Файл: Понятие и признаки государства( СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Типология и форма государства

Дефиниция «тип государства» также определяется в научной и учебной литературе неоднозначно. Итак, одни авторы отмечают, что тип государства - это общие системообразующие признаки, которые присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития (Морозова Л.А.). Другие считают типологию государства совокупностью наиболее общих черт, которые служат критериями государственно-правовой идентификации отдельных стран на основе их свойств или различий с другими государственно организованными обществами (Оксамытный В.В.). Третьи, - как совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих выбранному критерию (Мицкевич А.В.). Четвертые отмечают, что тип государства – это взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками (Комаров С.А.)[38].

Вследствие этого под типологией государства следует понимать такую классификацию государств, при которой выделяются определенные их типы, т. е. виды, которым присущи наиболее важные, существенные признаки[39].

Среди множества подходов к различению типологий государства и права следует особо выделить формационный и цивилизационный подходы.

1. Базис формационного подхода к типологии составляет понятие «общественно-экономическая формация». Она должна характеризовать тип общества в определенном единстве его базиса (экономической системы общества) и надстройки. Данный подход был разработан в марксистской теории[40].

2. Базис цивилизационного подхода к типологии составляет понятие «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский). Основное назначение термина «цивилизация» состоит в обозначении типа культуры. По этой причине в данной типологии при понимании цивилизации нужно отталкиваться от понимания категории «культура».

3. Важное место в исследовательской базе типологии государств занимает либертарно-юридический подход. Базис этого подхода составляет идея, согласно которой история развития человечества выступает проекцией истории развития свободы.

Философ Гегель полагал, что существует четыре всемирно-исторических типа царств: восточное, греческое, римское и германское. По мере смены указанных типологий отмечается и изменение соответствующих форм государства. Так восточному царству была характерна теократия (свобода одного), греческому и римскому типам соответствовала демократия или аристократия (свобода некоторых), а германскому царству была свойственна монархия с представительной системой и свободой всех[41].


4. Ученый Нерсесянц отмечает, что типологии государства и права представляют собой главные исторические формы для признания и организации свободы человека, которые отражают этапы её прогресса[42].

Первый тип государств составляют этнические государства Древнего мира. Регулирующему воздействию государства и права подвергались только индивиды определенной национальности. Следовательно, принадлежность к «титульной нации» как бы гарантировала определенную степень свободы, возможность быть субъектом права. При этом несвободные принимались за объекты правоотношений[43].

Второй тип представлен сословным государством Средних веков. В подобном государстве свобода имеет характер сословных привилегий и ограничений. Человек выступает субъектом права по признаку принадлежности к определенному сословию. Внутрисословное равенство реализуется наряду со значительным межсословным неравенством.

Третий тип формируют государства и право индивидуалистического типа. После окончания эпохи буржуазных революций человек начинает рассматриваться как субъект права только поскольку, постольку он уникальная личность (индивид), а не как представитель определенного сословия.

Четвертый тип представлен государствами гуманитарно-правового типа. В них человек рассматривается как носитель неотчуждаемых и прирожденных прав, которые формируют основу действующего позитивного права[44].

5. Типология государств М.И. Кареева. В соответствии с ней выделяется 6 исторических, последовательно сменявших друг друга, типов государств:

– город-государство;

– восточная деспотия;

– феодальное поместье-государство;

– сословная монархия;

– западноевропейская и абсолютная монархия;

– конституционное государство[45].

В исследовании Кареева показана реальная эволюция государств, которая в значительной степени совпадает с имеющимися в настоящее время разработками в области этнографии, истории и археологии.

Типология государств - задача, которую пытались решить многие ученые еще с древних времен. И по сей день этот вопрос является актуальным. Существует целый ряд подходов, на основании которых проводится классификация форм государства[46].

У каждого государства есть определённый механизм, модель, согласно которой осуществляется контроль и управление обществом. Одним из элементов этой модели является форма правления. Она определяет, кому принадлежит власть в стране. Существует два основных вида государственного управления: монархический и республиканский. Первый представляет собой систему, где во главе стоит единственный правитель, или монарх. Его могут называть королём, султаном, царём и т. д., но суть от этого не меняется.


В республике власть представлена специальными выборными органами, состоящими из большого количества людей. Источником власти в таком случае выступает не монарх и его воля, а народное большинство. Оба вида правления очень древние[47].

При монархическом правлении власть полностью или же частично принадлежит одному лицу. В зависимости от особенностей структуры государства, пост главы передается по наследству. Монарх считается олицетворением своей нации. В большинстве случаев он занимает должность пожизненно и передает её потомкам. В своих решениях он остается независимым, а принятие государственных происходит только по его воле[48].

Монарха нередко отождествляли с Богом или Его посланником, который руководствуется волей Всевышнего. Благодаря этому глава страны был неприкасаемым, а его приказы выполнялись безоговорочно. При таком виде правления высшее государственное лицо не зависит от народа и отдалено от него. В случае недовольства (при традиционной монархии) у населения практически нет рычагов давления. Повлиять на суверена зачастую можно лишь бунтами, восстаниями, забастовками[49].

В мире существует около 44 монархий. Этот вид правления в государстве поддерживается в основном в Европе (Великобритания, Дания, Лихтенштейн, Швеция) и Азии (Бруней, Кувейт, Катар и т. д.). Но по своей структуре монархии тоже бывают разные: абсолютные; конституционные; теократические.

В республике глава правительства, президент, не наследует власть. Он избирается народом или назначается выборными организациями (парламентом, радой и т. д.) на определённый срок. При таком виде правления население обладает политическими правами и личной свободой. Республику часто отождествляют с демократией, но это ошибочно. Тем не менее главным источником власти в ней является народ. Правительство несёт юридическую ответственность, оно подотчётно гражданам, и его действия должны соответствовать их воле[50].

Если власть не соответствует ожиданиям населения, народ имеет официальные рычаги давления на неё, а также может потребовать смены правящего аппарата. Все выборные органы в республике обладают определённым сроком полномочий.

В прошлом преобладал монархический вид правления, но сейчас большинство стран – республики. Всего их насчитывается около 140. Среди них выделяют: президентские; парламентские; смешанные[51].


Среди смешанных форм правления выделяют: республиканскую монархию; монархическую республику[52].

Под политическим режимом следует понимать характерный для определенного пери­ода развития конкретного общества политический климат, который сформировался в результате совокупно­сти различных, присущих только данному обществу, условий и факторов и который к тому же является по­движной, динамичной системой по осуществлению различных аспектов властной деятельности государства.

Выделяют три основных типа режимов государственного управления:

  1. Демократический режим, характерен для государств с сильной социально-ориентированной экономикой, широко распространенным «средним классом». Государственное управление в рамках данного режима осуществляется с опорой на конституционные положения о приоритете личности, о разделении независимых ветвей власти. В то же время, строго законодательно ограничиваются применение методов принуждения, случаи ограничения прав и свобод личности и т.д.
  2. Авторитарному режиму присуще преобладание методов подавления и принуждения, однако при сохранении отдельных черт демократии в неполитических сферах общественной жизни. В свою очередь, институты политической системы очень ограничены: формально провозглашаемые выборы в различные органы государственной власти на практике носят формальный характер, поскольку, фактически, свобода выбора или реальный политический плюрализм в условиях авторитаризма отсутствуют. Аналогичным образом ситуация состоит с принципом разделения властей, поскольку реальным образом система сдержек и противовесов не достигает стоящих перед ней задач и наблюдается сильный перевес в сторону преобладания роли исполнительной власти в государстве. Глава государства, как правило, фактически несменяем, раз за разом переизбираясь на свою должность
  3. Тоталитарный режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения, которое в отличие от авторитарного режима распространяет свое действие на все сферы общественной жизни. Государственное управление находится в руках партийно-государственных органов, постепенно сращивающихся воедино[53].

Форма государственного устройства это один из элементов формы государства, характеризующий принципы территориальной организации государственной власти[54]. По формам государственного устройства все государства в мире могут быть разделены на: унитарные; федеративные; конфедерации[55].


Унитарное государство — это единое государство, состоящее лишь из административно-территориальных единиц (области, провинции, губернии и др.). К унитарным государствам могут быть отнесены: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция[56]. Особенности унитарного государства: одноуровневая система законодательства; подразделение только на территориальные единицы; одно гражданство; зависимость территориальных единиц от центра.

Федерация – это такая форма организации государственного устройства, при которой страна состоит из относительно самостоятельных территориальных образований – субъектов федерации. Каждый субъект наделен относительной автономией от центра. Он может принимать свои законы, действующие только на его территории и не противоречащие федеральным законам, иметь свой представительный орган и орган исполнительной власти[57].

Конфедерация – это союз самостоятельных государств без единого центра. Это временное образование, которое создается только для достижения конкретных исторических целей и затем распадается на самостоятельные государства либо превращается в федерацию. Например, конфедерацией были США в начале своего существования, когда каждый штат имел полную самостоятельность и считал себя отдельным суверенным государственным образованием[58].

Вывод: Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан. Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей.

Понятие и классификация функций государства могут определяться по мере поступления каких-либо важных задач. В свою очередь, эти цели и задачи могут быть различны и зависят от этапа развития самого государства. Вместе с тем наиглавнейшей миссией и целью любой страны, в том числе и РФ, должно быть обеспечение благополучия людей, проживающих на ее территории. Развитие функций государства в этом направлении - приоритетная задача. Исследование функций и определение форм и методов их реализации позволяет не только установить основные направления в деятельности государства, но и раскрыть существенные способы реализации деятельности государственных структур в различных областях жизнедеятельности общества.