Файл: Понятие и признаки государства( СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
Под типологией государства следует понимать такую классификацию государств, при которой выделяются определенные их типы, т. е. виды, которым присущи наиболее важные, существенные признаки. Существует два основных подхода к типологии государства - цивилизационный и формационный. В связи с тем, что типология государства выступает способом познания, формационный и цивилизационный подходы скорее не исключают, а органично дополняют друг друга. Их сочетание формирует более уместные приемы понимания разных типов государства с учетом социально-экономических и духовно-культурных факторов. Таким образом, указанные подходы должны применяться в комплексе.
2. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
2.1. Территория как признак государства
На своей территории государство занимается осуществлением независимой власти и имеет право всеми разрешёнными способами защищать свою территорию от вторжения других государств.
Государственная территория – часть земной поверхности, включая сушу, недра, воздушное, водное пространство, которая является суверенной частью определенного государства[59].
Сухопутная территория включает в себя сушу с ее недрами, находящуюся в пределах установленных границ, а также прибрежные острова и анклавы. В ряде стран государственной территорией является арктический сектор, все земли и острова, входящие в его состав. Недра, находящиеся под землей и водой на территории государства, обладают полным и исключительным суверенитетом государства. Данное право находит подтверждение в основных конституционно-правовых документах государств и международных актах[60].
К водным государственным территориям относятся внутренние воды: реки, озера, заливы, бухты, порты, а также территориальные воды, имеющие особый режим. Специальный режим имеют поверхность и недра континентального шельфа и экономические зоны. Территориальные воды примыкают к берегам государства, сюда же относятся и острова. В пределах экономической зоны разрешается свободный проход судов всех стран, однако государство, которому принадлежат территориальные воды, обладает преимущественным правом на разведку и освоение морских недр и морепродуктов[61].
Воздушной государственной территорией является пространство, находящееся над сушей и водной частью страны. Воздушное пространство отделяется от других стран границами, которые признаны нормами международного права[62].
К территории государства относятся морские суда, воздушные и космические корабли под флагом государства, трубопроводы, посольства.
Территория государства, его величина, конфигурация, природные особенности выступают фактором долговременного действия, но в разные периоды развития их роль различна[63].
Анклав – территориальная часть государства, которая находится отдельно от основной части страны, окруженная со всех сторон другими государствами. Если у этой территории имеется выход к морю, то она называется полуанклавом.
Эксклав – несамостоятельный регион, отделенный территориально от материнского государства и полностью окруженный одной или несколькими странами.
Одна и та же территория одновременно может быть анклавом и эксклавом.
В мире много таких мест. В Беларуси на территории Гомельской области находится населенный пункт Саньково-Медвежье. Административно он относится к Брянской области РФ. Для России эта территория считается эксклавом, для Беларуси – анклавом. Аляска является полуэксклавом США и полуанклавом Канады. Мелилья и Сеута имеют выход к Средиземному морю и являются полуанклавами для Марокко и полуэксклавами для Испании[64].
Наличие такой обособленной территории в международном праве предполагает особые правовые отношения. Чтобы попасть в анклав, необходимо пересечь территорию другого государства. Также необходимо решать важные проблемы, обеспечивать жизнедеятельность анклава. Все вопросы решаются, как правило, заключением соглашений и договоров между заинтересованными сторонами. Право доступа государства к своему анклаву реализуется путем подписания специального соглашения с государством, на территории которого находится анклав[65].
Правовой режим анклава определяется национальным законодательством или международными нормами.
Существует несколько точек зрения на правовую природу территории государства. Наиболее распространены объектная теория и теория пространственного предела власти государства. Сторонники объектной теории утверждают, что территория – это объект обладания. Это исторический взгляд на территорию, берущий свое начало в эпохе феодализма, когда собственность на землю рассматривалась как источник власти[66].
Юрист В.А. Незабитовский выдвинул другую теорию, выступая против приравнивания территории государства к объекту обладания. Территориальное верховенство – это право государства осуществлять власть над людьми, которые живут в этом государстве. Государственная территория является пространственной сферой осуществления государственного верховенства. В границах территории действует власть государства, которая обладает исключительным суверенитетом. Поэтому территорию можно с полным правом отнести к одному из основных признаков суверенного государства[67].
Суверенитет РФ согласно ст. 4 Конституции распространяется на всю территорию страны, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Государство устанавливает административно-территориальное деление, организует государственную власть и управление на основании территориального признака. В компетенцию государства входит определение и изменение государственной территории, вопросы гражданства, нахождения иностранных граждан на территории страны, охрана и оборона территории[68].
Нормы международного права говорят о неприкосновенности территориальной целостности и независимости государств.
2.2. Суверенитет как признак государства
Ученые, которые занимаются проблемами государства и права, выделяют несколько основных признаков, которые присущи государству, одним из основных является суверенитет.
Под суверенитетом понимают наивысшую, неограниченную власть государства по отношению ко всем лицам и организациям, которые действуют на территории данного государства. Также многие ученые добавляют к данному определения и/или ставят в его основу независимость, то есть возможность вести свои внутренние дела и проводить внешнюю политику независимо от других государств и иных политически активных субъектов[69].
Любой субъект права, который признан государством, вправе осуществлять свою высшую власть в рамках обозначенной для него территории. Данный субъект самостоятельно определяет характер взаимоотношений с другими государствами, которые не имеют права вмешиваться во внутреннюю политику этой страны. Суверенитет является неотъемлемым признаком любого государства вне зависимости от величины территории, политического, социально-экономического, религиозного уклада и любых других факторов[70].
Государственный суверенитет включает в себя несколько ключевых для любого государства понятий, таких как:
- Единство/неделимость территории;
- Неприкосновенность его территориальных границ;
- Невмешательство во внутреннюю политику.
В случае вмешательства иностранного государства и/или его представителей во внутренние дела государства, нарушение его границ, то говорится о нарушении суверенитета. Нарушение суверенитета является признаком слабости данного политического образования, его неспособности защитить свои интересы и интересы своих граждан от влияния из вне[71].
Суверенитет включает себя ряд следующих аспектов:
- Экономический аспект суверенитета любого государства предполагает владение определенной территорией, собственностью, культурными и иными ценностями.
- Политический аспект суверенитета любого государства заключается в стабильности и развитости политических институтов внутри данного образования.
- Правовой аспект суверенитета для любого государства заключается в законодательном закреплении его основ как на внутриполитическом, так и на международном уровнях. Законодательно должны быть закреплены основы территориальной целостности страны, равенство всех государств на международной арене, невмешательство во внутриполитические дела государства, а так же право наций на самоопределение[72].
Суверенитет, являясь признаком государства, характеризует его как особого субъекта политических отношений, а так же как основной компонент политической системы общества[73].
В рамках теории конституционного права принято выделить три основных разновидности суверенитета, которые находят выражение в следующих положениях:
- Народный суверенитет/суверенитет народа, который признается первоисточником власти;
- Государственный суверенитет/суверенитет государства;
- Национальный суверенитет[74].
2.3. Публичная власть как признак государства
С точки зрения философской государственная власть первична по отношению к государству. Именно общество стало испытывать потребность во власти, имеющей свойства, которые присущи государственной власти, тем самым предопределило возникновение государства. Государство является носителем государственной власти, силой, на которую власть опирается[75].
Государственная власть неразрывно связана с государством, но это понятия разные, они не отождествляются.
Признаки государственной власти могут где-то совпадать с признаками государства, а где-то различаться. Основные признаки государственной власти: 1) государство – сила, на которую опирается власть. Больше никакой власти такое средство воздействия не присуще; 2) публичность власти, осуществляемой профессиональным аппаратом, который отделен от общества как объекта власти; 3) суверенность власти, ее верховенство внутри страны. Государственная власть выше власти всех других организаций; 4) универсальность власти, распространяющей свою силу на всю территорию и все население страны; 5) исключительное право на издание юридических норм; 6) постоянство и непрерывность государственной власти[76].
Основные свойства государственной власти:
- Публичность государственной власти является первым ее свойством. Публичность как категория в широком смысле выражается в общественном характере власти (к слову, признаком общественности обладает любая власть). Но в узком смысле, в рамках общей теории права, публичность как свойство государственной власти определяется профессиональными навыками субъектов власти по отношению к объектам власти. Население государства делегируя полномочия по управлению делами государства, признает право на публичность всех создаваемых в рамках управления органов.
- Суверенность и верховенство – оба эти свойства обозначают одно и то же. Верховенство обозначает независимость государственной власти в ее пределах, суверенность наоборот говорит о невозможности влиять на внутренние дела государства из-за пределов государственных границ. Верховенство власти внутри государства говорит не только о независимом характере, но и об особом статусе государственной власти в рамках государственного принуждения по отношению к иным проявлениям социальной, экономической и прочим проявлениям власти[77].
- Универсальность – данное свойство перекликается с признаком государства. Государственная власть в рамках свойства универсальности распространяет свое действие на всей территории и на всё население в рамках этих границ[78].
- Исключительным правом на нормотворчество обладает только государственная власть. Помимо исключительности, государственной власти присущ общеобязательный характер исключительных прав на нормотворчество. Каждый член общества внутри территории государства должен подчиняться установленным нормам и правилам без исключений[79].