Файл: Международный валютный фонд: цели, функции и особенности (История создания МВФ. Основные цели МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Международный Валютный Фонд - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности, методов работы и роли в мировой экономике важно для создания полной ратины функционирования международных экономических отношений. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы.

Главной целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда и его основных функций и направление деятельности.

Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:

- изучение истории, целей, задач и структуры МВФ;

- рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере;

- определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

Степень изученности данной темы можно назвать сравнительно высокой. Из авторов литературы, в которой рассматривается история МВФ, можно отметить Ван де Вее, Страгис Ю.П., Шевчук Д.А., а деятельность МВФ и его роль в мировой экономике рассматривали Герчиков И.Н., Цыганков Т.М., Козак Г.О. и Ковалевский В.В. В той же степени данная тематика освещается в статьях Буториной Ольга. О финансовом анализе деятельности коммерческого банка писала Жарковская Е.П. Международные валютно-кредитные, и финансовые отношения раскрывает Красавина Л.Н.

Предметом исследования являются функции и направления деятельности международного валютного фонда.

Объектом исследования является МВФ.

Ни одна другая международная организация не подвергалась столь резкой критики со стороны развивающихся стран как МВФ. Фонд оказывает сильное воздействие на социально-экономические процессы в этих регионах, особенно в условиях долгового кризиса. Однако без активного вмешательства Фонда в долговой кризис последствия его для развивающихся стран и мировой кредитной системы было бы гораздо более серьезным.


В первой части данной контрольной работы представлены сущность, основные функции и история МВФ. Вторя часть, раскрывает основные направления деятельности МВФ. В конце работы сделаны выводы.

ГЛАВА 1. МВФ: СОЗДАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

1.1 История создания МВФ. Основные цели МВФ

МВФ был задуман в июле1944 года на международной конференции, проводившейся в Бреттон - Вудсе, штат Нью-Хемпшир, США, на которой делегаты от 44 государств договорились об основах экономического сотрудничества, призванных не допустить повторения губительной экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов.

В течение того десятилетия в основных промышленно развитых странах снизился уровень экономической активности, страны пытались защитить свою экономику путем введения более жестких ограничений на импорт, но это лишь усугубляло стремительный спад мировой торговли, производства и занятости. В целях сохранения истощающихся золото-валютных резервов некоторые страны ограничили для своих граждан возможность покупать за рубежом, другие девальвировали свою валюту, третьи установили сложные ограничения на право граждан владеть иностранной валютой. Однако эти решения оказались непродуктивными, и ни одна страна не смогла за их счет надолго вырваться вперед. Такая «политика разорения соседа» подорвала международную экономику; объем мировой торговли резко сократился, и во многих странах снизились занятость и уровень жизни.

Уставные цели МВФ сегодня остаются теми же, что были сформулированы в 1944 году [Приложение 1]. С тех пор в мире произошел беспрецедентный рост реальных доходов. И хотя выгоды экономического роста не распределяются равномерно (как внутри стран, так и между ними),

в большинстве стран уровень благосостояния резко возрос по сравнению, в частности, с периодом между двумя мировыми войнами. Это отчасти объясняется совершенствованием проводимой экономической политики, в том числе политики, которая стимулировала рост международной торговли и помогла сгладить экономический цикл чередующихся подъемов и спадов. МВФ гордится своим вкладом в эти достижения. Министр финансов США Генри Моргентау выступает на открытии Бреттонвудской конференции.


Члены МВФ вправе выбирать любые формы курсовых режимов по своему усмотрению (кроме привязки своей валюты к золоту): одни теперь допускают свободное плавание своей валюты, другие привязывают свою валюту к иной валюте или группе валют, третьи приняли в качестве собственной валюты валюту другой страны, а некоторые участвуют в валютных блоках.

Статья I Статей соглашения устанавливает основные задачи МВФ:

- способствовать развитию международного валютно-финансового сотрудничества;

- способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли;

- содействовать стабильности валют;

- оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов;

- предоставлять ресурсы (при соблюдении адекватных гарантий) в распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании платежного баланса.


1.2 Роль, функции и место МВФ в международной валютно-финансовой системе


Для выполнения этих задач МВФ наделен функциями:

- соблюдения согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);

- оказания финансовой помощи для преодоления дефицита платежного баланса;

- осуществления консультирования и сотрудничества.

- Деятельность МВФ осуществляется на принципах:

- запрета на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования;

- обязательства проведения (в случае необходимости) интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;

- обязательства каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в валюте которых она осуществляет свои интервенции.

Возможность получения кредита в МВФ ограничена следующими условиями:

- лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

- фонд предъявляет определенные обоснования, иногда жесткие, к стране-заемщике, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу.

Осуществляя их регулирование, МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами его устава, который фиксирует структурные принципы мировой валютной системы, согласованных правил поведения в мировом сообществе.


Во-первых, МВФ выступал в качестве проводника принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, вытеснение его из мировой валютной системы.

Статьи Соглашения МВФ отводили золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золотодолларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше. В соответствии со Статьей VII МВФ предоставлялось право использовать имеющиеся у него запасы золота для пополнения своих валютных ресурсов. Все страны-члены должны были установить паритеты своих валют в золоте в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1, а); фиксированное золотое содержание имела и единица СДР. Наконец, Статья IV, раздел 2, не позволяла странам-членам «покупать золото по цене выше паритета плюс установленный предел отклонения или продавать золото по цене ниже паритета минус установленный предел отклонения», что обеспечивало поддержание рыночной цены золота в долларах на уровне официальной. В соответствии с обновленным в 1978 г. Уставом МВФ страны-члены не могут использовать золото в качестве средства выражения стоимости их валют (Статья IV, раздел 2, в), равно как и их валютных паритетов, если они когда-либо будут восстановлены Фондом; одновременно были упразднены официальная цена золота в долларах и золотое содержание единицы СДР. Согласно Статье V, разделу 2,а МВФ должен руководствоваться «целью не допускать регулирования цены или установления фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как обычного рыночного товара.

Во-вторых, МВФ наделен с 1969 г. полномочиями создавать «при возникновении долговременной глобальной потребности в международных ликвидных резервах» ликвидные средства путем выпуска «специальных прав заимствования» (Special Drawing Rights, SDR [Приложение 3].

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов стран-членов. При Бреттонвудской валютной системе МВФ контролировал соблюдение странами-членами официальных золотых и долларовых паритетов, а также санкционировал их изменения. Ямайские поправки к Уставу МВФ предоставили странам возможность выбора любого режима валютного курса: либо плавающий с теми или иными ограничениями курс валюты, либо фиксированный валютный курс, который может быть «привязан» к одной из национальных валют (в основном доллару США и евро), к СДР или к валютной корзине. При этом выражение стоимости валюты в золоте исключается. Фонд поощряет практику плавающего курса между ведущими валютами и «привязку» к ним денежных единиц развивающихся стран, в частности установление режима «валютного управления» (Currency board). Обязательства стран-членов по регулированию валютных курсов в действующем уставе МВФ имеют расплывчатый характер. Это дает странам относительную свободу для принятия решений в данной области. Однако в Статье IV (раздел 1) Устава зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами - членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов».


В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения регламентируют функционирование валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательства стран - членов не вводить без согласия Фонда ограничения на осуществление платежей по текущим операциям платежного баланса, а также воздерживаться от участия в дискриминационных валютных соглашениях и не прибегать к множественности валютных курсов.

1.3 Организационная структура Фонда. Виды, источники ресурсов Фонда

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают (на 7 сентября 2004 г.): США - 17,14%; Япония - 6,15; Германия - 6,01; Великобритания - 4,96; Франция - 4,96; Италия - 3,26; Саудовская Аравия -3,23; Канада - 2,95; Китай - 2,95; Россия - 2,75%. Доля 15 (до 1 мая 2004 г.) стран - участниц ЕС - 29,8%, 30 развитых стран - членов ОЭСР - 64,5% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих около 84% количества членов Фонда, приходится лишь 35,5% голосов. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%)). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно.