Файл: «Процедуры несостоятельности (банкротства)»(Несостоятельность (банкротство) юридических лиц: понятие и источники законодательства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц: понятие и источники законодательства 5

1.1 Понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица и индивидуальных предпринимателей 5

1.2 Источники законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц 10

2. Система правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц за рубежом и в России 13

2.1 Зарубежный опыт регулирования отношений банкротства 13

2.2 Современное регулирование банкротства в России 18

3. Процедура банкротства юридических лиц 21

3.1 Понятие наблюдения 21

3.2 Понятие внешнего управления 28

3.3 Конкурсное производство 31

3.4 Мировое соглашение 40

Заключение 45

Список использованной литературы 47

ВВЕДЕНИЕ

Банкротство юридических лиц в Российской Федерации - явление относительно новое.

В области отношений, возникающих по поводу несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности, энергично протекает процесс реформирования, это выразилось в принятии трех законов о несостоятельности.

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 года № 6-83.

Первым полноценным правовым актом, регулирующим процедуру банкротства в Российской Федерации, был Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятия" от 19 ноября 1992 г. Он содержал семь разделов: общие положения; рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде; реорганизационные процедуры; принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда; конкурсное производство; мировое соглашение; внесудебные процедуры.

Необходимость принятия нового закона была обусловлена не только несовершенством Закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" 1992 года, но и тем, что вступил в силу новый Гражданский Кодекс РФ.

Принятие первого Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" в 1992 г. было связано с первоначальным периодом развития рыночных отношений, проведением приватизации государственных и муниципальных предприятий. На основании указанных обстоятельств Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" главное внимание уделял не вопросам предотвращения банкротства и вероятной нейтрализации его последствий, а проблемам ликвидации предприятий в рамках конкурсного производства. Восстановительным процедурам было отдано в Законе всего две статьи .


Следующим этапом развития правового регулирования несостоятельности является введение в действие с 1 марта 1998 г. Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" .

ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. значительно изменил систему процедур банкротства. В нем уже учитывался опыт применения Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", а также опыт зарубежного законодательного регулирования процедур банкротства.

Под банкротством по нормам данного Закона понималась признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если данные обязательства не исполнены им на протяжении трех месяцев с момента их исполнения.

Третий этап связан с действующим Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" . С.А. Карелина характеризует данный закон как продолжение и развитие реформы законодательства о несостоятельности, начатой в 1998 г.

В данном законе детализируются и конкретизируются основные положения о банкротстве, изменяется правовое регулирование отдельных процедур (наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения).

Актуальность и практическая значимость темы настоящей работы обусловлена необходимостью более углубленного исследования проблем несостоятельности (банкротства) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Цель курсовой работы заключается в анализе существующей на данный момент системы правого регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предполагается решить следующие основные задачи:

- раскрыть понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица, основные факторы возникновения несостоятельности (банкротства) предприятий, предпосылки и закономерности их развития;

- рассмотреть основные источники, лежащие в основе законодательства о несостоятельности (банкротстве);

- исследовать систему правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридического лица;

- провести анализ особенностей удовлетворения требований кредиторов при несостоятельности (банкротстве) юридического лица.

Методической основой данной работы является современная нормативно-правовая база деятельности предприятия РФ и ключевые аспекты законодательства, определяющие особенности правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридического лица


I. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВО) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: ПОНЯТИЯ И ИСТОЧНИКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.1 ПОНЯТИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

Институт банкротства является важнейшим элементом рыночных отношений, поскольку своевременное выявление предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении и применение к ним процедур банкротства способствует структурной перестройке и оздоровлению российской экономики.

Несостоятельность хозяйствующих субъектов – явление, распространенное и типичное для стран с рыночной экономикой. Существование института банкротства обусловлено несколькими причинами. Во-первых, необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны возникает необходимость устранения из оборота такого участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего или большей части всего этого имущество на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам. Иначе говоря, значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности (гражданам предпринимателям и юридическим лицам различных форм собственности) реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности. Предполагается, что употребление слова "банкротство" идет из средневековых городов Италии (bankarupta). Это слово образовалось либо от bank broken, либо от bench broken (клиенты переворачивали стол, на котором неудачливый торговец менял деньги на площади, либо просто торговал).

В настоящее время западное законодательство использует термин "несостоятельность", так как существует точка зрения, что "банкротство" - это уголовно-правовая сторона несостоятельности.


Поэтому в большинстве стран, нормы, регулирующие уголовно-правовые вопросы, исключены из законов о несостоятельности, инкорпорированы в уголовные кодексы и применимы только к физическим лицам.

В США лицо, в отношении которого возбуждены процедуры банкротства, во время производства считается несостоятельным, а после судебного решения может быть признано банкротом. В российской правовой истории встречаются различные варианты смыслового использования определений несостоятельности и банкротства. Наибольший интерес представляет предреволюционный период, так как уровень российского права того времени оценивается достаточно высоко. Г.Ф. Шершеневич считал, что банкротством является "неоспоримое или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия имущества".

В современном российском законодательстве понятия "несостоятельность" и "банкротство" равноценны. Между тем, существует мнение, что банкротство является несостоятельностью, сопряженной с виновным поведением должника, направленным на причинение вреда кредиторам. Такова была позиция российского дореволюционного права; под банкротством понималось "неосторожное или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия имущества" .

Часть первая Гражданского Кодекса РФ содержит две статьи, касающиеся несостоятельности (банкротства) юридических лиц. Статья 65 ГК РФ определяет круг юридических лиц, которые могут быть признаны несостоятельными. Это коммерческие юридические лица, за исключением казенных предприятий, а также юридические лица, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Эта же статья устанавливает два способа признания несостоятельности (банкротства): признание несостоятельности посредством судебного разбирательства, то есть по решению суда, и признание несостоятельности в добровольном порядке. Оба способа предусматривают в качестве последствия ликвидацию должника .

Вторая статья ГК РФ, касающаяся несостоятельности (банкротства), статья 64, устанавливает очередность удовлетворения кредиторов. Необходимость применения этой статьи определена в п.3 ст. 65 ГК РФ. Согласно Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)", должник – юридическое лицо или предприниматель может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления, а значит возможности спасения бизнеса и предотвращения причинения вреда кредиторам. В основе понятия банкротства лежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическое лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, услуги, работы, а также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительного срока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства перед кредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственных органов.


Что касается должника-гражданина, то для его признания банкротом необходимо также, чтобы сумма задолженности по его обязательствам превысила стоимость принадлежащего ему имущества, то есть закон для физических лиц устанавливает критерий неоплатности. При этом условием возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) является неспособность уплатить в течение указанного срока 500 минимальных размеров оплаты труда – юридическими лицами и 100 минимальных размеров оплаты труда – физическими лицами. А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин понимают под банкротством неспособность предприятия финансировать текущую операционную деятельность и погашать срочные обязательства, которое является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия и результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики. Более емкое по своему содержанию определение банкротства предлагают Э.С. Минаев и В.П. Панагушин. По их мнению, банкротство – это рыночный механизм защиты здоровых хозяйствующих субъектов от безнадежно больных.

Н.А. Русак приводит следующее определение банкротства – это подтвержденная документально экономическая несостоятельность субъекта хозяйствования, выражающаяся в его неспособности финансировать текущую основную деятельность и оплачивать срочные обязательства. Основной целью Закона о несостоятельности (банкротстве), как и любого иного нормативно-правового акта, является соблюдение баланса интересов кредиторов и должника в процессе производства по делу о несостоятельности. Достижение этой цели крайне затруднено в силу природы несостоятельности, когда, с одной стороны, у должника недостаточно средств для удовлетворения требований всех кредиторов, что порождает естественное желание разделить имеющееся средства как можно раньше, а с другой стороны, в ряде случаев необходимо продолжение функционирования предприятия-должника, если это будет способствовать его выходу из кризисного положения. Указанные обстоятельства порождают сложности в процессе производства дел о несостоятельности, так как очень часто защита интересов кредиторов ведет к ухудшению положения должника, а меры, направленные на защиту должника, ущемляют права акционеров. К внешним признакам несостоятельности (банкротства) предприятия относятся приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. В соответствии с ранее действующим положением для признания юридического лица несостоятельным необходимо было установить его неоплатность, то есть недостаточность всего имущества для удовлетворения требований кредиторов и уплаты обязательных платежей. Для этого в каждом случае производства по делу о несостоятельности требовалось проводить анализ баланса должника, и только если структура баланса оказывалась неудовлетворительной, то есть величина долгов превышала величину активов, возможно, было вынесение решения о признании несостоятельности. В противном случае суд должен был прекратить производство по делу о несостоятельности, это происходило даже в тех случаях, когда юридическое лицо в течение многих месяцев, а иногда и лет не удовлетворяло предъявленные ему требования по обязательствам кредиторов и обязательным платежам.