Файл: Страхование и его государственное регулирование (Понятие и роль страхования).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
В этом смысле страховая деятельность - это деятельность в сфере страхования, но не сама эта сфера. Страховые агенты (если они не являются работниками страховой организации, а выступают в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности) - это представители страховщика, оказывающие ему содействие в поиске страхователя, выступающие от его имени и по его поручению в соответствии с предоставленными им полномочиями. В этом качестве они являются самостоятельными субъектами права, взаимодействующими со страховщиком на основании гражданско-правового договора.
То, что их деятельность - это деятельность, осуществляемая в сфере страхования, сомнения не вызывает. В итоге страховую деятельность можно определить, по моему мнению, следующим образом. Страховая деятельность (страховое дело) - это деятельность страховщиков по осуществлению страхования (перестрахования, взаимного страхования), а также деятельность иных третьих лиц (страховых агентов, не являющихся штатными работниками страховых организаций, страховых брокеров, страховых актуариев и т.п.) по оказанию услуг страховщикам и страхователям, связанных со страхованием (перестрахованием, взаимным страхованием).
Сущность страхования определяется его назначением, целью осуществления и механизмом реализации. По поводу сущности страхования и его целей (назначения) в литературе высказано большое количество самых разнообразных точек зрения. В силу этого существует большой разнобой мнений о функциях страхования, их количестве, видах и наименованиях. Многие авторы в числе функций страхования называют предупредительную функцию, которая осуществляется через финансирование из средств страхового фонда различных мероприятий по предупреждению, локализации и ограничению негативных последствий катастроф, несчастных случаев [12. C. 13].
Подавляющее большинство авторов выделяют сберегательную функцию страхования, которая проявляет себя в потребности в страховой защите денежных накоплений населения, аккумулированных в коммерческих банках, а также кредитную функцию, которая имеет общность с такой характерной чертой страхования, как возвратность страховых взносов, имеющей отношение, прежде всего, к страхованию жизни. Выделяют также контрольную функцию, которая заключается в целостном формировании и использовании страхового фонда.
Осуществление ее производится через финансовый контроль над законным проведением страховых операций. Меженская М.С. выделяет инвестиционную функцию страхования, которая «проявляется в возможности участия временно свободных средств страхового фонда, в инвестиционной деятельности страховых организаций, пополнении за счет части прибыли (дохода) от страховых операций государственного бюджета» [13. С. 71].
Называют также и финансовую функцию, т.е. страхование превращается в источник денежного дохода государства. Однако мы считаем, что главной функцией страхования является защитная функция. Интерес страхователя к страхованию заключается в получении защиты условий своего существования, что в материальном плане выражается в защите своего имущественного положения. Страховщик за плату предоставляет страхователю услугу в виде страховой защиты, посредством которой и осуществляется защита условий существования страхователя (застрахованного лица).
Защитная функция страхования имеет три составляющих: юридическую, материальную и психологическую.
Юридическая составляющая защитной функции страхования выражается в предоставлении страхователю юридического обязательства, в силу которого страховщик обязан при наступлении страхового случая произвести страховые и иные предусмотренные договором или законом выплаты.
Материальная составляющая защитной функции выражается в производстве этих выплат.
Психологическая составляющая защитной функции страхования выражается в получении страхователем чувства защищенности от превратностей судьбы и уверенности в завтрашнем дне, где это чувство основано на наличии юридического обязательства страховщика произвести страховую и иные выплаты, а также в уверенности страхователя в финансовой надежности страховщика.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что страхование - это совокупность юридических норм, регулирующих отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Главной целью страхования является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в РФ.
Проблемы регулирования страхования на российском рынке
Государственное регулирование страхования
В России нормативно правовое регулирование страховой деятельности, включая большое количество законодательных актов, можно разделить на уровни:
Конституция РФ - описывает основные принципы законодательства, права, обязанности гражданина и человека.
Федеральные законы межотраслевого значения, включают Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и т.п. На этом уровне определяются принципы взаимоотношений субъектов. Основная цель - обеспечить равноправие всех сторон, вступающих в правоотношения.
Для этого кодексы дают толкование сущности деятельности, закрепляют обязательность лицензирования отдельных видов деятельности, дают разъяснение прав, обязанностей, полномочий всех сторон экономических правоотношений, описывают общую, стандартную форму всех заключаемых договоров.
В сфере страхования законодательство обеспечивает равноправие всех субъектов сделок, отдавая приоритет интересам страхователя. Это связано с тем, что, во-первых, страхователь уплачивает определенную сумму в момент заключения договора, а взамен получает лишь обещание защиты, а не реальный товар, во-вторых, страхователь не имеет достаточной подготовки, не разбирается в понятиях и специальных терминах, что затрудняет понимание им сути договоров. В общем, страхователь - менее защищенная сторона договора страхования.
Отраслевое законодательство включает закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» [2], Гражданский кодекс РФ, глава 48 - Страхование [1] и другие акты. В [2] определяются принципы организации страхового дела, дается трактовка понятий и терминов, а также это законодательство служит базой для разработки других нормативно-правовых актов и документов страховых компаний. Глава 48 ГК РФ считается базовым законом, регулирующим страхование, однако урегулированы далеко не все вопросы, возникающие на практике, что вызывает разногласия и трудности у участников правоотношений. Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ» содержит определения основных страховых понятий.
К этому уровню относятся федеральные законы по обязательным видам страхования, указы Президента РФ, нормативные акты Правительства РФ и органа страхового надзора.
Трехуровневая система определяет круг обязанностей и прав всех сторон правоотношений, реализация этих прав и обязанностей осуществляется через документы, разрабатываемые самими страховщиками.
К четвертому дополнительному уровню следует, на наш взгляд, отнести разъяснения различных органов исполнительной власти, например, Минфина РФ по спорным вопросам или судебных органов согласно судебной практике по договорам страхования и обычаям делового оборота, а также внутренние нормативно-правовые акты страховых организаций.
Говоря о локальных нормативно-правовых актах, наряду со стандартными внутренними документами: уставы этих организаций, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, коллективные договоры и т.д., - следует отметить правила страхования, разрабатываемые страховщиком, на основе которых заключаются все договора, разработанные типовые формы договоров, страховые тарифы, страховые полиса, формы заявлений и др. Правила страхования определяют общий порядок и условия страхования, а также права, обязанность и ответственность сторон. Все внутренние документы разрабатываются и, утверждаются страховщиком и направляются в орган надзора.
Регулирование страхования охватывает права и обязанности страховщиков, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей. Однако помимо них принимают участие и другие лица, которые действуют на основании законов: контрольные, налоговые, правоохранительные органы, органы законодательной и исполнительной власти.
Для успешного функционирования страхового рынка необходима эффективная система государственного регулирования. Необходимо совершенствовать законодательную, нормативно-правовую базу, так как за менее чем 30-ти летнюю историю развития коммерческого страхования практически невозможно построить эффективную систему страхового права.
Рассмотрим основные недостатки системы государственного регулирования страховой деятельности в Российской Федерации.
В России нормативное регулирование осуществляется на базе довольно большого количества законодательных актов. Одним из возможных путей совершенствования государственного регулирования страховой деятельности можно обозначить создание единого документа в сфере страхования, своего рода «Страховой кодекс», который мог бы включать все нормы и положения, мог бы обеспечить надежность, стабильность, устойчивость рынка страхования.
Другой актуальной проблемой является надзорная деятельность с 2013 года контроль за страховыми услугами передан Банку России, в частности Департаменту страхового рынка Банка России и Главному управлению Центрального банка РФ, Северо-Западному главному управлению Центрального банка РФ, Сибирскому главному управлению Центрального банка РФ.
Банк России - это формально независимый от правительства орган. Следовательно «страховой надзор» перестал быть «государственным». Косвенно, это видно из названия главы в законе «Об организации страхового дела в России», в старой редакции - «Государственный надзор», в действующей - «Надзор за деятельностью субъектов страхового дела». Банк России, как независимый орган, самостоятельно устанавливает количественные показатели для контроля, планы. Это приводит к снижению ответственности.
Также можно отметить слабый региональный надзор за страховой деятельностью. Раньше в регионах были территориальные инспекции страхового надзора, сейчас их функции переданы Управлению Банка России по регионам, но фактически, лишь малая часть (5-8%) страхователей знает, куда обращаться с жалобами. Проблемы начинают решаться только после того, как становятся масштабными. Об этом свидетельствует динамика жалоб на деятельность страховщиков, так в 2014 году поступило 24 тысячи жалоб, в 2015 - 54 тысячи, в 2016 - почти 80 тысяч [3].
Существует проблема соотношения главы 48 ГК РФ и Федерального закона об организации страхового дела в России. Эти нормативно-правовые акты должны не только пересекаться, но и совпадать. Так, если рассмотрим понятие «страховая сумма», то в ГК оно звучит - «сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования (страховая сумма), определяется соглашением страхователя со страховщиком в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей статьей». В законе - «денежная сумма, которая определена в порядке, установленном федеральным законом и (или) договором страхования при его заключении, и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая». То есть в первом случае, сумма устанавливается только соглашением сторон, во втором - может устанавливаться еще и федеральным законом. Налицо несовпадение понятийного аппарата.
Отсутствует целостная концепция совершенствования законодательства. За историю существования закона «Об организации страхового дела в РФ», было внесено большое число существенных поправок. Каждая из них в отдельности, возможно, необходима и обоснована, однако единой концепции по планомерному совершенствованию акта нет, в результате чего скрываются некоторые пробелы и дефекты. В итоге, закон не имеет логически построенной структуры и идейной целостности.
Существуют проблемы регулирования в сфере обязательного страхования. Действуют достаточно много законодательных и правовых актов, построенных на различных подходах, без единой концепции.
Борьба со страховым мошенничеством не нашла соответствующего отражения в страховом праве, В УК РФ в классификации «мошенничество» нет определения понятия «страховое мошенничество». Поэтому в судебной практике достаточно часто уголовные дела по страховому мошенничеству переквалифицировались в гражданско-правовые правонарушения [4].
Подводя итог вышесказанного, на наш взгляд, можно выделить следующие задачи, стоящие перед государством в сфере страхового права:
- сформировать законодательную базу, отвечающую современному рынку страховых услуг;
- создать единый документ по регулированию страхования, нормы которого бы не противоречили друг другу;
- внести правки в закон «Об организации страхового дела в РФ»;