Файл: Международный валютный фонд: цели, функции и особенности (История создания МВФ. Основные цели МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-четвертых, резко расширились функции МВФ как финансового посредника. Кредитование стало практически основной сферой его деятельности, причем размеры предоставленных ресурсов больше не зависят только от взносов стран-участниц, так как Фонд активизировал свои заемные операции.

Основными кредиторами Фонда являются развитые капиталистические страны, а основными получателями мобилизованных средств - развивающиеся страны.

Несмотря на все происшедшие изменения, основные организационные принципы МВФ остались неизменными. А они являются одним из важных пунктов, а котором расходятся позиции различных групп стран в вопросах дальнейшей перестройки международной валютно-финансовой системы.До сих пор продолжаются дискуссии о целесообразности получения займов МВФ. Ведь рецептура, предлагаемая Фондом, весьма стандартизирована и зачастую не учитывает особенностей развития той или иной страны. По мнению ряда экспертов, требования МВФ по ужесточению бюджетной и денежной политики часто только усугубляли тяжесть кризиса, приводя к дефляции.

Кредитная деятельность МВФ служит инструментом активного влияния на социально-экономическую политику стран, получающих его финансовую помощь. Это, прежде всего, развивающиеся государства. Её условия становятся более тяжелыми, чем выше кредитная доля. Поэтому не случайно «Группа 24» в течение многих лет выступала за увеличение размера первой кредитной доли квоты.

Перед подачей заявки на финансирование страна обсуждает с персоналом Фонда программу финансовой стабилизации, включающую меры, которые должны быть приняты ею в обусловленный период в области налогообложения, денежного обращения, валютного курса, внешней торговли и платежей. При рассмотрении заявки Фонд получает детальные сведения о состоянии экономики и финансов. Фонд открывает финансирование лишь при согласии страны выполнять предписанные им рекомендации. Для усиления своих позиций в системе мирового хозяйства государства-кредиторы, в первую очередь США, ФРГ, Япония и другие члены «Группы 7» превратили МВФ в ведущее звено в сфере международного кредита .

Огромная внешняя задолженность развивающихся стран и ряда стран с переходной экономикой оказывает самое непосредственное влияние на их взаимоотношения с Фондом. Все страны, не имеющие широкого доступа к частным внешним ресурсам, становятся заложниками внешнего финансирования МВФ и других межгосударственных валютно-финансовых организаций. Они вынуждены идти на сотрудничество с МВФ, чтобы не усугублять состояние и развитие своих международных кредитных отношений. Зависимость от финансовой помощи МВФ вынуждает их соглашаться на выдвигаемые им условия.


Программы оздоровления экономики и структурных реформ, согласуемые с Фондом и рекомендуемые им, носят не только экономико-политический, но и ярко выраженный социальный характер. Именно высокие социальные издержки их стали главной причиной «развода» развитых стран с МВФ в 70-е годы. Так, в 1976 г. в качестве условия для предоставления лейбористскому правительству Великобритании кредита в 3,9 млрд. долл. МВФ потребовал сократить бюджетные расходы с 11,2 до 8,7 млрд. фунтов стерлингов, в результате чего были урезаны ассигнования на социальные нужды, жилищное строительство, снижено правительственное субсидирование продовольствия и т.д.

Программа «экономии», принятая в 1977 г. Италией по рекомендации МВФ в соответствии с согласием на предоставление ей кредита, была направлена в итоге на снижение реальной заработной платы и предусматривала, в частности, уменьшение пенсий, повышение тарифов на проезд в общественном транспорте и другие услуги, повышение цен на бензин, налогов на автомобили и увеличение дорожной пошлины.

Среди развитых государств «Группы 7» Великобритания и Италия стали последними заемщиками Фонда в 70-е годы. Во второй половине 70-х годов Фонд перестал служить источником ресурсов для финансирования дефицитов платежных балансов развитых стран. До сих пор развитые страны, имея дефициты платежных балансов, не обращаются за кредитами в МВФ, поскольку социально-экономические издержки программ, под которые Фонд выдает кредиты, превышают переплаты за дорогие рыночные валютные ресурсы.

Особенно наглядным является воздействие МВФ на социально-экономическую политику развивающихся государств, у которых неуравновешенность платежных балансов носит хронический структурный характер, обусловленный проблемой финансирования экономического развития в условиях специфического положения многих стран в системе международного разделения труда.

Рекомендации Фонда, как правило, не направлены на изменение экономической структуры этих стран, их индустриализацию и развитие многоотраслевого хозяйства.

Примером воздействия МВФ на социально-экономическую политику развивающихся государств может служить предоставление в 1979 г. кредита Боливии на сумму 150 млн. долл. фонд объявил о предоставлении кредита вслед за опубликованием боливийским правительством новой экономической программы. В программе, в частности, предусматривалась девальвация песо на 20%, резкое увеличение цен на продукты питания и предметы первой необходимости, повышение в два раза цен на бензин и тарифов на проезд в общественном транспорте. С критикой экономической программы выступила широкие круги общественности, утверждая, что она ведет к дальнейшему усилению зависимости экономики от иностранного капитала и ухудшению жизненного уровня широких слоев населения.


Деятельность МВФ по финансированию структурных преобразований в экономике развивающихся государств служит постоянным объектом критики представителей оппозиционных партий, общественных движений, академических, деловых, а в некоторых странах и правительственных кругов. «Группа 24» неоднократно требовала перемен в ней, смещения акцентов и центра тяжести кредитной политики МВФ на увеличение темпов экономического роста.

Главным средством влияния на экономику стран получателей помощи являются программы «оздоровления» экономики и структурной перестройки. Их конечной целью является сокращение государственного сектора, отмена валютных и торговых ограничений, облегчение доступа для иностранных частных капитальных вложений.

Как правило, набор рекомендаций стране обращающейся за финансовой помощью к МВФ, включает такие меры, как девальвация национальной валюты, сокращение государственных расходов и либерализация торговых и валютных режимов. Однако реализация программ «оздоровления» и структурной перестройки экономики нередко приводит к обострению социально-экономических трудностей, росту нищеты и безработицы, правительственным кризисам и репрессиям.

Благодаря системе квот США с самого начала получили возможность эффективного контроля над Фондом. Наибольшая квота обеспечивает фактически право вето при решении наиболее важных вопросов, в том числе и изменения квот других государств. В результате за всю свою историю МВФ не принял ни одного важного решения вопреки национальным интересам США.

Финансовое сотрудничество Фонда со странами предполагает обеспечение его экспертам широкого доступа к национальным экономическим данным. На деле МВФ требует гораздо большей информации от тех стран, где значительную долю в экономике занимает государственный сектор. Анализы и рекомендации экспертов МВФ, составляемые на базе детальной информации, служат основой для выработки такой экономической политики страны, которая будучи совместимой с политикой Фонда, однако, не всегда способствует ее интересам. Директорат Фонда закрывает доступ к его ресурсам для страны, если он считает, что его средства используются вразрез с целями Фонда.

Примером этой традиционной схемы регулирующего воздействия на социально-экономическую политику стран - получателей финансовой помощи может служить помощь МВФ в 70-е годы по отношению к Перу, Ямайке и Боливии, в 80-е годы и к другим странам региона - Аргентине, Бразилии, а в 90-е годы - России и другим странам с переходной экономикой, ставших постоянными его клиентами в силу большой зависимости от внешних долгов и нуждавшихся в финансировании. Встречные требования МВФ в обмен на оказание финансовой помощи вызывали резкое возмущение деловых и общественных кругов многих стран заемщиков, поскольку их выполнение ставило под угрозу проведение важных социально-экономических преобразований и было сопряжено с отменой социальных завоеваний малообеспеченных слоев населения.


Если немного углубится в историю, то можно вспомнить предложения руководства Советского Союза выдвинутые в 1943 году при разработке основных принципов деятельности МВФ. Основными и принципиальными предложениями СССР были: Член МВФ располагала правом вето при сумме голосов, превышающей 10%;

При предоставлении финансовой помощи Фонд учитывал особенности политической и экономической ситуации в стране-заемщике и не навязывал ей таких условий, выполнение которых усугубило бы экономико-политическое положение в этой стране. Предложение о наличие права вето у членов МВФ, по мнению многих экспертов, могло бы не допустить диктата США при принятии в МВФ решений в отношении конкретных стран заемщиков и должников. На данный момент все важные решения МВФ принимаются так, чтобы не противоречить интересам США.

Что касается второго предложения, то можно привести массу примеров, когда программы финансовой стабилизации МВФ приводили к увеличению числа безработных, ухудшению благосостояния населения, сокращению бюджетных расходов на социальные нужды.Так же последствиями финансовой помощи МВФ могут стать: повышение тарифов на проезд в общественном транспорте, снижение уровня пенсий, увеличение налоговых обязательств и многое другое.

Таким образом, зачастую решения по улучшению финансовой ситуации в стране-заемщике принимаются без учета экономических, социальных, политических особенностей данной страны.Можно сказать, что оба предложения глав Советского Союза актуальны по сей день. И данные реформы видятся вполне осуществимыми в современных реалиях МВФ.

Заключение

Институциональную структуру международного валютно-кредитного рынка составляет совокупность международных банков, валютных бирж, валютных фондов, государственных учреждений и международных организаций, посредством которых осуществляется движение капитала в сфере международных валютно-кредитных отношений. Международные финансовые институты являются элементами системы валютно-кредитных отношений. Одной из таких международных организаций является МВФ.

МВФ – международная валютно-кредитная организация ООН, целями которой являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путём установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их выполнением, усовершенствование многосторонней системы платежей, предоставление странам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платёжного баланса.


Официальные цели МВФ: содействие международному валютному сотрудничеству путём консультаций и взаимодействия по валютным проблемам; создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли; содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальваций валют, вызываемой конкуренцией; оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, препятствующих развитию мировой торговли; предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платёжных балансов, а также сокращение продолжительности и масштабов дефицита их международных платёжных балансов.

Кредиты МВФ имеют несколько видов в зависимости от причин, вызвавших несбалансированность платёжного баланса. В рамках каждой формы кредитования существуют различные механизмы предоставления кредитов, различающиеся в зависимости от целей, объёмов, сроков предоставления.

МВФ управлял международной валютной системой (возникшей по итогам конференции в Бреттон-Вудсе в 1944), искусственно поддерживающей валютные курсы, до ее краха в 1971. Также Фонд предоставлял кредиты странам, испытывавшим проблемы с платежным балансом. МВФ организует регулярные встречи с целью обсуждения проблем мировой экономики, готовит финансовые программы стабилизации для кризисных и переходных экономик. В 1990-е гг. миссия МВФ (в числе активных участников переговоров которой был и председатель МВФ в 1987-2000 гг. М. Камдесю) участвовала в финансировании экономических программ правительств стран бывшего СССР, в значительной степени написанных с использованием рекомендаций Фонда. В конце 1990-х гг. усилилась критика МВФ в связи с финансово-экономическим кризисом в Азии и провалом ряда экономических программ оздоровления региональных экономик.

МВФ тем не менее играет важную роль в развитии международной валютной системы, занимая одно из центральных мест в системе международных валютно-финансовых институтов. Предоставляемые МВФ кредиты используются странами-заёмщиками для преодоления своих экономических затруднений, что играет немаловажную роль в развитии как внутренней экономики таких стран, так и мировой экономики в целом.

Список использованных источников

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.- М.: Экономистъ, 2004.- 366с.