Файл: Международный валютный фонд: цели, функции и особенности (История создания МВФ. Основные цели МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Непонятно, каким образом МВФ планирует претворять в жизнь принцип ответственности стран-экспортеров и стран-импортеров капитала. Даже внутри ЕС подобный вопрос был поставлен на повестку дня только в результате текущего кризиса. Конкретные механизмы мягкого или жесткого принуждения пока не имеют даже самых общих контуров. Поучительна в этом плане история Маастрихтских критериев. Для исполнения бюджетной дисциплины потребовалось принятие Пакта стабильности и роста, но и он не гарантировал от накопления значительных дефицитов. И это притом, что ЕС - гораздо более сплоченное сообщество, чем группа стран-членов МВФ.

2.1 Сущность деятельности МВФ ХХ века

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия: сделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.

Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы "под залог" соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют.

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках. По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию - выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения "стэнд-бай" обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма.


В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание специальных фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и т.п.

В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс.

С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.

В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ.

2.2 Влияние кризиса на деятельность МВФ в ХХI веке

Мировая экономика вступает в период значительного спада в условиях самого опасного финансового шока на развитых финансовых рынках с 1930-х годов. Прогнозируется, что мировой рост существенно замедлится в 2008 году, и небольшой подъем, возможно, начнется лишь в 2009 году. Инфляция достигла высокого уровня вследствие быстрого роста цен на биржевые товары. Ситуация характеризуется исключительной неопределенностью и сопряжена с существенными рисками снижения темпов роста. Ближайшая задача состоит в том, чтобы стабилизировать финансовые условия и при этом помочь странам преодолеть период низкой активности и удерживать инфляцию под контролем.

Крайне архаичной остается и система назначения руководителей и Всемирного банка, и Международного валютного фонда. Тогда, в далеком 1944 году, было решено, что главой ВБ будет назначаться кто-то из американцев, а главой МВФ - европеец, на этот пост претендовать изначально не могут. Вот и на этот раз попытки России протолкнуть на пост директора-распорядителя МВФ «не согласованную» с Евросоюзом фигуру ни к чему не привели. На этот пост был назначен бывший министр финансов Франции, социалист Доминик Стросс-Канн. Естественно, Стросс-Канна тут же исключили из социалистической партии Франции как ренегата, а вот когда Николя Саркози стал президентом страны, тот тут же решил отблагодарить Стросс-Канна за оказанную ему поддержку


и фактический развал коалиции социалистов изнутри накануне второго тура президентских выборов и выдвинуть его на пост нового главы МВФ. Именно из-за совокупности подобных факторов Россия тогда и решила выдвинуть на пост главы МВФ другого, но тоже европейского кандидата, мотивируя это желанием создать хотя бы видимость конкурентной борьбы за данный пост. В августе российский министр финансов выдвинул на этот пост бывшего главу Центробанка Чехии Иозефа Тошовского. Однако тут же последовала резкая реакция со стороны, прежде всего Чехии: дескать, мы такого человека не знаем, и будем поддерживать того, кого нам укажут в Евросоюзе. В итоге российская кандидатура вообще не рассматривалась на заседании Совета директоров, и француз без всякой альтернативы стал новым директором - распорядителем Международного валютного фонда.

Разумеется, французский директор-распорядитель Фонда неплохо был информирован об усилиях России не допустить его назначения на пост главы МВФ, а посему, как только его официальное утверждение состоялось в конце сентября, он тут же решил разобраться с теми, кто ему мешал.На самом же деле ситуация складывается следующая. В совокупности Соединенные Штаты и страны Евросоюза обладают на сегодня 50% всей квоты при голосовании в МВФ и фактически могут провести любое решение вне зависимости от того, что по этому поводу будут думать не только Россия, но и все другие страны, вместе взятые. В этом плане что 1,7%, что 2,7% голосов, для России не имеет никакого значения. Критикуют МВФ и многие другие страны, особенно те, кто играет ведущие роли в современной мировой экономике, но в силу устаревшей архаичной системы квот и распределений времен окончания Второй мировой войны фактически не имеет шансов влиять на принятие решений международными финансовыми институтами.

Кризис Международного валютного фонда наступил не вчера и даже не позавчера. Эту организацию критикуют уже давно, и надо сказать - по делу. Напомню, что в отличие от Всемирного банка, который ведет самые разные проекты в социальной и финансовой сферах, МВФ призван фактически выступать в роли «мирового денежного спасателя» в случае финансового краха в той или иной точке мира. Это означает, что МВФ в случае того же дефолта по типу российского в 1998 году или мексиканского в 1995, выделяют в спасательном порядке миллиарды долларов помощи прежде всего бюджетам этих стран, а затем за «операцию спасения» страна уже многие годы должна будет расплачиваться с кредиторами.


Однако в последние годы ситуация с подобными финансовыми «прокладками» от МВФ стала кардинально меняться. Практически никто сегодня не берет у МВФ связанные финансовые кредиты для стабилизации собственной властной системы. И даже те, кто раньше получал кредиты от МВФ, стараются как можно скорее избавиться от этого финансового ярма. Та же Россия, к очень большому неудовольствию руководства МВФ, досрочно погасила свои долги перед этой организацией, а недавно то же самое - и опять-таки намного раньше планируемых сроков - сделала Аргентина.

Система, созданная в далекие 40-е годы прошлого столетия, когда в мире правили совсем другие порядки и законы, давно уже в сфере международных финансов не работает. Но это уже не задача, а беда господина Стросс-Канна. Ведь его миссия по спасению МВФ может привести к тому, что контору эту в ближайшем будущем просто расформируют, вне зависимости от того, у кого в ее Совете директоров Фонда будет больше голосов - у России или у Свазиленда.

международный валютный финансирование кредитование

2.3 Проблемы МВФ

Главный экономист МВФ Оливье Бланшар оценивает перспективы роста мировой экономика как посредственные. Не исключено, что на практике дело пойдет по негативному сценарию. Два основных препятствия для экономического роста, согласно версии МВФ: начатая консолидация государственных бюджетов и улучшение соотношения между собственным и заемным капиталом коммерческих банков (англ. - deleveraging). Первое не позволит правительствам понижать налоги и, таким образом, стимулировать рост. Второе ограничит объем кредитов, выдаваемых частному сектору. Чтобы смягчить действие названных факторов, МВФ настойчиво рекомендует ЕЦБ продолжить вливание ликвидности в банковский сектор. Без повышения темпов роста, по словам Бланшара, не будет сокращения безработицы, особенно молодежной. К началу 70-х годов неизбежность развала Бреттон-Вудской валютной системы вследствие развития ее внутренних противоречий стала очевидной. Постоянныевалютные лихорадки , хаотичное движение огромных масс краткосрочного капитала из страны а страну, усиление инфляционных тенденций в большинстве капиталистических стран вели к углубляющейся дестабилизации платежных балансов. Отказ западноевропейских государств от своих обязательств по поддержке курса доллара и прекращение размена американской валюты на золото в официальном порядке в 1971 году означали, что основополагающие принципы системы золотодолларового стандарта рухнули. Начавшееся плавание валют привело де-факто к кардинальному изменению механизмов движения международной ликвидности и выравнивания платежных балансов.


В этих условиях неопределенным остался вопрос о статусе МВФ. Многие монетаристски настроенные критики считали, что в мире плавающих валютных курсов Фонд, первоначально созданный для обеспечения валютной стабильности, оказывается функционально излишним. Более того, оказалось, что МВФ не смог осуществить полностью ни одной из поставленных перед ним целей, зафиксированных в его Уставе. Однако только реформа валютной системы могла окончательно определить судьбу МВФ. Подготовка проекта реформы велась сначала в рамках созданного при МВФ Комитета 20?, в состав которого вошли представители как развитых капиталистических, так и развивающихся стран (правда, при решающей роли первых). С самого начала своей деятельности Комитет столкнулся с серьезными трудностями из-за разногласий между представленными в нем странами-членами МВФ и

к 1974 году прекратил функционировать, так и не разработав проекта мировой валютной реформы. Эта работа была продолжена в рамках специально созданных двух новых органов МВФ - Временного комитета, изучающего проблемы перестройки международной валютной системы, и Комитета развития, занимающегося вопросами финансирования развивающихся стран. В январе 1976 года сессия Временного комитета МВФ утвердила ряд принципиальных изменений в Уставе МВФ, которые всего лишь де-юре зафиксировали изменения, происшедшие в валютно-финансовой системе капитализма. Новые поправки в Уставе вступили в силу с 1 апреля 1976 года и состояли в следующем:

- отменяется официальная цена золота;

- предполагается превратить СДР в главный резервный актив;

- официально закрепляется система плавающих курсов ;

- повышаются требования к координации внутренней и внешней экономической политики стран-членов МВФ.

Половинчатая и противоречивая реформа валютной системы капитализма предопределила и дальнейшую эволюцию МВФ, его место и роль в международных экономических отношениях.

Во-первых, заметно меньшую роль Фонд начал играть в деле регулирования и координации экономической политики развитых капиталистических стран.

Во-вторых, координирующие функции МВФ в отношениях с развивающимися странами усилились. Об этом свидетельствуют такие явления как ужесточение условий, которыми оговариваются кредиты Фонда, высокая цена внутренней экономической перестройки в развивающихся странах.

В-третьих, ресурсы Фонда оказываются неадекватными тем проблемам, которые он пытается решить. Растет разрыв между размерами дефицитов платежных балансов развивающихся стран и их квотами в МВФ. Доля ликвидных ресурсов МВФ в международных резервах падает. Таким образом, вклад МВФ а дело урегулирования платежных балансов и совершенствования структуры международной ликвидности уменьшается.