Файл: Понятие и признаки государства( СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Функции государства

Современное общество немыслимо без государства, которое играет значительную роль в его жизни. Вместе с обществом развиваются и все его институты, одним из которых и является государство. Это развитие является естественным историческим процессом, происходит оно по объективным законам[16]. Среди этих законов, а точнее, проявлений их действия, имеются и функции государства. Понятие, признаки, классификация этих характерных особенностей любого государства описаны в настоящей работе. Российское государство на современном этапе своего развития, как и другое государство любого исторического этапа развития, обладает набором функций, динамизм которых является основополагающим всей государственной деятельности.

Попытки сформулировать определение категории «функции государства» осуществляются всяким автором, изучающим такой вопрос. Следует иметь в виду, что рассмотрение функций государства позволяет охарактеризовать их как качественные характеристики и определенные ориентиры как для государства в частности, так и для общества в целом[17].

В настоящее время разработки в данном направлении ведутся такими авторами, как И.В. Григорьева, Р.Х. Макуев, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшина и другие.

На сегодняшний день в современных юридических изданиях можно увидеть до нескольких десятков дефиниций функций государства. Большинством правоведов это понятие рассматривается в качестве основополагающих направлений работы государства, которые одновременно выражают его социальное назначение и сущность. При толковании слова «функции» правоведы также используют такие термины, как управление, цели, воздействие, задачи, таким образом, отождествляя их с деятельностью государства. Можно выявить следующие мнения исследователей по вопросу определения понятия «функции государства»[18]. Функции государства (от лат. function — исполнение, совершение) — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются его сущность и социальное назначение. Функции государства — основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение[19]. Функции государства — главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Функции государства — это определенные направления и стороны деятельности государства, в которых выражаются его сущность и социальное назначение[20].


Рассмотрев вышеприведенные определения, можно выявить общие моменты в определении функций государства. Так, исследователи характеризуют функции государства как направления деятельности государства (при этом различают главные или основные направления), а также функции государства находятся как выражение государственной сущности (природы) и социального предназначения государства[21]. Некоторые авторы юридических работ утверждают, что функции государства определяют, чем оно должно заниматься, чтобы достичь тех целей и задач, которые перед ним стоят. Вместе с тем функции государства – это только направление его деятельности, поэтому не следует считать, что под ними подразумевается вся деятельность этого института общества. Также не нужно путать их с задачами и целями. Функцией государства является направление, скоординированное для надлежащей деятельности государственного механизма[22].

Изучив некоторые литературные труды можно понять, что под функции государства подпадает не исключительно его внешняя и внутренняя деятельность, а также вдобавок и различные государственные механизмы, оказывающие влияние на окружение и проистекающие в нем процессы. Так, государство, осуществляя какие-либо свои функции в различных областях жизни общества, производит всевозможные реформы, преобразования, проводит правовое регулирование, то есть тем самым оно воздействует на общественные процессы. Научная классификация функций государства фиксирует закономерные связи между последними, с целью определения места конкретной функции в системе функций, которое указывает на ее свойства. При этом проблема определения функций государства постоянно находится в центре внимания отечественной науки теории государства и права[23].

Следует констатировать, что необходимость дальнейшей разработки проблемы функций государства сохраняется. Несмотря на происходящие процессы глобализации, государство отнюдь не снижает своей роли в управлении делами общества, а, скорее, наоборот, усиливает.

Как можно было заметить, функции государства в обществе трактуются разными правоведами различно и многообразно. Столь же многообразны и признаки функций государства.

В литературе выделяются различные подходы к классификации и выделению видов функций государства.

В зависимости от продолжительности действия различают следующие виды функций: 1) постоянные (они реализуются на всех этапах развития государственного образования); 2) временные (завершают действие по мере решения соответствующей задачи)[24].


В зависимости от принципа разделения властей выделяют виды функций государства: 1) законодательные (правотворческие); 2) исполнительные (управленческие); 3) судебные (конфликторазрешающие).

В зависимости от значения в деятельности государства различают такие виды функций как: 1) основные (реализуются в первую очередь); 2) неосновные (осуществляются по мере выполнения главных задач).

В зависимости от сферы общественной жизни, в которой они реализуются выделяют следующие виды: 1) внутренние (связаны с деятельностью государства на внутренней сцене); 2) внешние (возникают при решении задач в межгосударственной сфере)[25].

Таким образом, признаки функций государства отражают набор ключевых их характеристик, а классификации видов функций государства отражают различные подходы к выделению групп однородных направлений его деятельности.

Итак, современные государства сталкиваются со значительным количеством проблем и вызовов, необходимость реагирования на которые связано с появлением у них соответствующих целей и задач. Для их достижения они вынуждены исполнять ряд функций[26].

В зависимости от направленности функции государства делят на внутренние и внешние.

Внутренние функции современного государства направлены на реализацию внутренних задач, а внешние функции – на организацию и поддержание определенных отношений с остальными странами. Внутренние и внешние функции тесно взаимосвязаны, они дополняют друг друга. К внутренним функциям современного государства относят: охранительные (охрана сложившихся форм собственности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды), экономические, социальные, культурные и другие функции[27].

Функция по охране существующих форм собственности характерна всем государственным образованиям, поскольку её реализация создает благоприятный климат для активной экономической деятельности. Охрана правопорядка представляет собой важнейшую функцию любого государства, которая проистекает из потребностей общества. В большинстве современных стран на первый план выходит охрана и защита прав и свобод граждан, поскольку в противном случае сложно обеспечить подлинный правопорядок[28].

Функция по охраны природы и защите окружающей среды приобрела особую актуальность в последнее время, в особенности после выявления фактов реализации сценария глобального потепления. Экологически вредное производство стало негативно воздействовать на человека и его здоровье. Подобное развитие ситуации в обозначенной сфере и предопределило формирование у современных государств функции по охране природы и защите окружающей среды[29].


Фактически на всех этапах развития государств одним из ключевых направлений его деятельности является реализация экономической функции. Однако степень участия государства в экономических процессах имеет различное измерение в зависимости от конкретных исторических условий. В последние годы государство активно влияет на экономику, определяет целесообразные темпы её роста, а также устанавливает эффективные пропорции производства между отдельными её отраслями. В большинстве стран было отмечено появление государственного сектора экономики, т. е. государственной собственности и государственного управления предприятиями.

Во многих странах государство является крупнейшим предпринимателем. Как правило, крупные акционерные общества в стратегических сферах представлены государственными предприятиями. Также оно часто представлено в виде собственника (полного или частичного) крупных банков[30].

Вышеуказанные обстоятельства позволяют современному государству ответственно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабах всего национального хозяйства.

Важное место в деятельности государственных образований занимает социальная функция, реализация которой тесно связана с экономической. Социальная функция отличается многообразием в содержательном разрезе и отличается масштабностью объемов государственной деятельности при реализации данного направления[31]. Её ключевым назначением является устранение или смягчение возможной социальной напряженности в обществе, выравнивание материального и социального положения людей, развитие здравоохранения, образования и культуры. Для реализации социальной функции государство формирует фонды, средства которых направляются на финансовое обеспечение выплаты разнообразных пенсий и пособий, а также финансирование образования и здравоохранения. Оно занимается разработкой и реализацией программ, которые обеспечивают занятость населения и снижение уровня безработицы, способствуют размера заработной платы работников и т.д. В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука)[32].

Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, – охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций – обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и т.д.


Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на основе общесоциальных потребностей и интересов (экономических, социальных, духовных, национальных)[33]. В современных условиях значение государства в вопросе поддержки поступательного развития здравоохранения, образования и культуры заметно возросла. Для эффективного управления указанными видами деятельности оно формирует систему государственных органов и нанимает работников соответствующего профиля подготовки, а также организует их финансовое обеспечение[34].

В последние годы большинство стран, имеющих необходимые интеллектуальные и финансовые возможности, активно реализуют функцию стимулирования научно-технического прогресса. Постоянное расширение государственного финансирования сферы научно-технических исследований объясняется тем, что современные масштабы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ существенно возросли. Стабильное создание экономических эффективных и промышленно полезных технологий позволяет современным государствам захватывать лидирующие позиции в авангарде мирового прогрессивного движения. Указанное обстоятельство понуждает государства брать на себя основную часть обязательств по финансовому стимулированию научно-технического прогресса и фундаментальных теоретических исследований[35].

К внешним функциям современного государства принято относить: отстаивание национальных интересов в отношениях с другими странами, защиту от нападения извне, развитие дипломатических отношений. В условиях глобализации и формирования мирового рынка отмечается активизация межгосударственной взаимовыгодной торговли, углубляется экономическое взаимодействие государств на региональной платформе, развиваются системы обеспечения коллективной безопасности[36]. Вышеуказанные обстоятельства создают благоприятные условия для формирования у государств соответствующих внешних функций[37].

Таким образом, лишь полноценная реализация внутренних и внешних функций позволит современным государствам обеспечить эффективную реализацию стоящих перед ним целей и задач.