Файл: Международный валютный фонд: цели, функции и особенности (История создания МВФ. Основные цели МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК (International Monetary and Financial Committee, IMFC). (C 1974 r. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы.) Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда Joint IMF - World Bonk Development Committee). Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (Executive Board), т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора - распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на сентябрь 2004 г. - около 2700 человек из более чем 140 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с мая 2004 г.) - Родриго Рато (Испания), его первый заместитель (с 2001 г.) - Энн Крюгер (США).

Основным источником средств МВФ являются взносы в рамках квоты (взносы в капитал) государств-членов, которые они платят при вступлении в МВФ или после периодических пересмотров, в ходе которых размер квот увеличивается. Государства платят 25 процентов своей квоты

в специальных правах заимствования (Рис.1.3. Государства - члены с 10 наибольшими квотами) или в основных валютах, таких как доллар США или японская иена; при необходимости МВФ может востребовать остальную часть, подлежащую уплате в собственной валюте государства-члена, на цели предоставления кредитов. Квоты определяют не только платежи государства по взносам, но и его количество голосов, сумму финансирования, которую оно может получить от МВФ, а также его долю при распределении СДР. Квоты призваны в целом отражать относительную долю государства-члена в мировой экономике: чем больше экономика страны по объему выпуска продукции и чем больше объем и шире разнообразие ее внешней торговли, тем, как правило, выше уровень ее квоты. Соединенные Штаты Америки, обладающие крупнейшей в мире экономикой, вносят самый большой взнос в МВФ - 17,5 процента от общего объема квот; Палау, с самой маленькой экономикой, вносит 0,001 процента. В рамках последнего (одиннадцатого) пересмотра квот, вступившего в силу в январе 1999 года, квоты МВФ были увеличены (впервые с 1990 года) приблизительно на 45 процентов до 212 млрд. СДР (примерно 300 млрд. долларов США). В случае необходимости МВФ может брать займы для пополнения своих ресурсов по квотам. МВФ имеет два постоянных механизма для получения займов, если это потребуется для устранения угрозы международной валютной системе: Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), учрежденные в 1962 году, в которые входят 11 участников (правительства или центральные банки Группы десяти промышленно развитых стран и Швейцария), и Новые соглашения о займах (НСЗ), введенные в 1997 году, участниками которых являются 25 государств и учреждений. В совокупности по этим двум соглашениям МВФ может получить займы на сумму до 34 млрд. СДР (примерно 50 млрд. долларов США).


1.4 Кредитование со стороны МВФ: сроки и условия механизмов финансирования

1. Договоренность о кредите «стэнд-бай» (введена в 1952 году)

Предназначена для урегулирования проблем платежного баланса, которые носят кратковременный характер; срок обычно составляет 12- 18 месяцев, причем юридически установленный максимум составляет три года.

Обычные лимиты доступа.

Годовой - 100 процентов квоты; кумулятивный - 300 процентов квоты при любом использовании ресурсов Фонда на Счете общих ресурсов.

Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). 2¼ -4 года/3 ¼-5 лет. Сборы. Базовая ставка сборов + дополнительные сборы в зависимости от уровня доступа в размере 100 базисных пунктов с сумм, превышающих 200 процентов квоты, и 200 базисных пунктов - с сумм, превышающих 300 процентов квоты. Условия. Государство-член проводит политику, позволяющую надеяться на устранение проблем платежного баланса в разумные сроки. Кумулятивный доступ. Свыше 25 процентов квоты - объект более строгих условий (условия, предъявляемые по верхним кредитным траншам). Этапы и текущий контроль. Квартальное предоставление средств зависит от выполнения критериев реализации и других условий.

Механизм расширенного кредитования (1974 год)

Обеспечивает более долговременную помощь в поддержку структурных реформ, направленных на урегулирование проблем платежного баланса, носящих более долговременный характер.

Обычные лимиты доступа. Годовой - 100 процентов квоты; кумулятивный - 300 процентов квоты, при любом использовании ресурсов Фонда на Счете общих ресурсов. Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). 4½-7 лет/4 ½-10 лет.

Сборы. Базовая ставка сборов + дополнительные сборы в зависимости от уровня доступа в размере 100 базисных пунктов с сумм, превышающих 200 процентов квоты, и 200 базисных пунктов - с сумм, превышающих 300 процентов квоты. Условия. Государство-член принимает трехлетнюю программу, которая включает программу структурных преобразований, и ежегодно представляет подробное заявление о политике на предстоящие 12 месяцев. Этапы и текущий контроль. Квартальные или полугодовые покупки зависят от выполнения критериев реализации и других условий. Специальные механизмы


 Механизм финансирования дополнительных резервов (1997 год)

Обеспечивает кратковременную помощь государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса в связи с внезапной и оказывающей разрушительное воздействие утратой доверия рынка. Доступен только как дополнение к обычной договоренности.

Лимиты доступа. Не установлены; данный механизм может использоваться только в том случае, если доступ к ресурсам в рамках соответствующей обычной договоренности приведет к превышению годового или кумулятивного лимита. Сроки погашения (ожидаемое погашение)/ (обязательное погашение). 2½-2 года/2 ½-3 года.

Сборы. Базовая ставка сборов + 300 базисных пунктов, с повышением до 500 базисных пунктов через 2½года. Условия. Программа в рамках соответствующей договоренности, при условии проведения более жестких мер политики, направленных на восстановление доверия рынка. Этапы и текущий контроль. Механизм может использоваться в течение одного года; начальный доступ предусматривает две или более покупки; последующие покупки зависят от предъявляемых условий

 Механизм компенсационного финансирования (1963 год).

Покрывает недостаток доходов государства члена от экспорта и поступлений от оказания услуг или чрезмерно высокие расходы на импорт зерновых, которые имеют временный характер и вызваны событиями, не зависящими от государства-члена.

Лимиты доступа. Максимум 45 процентов квоты для каждого из элементов (дефицит экспортных поступлений и чрезмерные расходы на импорт зерновых), а комбинированный лимит составляет 55 процентов квоты. Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). 2¼-4 года/3 ¼-5лет.

Сборы. Базовая ставка сборов; дополнительные сборы не взимаются. Условия. Предоставляется только при наличии у государства-члена договоренности «стэнд-бай» или в том случае, если состояние платежного баланса, не считая дефицита экспортных поступлений или чрезмерных расходов на импорт, является удовлетворительным. Этапы и текущий контроль. Как правило, предоставление средств распределяется как минимум на шесть месяцев и производится в соответствии с положениями договоренности о поэтапном выделении средств.

Экстренная помощь. Стихийные бедствия (1962 год).

Обеспечивает оперативную среднесрочную помощь государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса в связи со стихийными бедствиями.

Постконфликтные ситуации (1995 год).

Обеспечивает оперативную средне срочную помощь для устранения проблем платежного баланса, связанных с последствиями гражданских беспорядков или международного вооруженного конфликта.


Лимиты доступа. 25 процентов квоты, однако в исключительных случаях могут быть дополнительно предоставлены более крупные суммы.

Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). Ожидания в отношении досрочного погашения отсутствуют 3¼-5 лет.

Сборы. Базовая ставка сборов; дополнительные сборы не взимаются; при наличии финансирования возможно субсидирование процентов для стран с низким доходом. Условия. Разумные усилия по преодолению проблем платежного баланса и действия, направленные на укрепление институционального и административного потенциала, с тем чтобы подготовить основу для заключения договоренности в рамках верхних кредитных траншей или договоренности в рамках механизма финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту. При экстренной постконфликтной помощи поддержка со стороны МВФ будет осуществляться в рамках объединенных международных усилий по преодолению последствий конфликта. Этапы и текущий контроль. Как правило, отсутствуют.

Механизм для государств-членов с низким уровнем доходов. Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) (1999 год).

Обеспечивает более долгосрочную помощь в случае глубоко укоренившихся структурных проблем платежного баланса; его цель - устойчивый экономический рост, способствующий сокращению бедности.

Лимиты доступа. 140 процентов квоты; в исключительных случаях максимум составляет 185 процентов. Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). Ожидания в отношении досрочного погашения отсутствуют/5 ½-10 лет.

Сборы. Льготная процентная ставка - ½ процента в год; дополнительные сборы не взимаются. Условия. Основываются на Документе по стратегии сокращения бедности (ПРСП), подготовленном страной в процессе участия и объединяющем макроэкономическую, структурную политику и политику сокращения бедности.

Этапы и текущий контроль. Полугодовое (иногда квартальное) выделение средств, в зависимости от выполнения критериев реализации и завершения обзоров.

Механизм финансирования для преодоления внешних шоков (ЕСФ) (2005 год).

Утвержден, но еще не полностью обеспечен финансированием. Обеспечит поддержку экономической политики и финансовую помощь странам с низким доходом, переживающим внешние шоки (такие как изменения цен на биржевые товары, стихийные бедствия и сбои в торговле, вызванные событиями в соседней стране). Предоставляется странам, отвечающим критериям ПРГФ, но не имеющим программы, поддерживаемой ресурсами ПРГФ; срок программ ЕСФ составляет от одного до двух лет.


Лимиты доступа. 25 процентов квоты; совокупный лимит доступа 50 процентов квоты. Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение): ожидания в отношении досрочного погашения отсутствуют/5 ½-10 лет.

Сборы. Процентная ставка - ½ процента в год; дополнительные сборы не взимаются. Условия. Должна быть принята программа сокращения бедности и разработана комплексная экономическая программа.

Этапы и текущий контроль. Полугодовое или квартальное выделение средств в зависимости от выполнения критериев реализации и, в большинстве случаев, завершения обзора.

ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ

3 декабря на сайте МВФ появился доклад "Либерализация и управление потоками капиталов: институциональный подход", датированный 14 ноября 2012 г. Доклад представляет собой итог дискуссии, развернутой в МВФ в 2011 году и обобщает аналитические материалы, ранее опубликованные фондом. В преамбуле указывается, что, если в 80-е годы отношение финансовых потоков к мировому ВВП составляло 5%, то в 2007 г. оно выросло до 20%.

Чтение доклада создает ощущение зазеркалья. МВФ, который в 90-е годы бескомпромиссно требовал от развивающихся стран либерализации валютных режимов и снятия ограничений на пути движения капиталов, теперь пропагандирует умеренность. Вот несколько основополагающих принципов доклада (в авторском переводе и с сокращениями):

- Движение капиталов порождает не только выгоды, но и риски, в том числе для стран, давно имеющих открытую экономику.

- Либерализация движения капиталов более выгодна странам, имеющим достаточный уровень развития финансовой системы и институтов.

- Чтобы выгоды либерализации перевешивали издержки, она должна быть плановой, своевременной и последовательной.

- Страны, всегда ограничивавшие движение капиталов, скорее всего, выиграют от их упорядоченной либерализации. Однако нельзя считать, что полная либерализация целесообразна всегда и для всех стран.

- Резкий приток и отток капиталов может затруднять проведение макроэкономической политики. Ответные меры должны приниматься как странами-реципиентами, так и странами происхождения финансовых потоков.

- Главными инструментами снижения рисков, вызванных движением капиталов, являются макроэкономическая политика, финансовый надзор и регулирование.

- Правительства всех стран (в том числе с исходящими потоками капиталов) должны считаться с последствиями своих действий для глобальной экономической и финансовой стабильности.