Файл: Понятие и признаки государства( СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: Дать понятие государства, которое бы отражало его признаки и свойства, характерные для прошлого, настоящего и будущего, проблематично. Разнообразие условий, в которых существуют государства на разных этапах развития, порождает множество их специфических особенностей. Вместе с тем, государство обладает определенным набором признаков, которые характерны для него на всех этапах развития и в совокупности позволяют определить его как политическую организацию общества, распространяющую свою власть на всю территорию страны и ее население, располагающую специальным аппаратам управления, издающую обязательные для всех веления и обладающую суверенитетом.

Участие России в общемировом процессе вызывает необходимость поиска и изобретения справедливого общественного устройства и установления эффективного баланса между государством и индивидом, что является одной из главных проблем социальной политики государства, поскольку в современном мире только эффективная реализация человеческого потенциала может дать России шанс состояться как независимому, цивилизованному государству. Вместе с тем анализ российских реалий показывает, что отечественные политики фактически копировали «вчерашний день стран развитой демократии», от чего последние с трудом никак не могут отказаться из-за того, что исторически сложившаяся теория и практика государственного строительства пустила очень глубокие институциональное корни, и сдерживает развитие общества.

Актуальность исследования обусловлена наличием ряда факторов, которые возникают на пути демократических преобразований российского общества, с учетом институционального и географического фактора.

Очевидно, что выбор путей обеспечения развития России должно осуществляться с учетом фактора модернизации сущности и функций государства, реалий, тенденций развития международного сообщества, места и роли России в мире. Анализ научных исследований и публикаций дает основания утверждать, что на сегодняшний день степень разработанности теории сущности и функций государства в отечественной и мировой науке государственного управления традиционно считается одной из самых испытуемых.

Целью работы является анализ основных понятий государства.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) определить понятие государства в правовой доктрине, его форму и типы; 2) дать характеристику признаков государства; 3) рассмотреть функции государства.


Объект исследования – система отношений связанных с государственной деятельностью. Предметом исследования являются особенности сущности, признаков и функций государства.

Степень научной разработанности: проблема основных понятий государства рассмотрена такими учеными-правоведами как: Венгеров А. Б., Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А., Марченко М. Н., Радько Т. Н., Бредихин А.Л., Васильев Ф.П., Кравченко Ю.О., Вильчинская Л.П., Глазунова С.Н., Гогин А.А., Григонис Э.П., Гулягин А.Ю., Дембицкий А.А., Дмитриев Ю.А., Миронов В.О., Егорцев В.В., Ибрагимов Д.К., Иванов И.Р.Л., Иванова Ю.А., Кручинин В.Н., Машарифов С.М., Ситников Е.С., Текеева А.М., Клычев Р.А., Чехлатова Е.А., Фетюков Ф.В., Шафиков Ю.С., Шестаев Н.Т., Юрочкин М.А. и другими.

Методология исследования: Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

1.1. Многообразие подходов к понятию государства

В течение многих веков человечество стремилось понять идею и суть государства, как оно возникло и в чем его предназначение. Полемики ведутся в научных и академических кругах по поводу того, как произошло и эволюционирует государство, какова его сущность, формы, механизм и функции.

Как правило, что государство выступает как результат общественного развития и прогресса. Оно появляется на определенной фазе эволюционного развития человеческого общества и в силу экономических, социальных, психологических и других причин, государство выходит на сцену общества и становится локомотивом регулирования и управления общественной жизнью[1]. Общество, наделенное политическим институтом, как государство получает новые, поныне неизвестные совершенные возможности для своего благоприятного существования, например, качественное совершенствование производительных сил, структуру социальных взаимоотношений, духовных устоев, культуры, науки, межгосударственные отношения и т.д.[2].

Феномен государства исторически динамично развивающееся явление. С процессом развития общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие элементы и функции. Вместе с качественными изменениями государства в целом закономерным образом происходят перемены во взглядах на понятие государства, его роль в общественной жизни[3]. В разные исторические эпохи научная мысль человечества стремилась и старалась дать свое определение государства, применяя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства. Аристотель считал, что государство - «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее». Также он определяет государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. У древних греков государство воспринималось как средоточие всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон рассматривает государство как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы[4].


Многогранность и сложность такого социального феномена как государства закономерным образом порождает к многообразию его определения. Ибо государство представляет собой динамически развивающееся, меняющееся сложное явление с незапамятных времён предпринимались усилия, попытки найти и дать удовлетворительное определение понятия «государства». Множество мыслителей разных эпох от античности до современности истолковывали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант) [5].

В понимании И. Канта государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой» С точки зрения Л. Дюги «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом «политическая власть» [6].

Н. Макиавелли понятие государство представлял через призму общего благоденствия, которое должно свершаться от выполнения реальных государственных задач и интересов.

Т. Гоббс рассуждал об образовании государства как необходимость, которая заключается в естественном и благонамеренном стремлении людей к лучшей жизни, самосохранению и безопасности. Необходимость образования государства Т. Гоббс аргументировал естественным состоянием человека, где он пребывает в безмерном притязании и неограниченной свободе. Он характеризовал это состояние войны всех против всех, где проявляются низменность страсти и неограниченная свобода, которыми наделены люди в догосударственный период[7]. В таком обществе Т. Гоббс считает, царит анархия и хаос, в силу полной свободы и эгоизма у людей, где нет силы в лице государственной власти, которая усмиряла бы эти пороки в обществе. Для этого Т. Гоббс утверждает, что появление государства носит объективную закономерность, которая заключается в том, что люди осознав, что в таком обществе, где нет правопорядка, спокойствия, согласия, гармонии и должного уровня жизни, пришли к пониманию того, что они должны договориться между собой и поступиться от своих неограниченных прав и желаний во имя мира, блага и безопасности и объединиться для достижения целей, а также выполнения соглашения, к которому они пришли. Такой договор по Т. Гоббсу носит глобальный характер, где балансируется и гармонизируются права, есть учреждение государства[8].


В «Левиафане» Т. Гоббс дал своеобразное определение государства: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их для мира и общей защиты» Из этого определения Т. Гоббса вытекает, что в лице государства выступает некий абсолютный суверен, обладающий достаточно огромной властью, наделенный путем согласований воль множества людей, и призванный путем мощным рычагом политической власти поддерживать мир, безопасность, процветание и благоприятное существование людей в обществе[9]. Действительно без сильной регулирующей и контролирующей руки государственной власти невозможно гармоничное существование людей в обществе, которая держала бы в узде все негативные проявления в общественной жизни.

Французский мыслитель Ж. Боден определял государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства». Подход Гумпловича по определению понятия государство примечателен. Действительно государство обеспечивает определенный правопорядок в обществе, это одна из важнейших функций государства. Гумплович писал, что государство это: «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка»[10].

Так, например, Ф. Гегель писал, что «Государство есть действительность нравственной идеи - нравственный дух как очевидная, сама себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает». Гегель говорил о государстве как о «шествии бога в мире». В этом изречении Гегеля, исходя из его диалектической философии самосовершенствования, самопознания и самореализации Мирового Духа, государство — это определенная ступень развития Мирового Духа, то есть идея государства имеет разумное начало, следовательно, государство есть цель и основание существование человека, семьи и гражданского общества[11].

Г. Ф. Шершеневич писал «Под именем государства, понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»[12].

Такое определение государства больше всего отражает сущность данного института, так как действительно отражает немаловажные черты государства, главное в этом определении это ключевые категории как союз людей, территория, суверенная власть, без которых даже не может быть и речи в попытке определения государства.


Примерно схожее определение по содержанию дает Н. М. Коркунов, который отмечал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»[13].

Своеобразное определение государства дается в нынешнее время, которое примечательно в нашей действительности. «Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества». «Государство — это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию»[14].

Сегодня государство, в нынешних условиях становится более комплексной в функциональном отношении, соответственно меняются взгляды на сущности и содержания данного института. Наряду с решением классовых задач, оно реализует общечеловеческую и общесоциальную миссию, без которой невозможно существование и процветание любого общества[15].

Современная учебная литература, формулирует наиболее точное определение государства: «Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок».

Многогранность определений и концептуальных взглядов на государство связано с тем, что само государство является очень сложным феноменом, многосторонним и исторически меняющимся явлением. В разные эпохи истории государство понималось и воспринималось своеобразно в зависимости от таких факторов как экономика, социум, научная зрелость человечества, духовность, религия, и т.д. На современном этапе происходят масштабные изменения и процессы в разных сферах жизни общества. Все меняется и развивается, особенно это касается экономики, политики, информационных технологий, технологий, что ведет, к качественному изменению такого явления, как государство, к расширению и преобразованию его функций и управления обществом во всех его проявлениях.