблица 1

Таблица 1

Проводки по учету по учету денежных средств

Содержание операции

Дебет

Кредит

Денежные средства поступили с расчетного счета НКО

50

51

Выдача наличности сотрудникам:

Заработная плата

Подотчет

Займы

70

71

73

50

Поставщик рассчитался за продукцию наличкой

50

62

Излишки наличности сданы в банк на расчетные счета НКО

51

50

Сдача денежных средств из кассы организации с использованием счета «Переводы в пути» осуществляется в следующих случаях:

- необходимо пополнить расчетный счет;

- во избежание превышения лимита денег в кассе;

- необходимо зачислить деньги на корпоративный карточный счет.

Подводя итоги, можем сказать о том, что в законодательстве существуют определенные требования по ведению учета и отражению хозяйственных операций, связанных с формированием и движением денежных потоков, которые нельзя не учитывать в управлении, особенно при принятии важных управленческих решений.

Логически взаимосвязанный учет денежных средств позволяет управлять денежными потоками так, чтобы каждый очередной платеж организации был произведен в сроки и поступление денежных средств от покупателей, поставщиков, дебиторов и других социальных групп населения производилось своевременно и без ограничений, что обеспечит текущую платежеспособность организации и прочное существование на рынке товаров и услуг.

Следовательно, своевременное выполнение бухгалтерских операций, влекущее за собой корректное ведение бухгалтерского учета является важным стержнем жизнедеятельности предприятия в целом.

2. Особенности учета денежных средств в наличной форме на примере АО «ЗАРА СНГ»

2.1 Краткая экономическая характеристика организации

Организация АО "ЗАРА СНГ"' зарегистрирована 14 ноября 2002 года по адресу 123112, Москва г, Пресненская наб, дом 10. Компании был присвоен ОГРН 1027700429690 и выдан ИНН 7707099460.

Основным видом деятельности является торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах. Компанию возглавляет Доробанту Лусиан.  Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности руководителем и подчиняется непосредственно директору АО «Зара» СНГ.


Уставной капитал составляет АО «ставе Зара СНГ» составляет 440055млн.руб.

Главный бухгалтер действует на основании Федерального Закона РФ от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и руководствуется действующими нормативными актами, утвержденные в установленном порядке, и несет ответственность за соблюдение содержащихся в них требований и правил ведения бухгалтерского учета.

В АО «Зара» СНГ бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, состоящей из пяти основных групп, представленных на рисунке 2.

Рис. 2. Группы бухгалтерии

Каждая группа отвечает за контроль правильности, своевременности и полноты сведений, предоставляемых конкретно своего участка бухгалтерского учета. Полную ответственность за правильность ведения бухгалтерского учета в АО «Зара» СНГ, несет главный бухгалтер. Все документы в АО «Зара» СНГ , служащие основанием для приема и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств подписываются главным бухгалтером и генеральным директором организации.

Организация работы бухгалтерской службы предусматривает определение прав и обязанностей главного бухгалтера и подчиненных ему учетных работников, определяет построение бухгалтерской службы на предприятии, ее место в системе управления и взаимодействие с другими подразделениями.

Права и обязанности учетных работников регламентируются должностными инструкциями, которые разрабатываются главным бухгалтером и способствуют наиболее рациональному распределению должностных обязанностей, определение прав и обязанностей каждого работника, осуществление контроля, за выполнением функций конкретным должностным лицом, а также предусматривают квалификационные требования, предъявляемые к бухгалтерам.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с учетной политикой. Учетная политика АО «Зара» СНГ является внутренним документом, определяющим совокупность способов ведения бухгалтерского учета общества - первичного наблюдения, (документация, инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькулирование), текущей группировки (счета и двойная запись) и итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности, которые регламентируются законодательством Российской Федерации, Уставом общества, внутренними документами АО «Зара» СНГ.

При ведении бухгалтерского учета применяется Рабочий план счетов хозяйственной деятельности.


Основой организации первичного учета АО «Зара» СНГ является утвержденный приказом руководителя график документооборота, который определяет регламент прохождения каждого документа по соответствующему маршруту: место; круг лиц, ответственных за оформление документа; время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив. Соблюдение графика контролирует главный бухгалтер.

В качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные формы, утвержденные федеральными органами исполнительной власти РФ. Право подписи первичных учетных документов предоставлено должностным лицам, которые уполномочены на это соответствующей должностной инструкцией.

Бухгалтерский учет ведется с использованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы «1С:Бухгалтерия 8».

При автоматизированной форме бухгалтерский учет осуществляется путем внесения корреспонденций счетов непосредственно в журнал хозяйственных операций либо заполнением первичных учетных документов. При проведении заполненных первичных учетных документов происходит автоматическое формирование корреспонденции счетов.

Реализована возможность получения печатной формы созданного документа, формирования проводок путем введения так называемых «типовых операций», в основу которых положена типовая корреспонденция счетов.

Основными достоинствами данной формы учета является однократное введение первичной информации, быстрота обеспечения пользователей необходимой информацией.

Далее проведем анализ основных показателей деятельности организации

Таблица 2

Анализ основных показателей деятельности организации

Показатели, тыс. руб.

2015

2017

2017

Изменение +/-

Темп роста, %

2017/2015

2017/2017

2017/2015

2017/2017

Выручка

21 878562

28 341339

32 060184

6 462 777

3 718 845

129,54

113,12

Управленческие расходы

10484143

15381833

16752 939

4 897 690

1 371 106

146,715216

108,913801

Прочие доходы

66048

49372

25267

-16 676

-24 105

74,75

51,17

Прочие расходы

2 414 404

1 436 426

1 435 146

-977 978

-1 280

59,49

99,91

Текущий налог на прибыль

1 118 978

797 654

605164

-321 324

-192 490

71,2841539

54,08

Чистая прибыль

3 997 058

3 010 948

2 066 794

-986 110

-944 154

75,32

68,64