Файл: Теории происхождения государства(Понятие государства и многообразие теорий его происхождения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

На выбор данной темы повлияло то, что изучение взглядов ученных на причины возникновения государства позволяет лучше понять учебный материал, рассматриваемый в рамках изучения предмета «Теория государства и права».

Важное значение имеет тот факт, что возникновение новых государств мы можем наблюдать и в настоящее время. Много новых государств возникло в результате деколонизации, краха социализма и распада СССР.

Актуальность темы связана с тем, что изучение теорий происхождения государства способствует четче определить все свойственные ему функции - основные направления его деятельности, установить место и роль в политической системы и жизни общества. Несмотря на многовековую историю исследования, до настоящего времени отсутствует единство во мнениях на процесс происхождения государства.

Целью данной курсовой работы является изучить взгляды ученных на происхождение государства.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие «государство».

2. Рассмотреть основные теории возникновения государства и права, их роль в системе развития государства.

3. Обобщить закономерности возникновения государства.

Объектом исследования является теории происхождения государства, а предметом исследования – социально-правовые положения и особенности теорий происхождения государства.

Источниками для написания работы послужили учебные пособия по «Теории государства и права» и статьи из периодических изданий.

1. Понятие государства и многообразие теорий его происхождения

1.1. Определение понятия «государство»

Понятие государства играет методологическую, определяющую роль для системы юридических знаний и их использования на практике. В зависимости от интерпретации природы государства закрепляются механизмы реализации государственных решений, возникает государственный аппарат.[1]

При определении понятия «государство» наука сталкивалась с неоднозначным его пониманием, так как ученые по-разному подходили к решению этой теоретической проблемы.


Наиболее распространенные и признанные определения понятия государство можно найти в энциклопедиях, словарях, учебной литературе по теории государство и права.

Приведем ряд определений из данных литературных источников.

«Государство – это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию».[2]

«Государство – это специфическая социально-политическая организация, осуществляющая управление обществом в пределах определенной территории посредством: выработки, принятия, наделения юридической силой общезначимых и общеобязательных правил поведения (юридических норм); использования этих правил в процессе правового регулирования; установления действенной системы гарантий реализации государственно-властных предписаний (прежде всего, путем закрепления возможности государственного принуждения); придания правовым нормам санкционированного характера (посредством установления мер юридической ответственности, адекватных вреду, нанесенному правонарушением)».[3]

«Государство – это универсальная территориальная политическая организация, в которой материализуется особая публичная и суверенная власть наиболее могущественных слоев населения, используемая как для согласования и защиты их интересов, так и для выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого человеческого сообщества… Типичными признаками государства следует признать: территориальность, универсальность, публичную власть, суверенитет, взимание налогов и других обязательных сборов (платежей)».[4]

В качестве основных характеристик государства на современном этапе предлагаются к рассмотрению следующие: территориальное деление населения; публичная власть, выделившаяся из общества и не совпадающая с населением; официальный представитель всего общества; безоговорочное распространение власти государства на все население, проживающее на его территории; создание общеобязательных правил поведения; обладание официально организованными силовыми структурами и монополия на легальное принудительное осуществление власти; принудительное формирование своей материальной базы; суверенная организация; наличие особых символов Подходы к понятию государства, его сущность и признаки развивались исторически одновременно с развитием цивилизации.[5]


Международное право и наука до настоящего времени не имеет единого и общепризнанного определения понятия «государство».

Международные организации (ООН и другие) не имеют полномочий определять наличие государственного статуса.

Признание нового государства могут совершить или отказаться совершить только сами государства и правительства.[6]

В целом можно сделать вывод, что причины возникновения государства требует совмещения разнообразных научных подходов, которые объясняют сущность данного феномена во всём многообразии его проявлений в реальной жизни.[7]

2.2 Многообразие теорий происхождения государства

Наукой было разработано много теорий происхождения государств. В современной науке, при оценивании различных теорий происхождения государства, отмечается, что многие из них содержат элементы истины, но ни одной из них не удалось полностью отразить сложный характер процесса происхождения государства.

Любая концепция, теория развития общества не свободна от особенностей текущей социально-политического ситуации и обусловлена уровнем развития науки, создающей данную теорию. Это в полной мере применимо и к различным теориями происхождения государства. В различных теориях находят отражение отдельные, чаще всего действовавшие процессы и факторы.[8]

Вопрос о происхождении государства имеет такую же сложную и древнюю историю, как и само государство. Отдельные моменты функционирования государства, его роли в жизни общества затрагивали умы философов, историков, и юристов еще в древности. В ходе развития понятий о государстве и его сущности были сформированы разнообразные подходы к определению государства, сформулированы основные положения о его сущности и роли в жизни общества.

Все определения относительно происхождения государства, его сущности и роли в правовых отношениях можно представить в виде сформировавшихся теорий.

На первый план выступают теологические теории, имеющие многовековую историю. Сформированы в древних государствах Востока, в Древнем Риме и Древней Греции. Главный особенность этих теорий состоит в том, что возникновение государства связывается с божественной волей т. е. государственная власть производна от власти божественной, представителем которой на Земле является церковь (Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский и др.).

Представители патриархальной теории находят взаимосвязь между возникновением государства и семьей, власть главы государства сопоставляетя с властью отца, который заботится о своих родных (Аристотель и др.).


Такими были взгляды древних мыслителей на государство, общим итогом чего является движение мысли от целого к частям, от общего к частному.

Обратным порядком идет мышление нового времени. В древности мысль исходила от объекта и затем перешла к субъекту, здесь она исходит от субъекта и затем переходит к объекту.

В результате этой работы возникли такие представления и понятия о государстве, как власть, закон, свобода, цели и идеи, объединяющие все элементы в одно целое, и представляют собой элементы государственного порядка.

В частности естественно-правовая (договорная) теория происхождения государства имеет различные варианты в понимании государства, но сводится к тому, что государство представляет собой результат объединения граждан на добровольной основе (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гроций, А. Н. Радищев).

Теория насилия связывает возникновение государств военными действиями и захватами территории, что приводит к появлению властвующих и угнетенных классов. (Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский).

Патримониальная теория исходит из того, что государственная власть — это власть собственника над теми, кто проживает на его земле (К.Л. Галлер).

Кроме указанных теорий существует и ряд других, которые так или иначе могут быть интересны: инцестная теория (К. Леви-Стросс), спортивная теория (Х. Ортега-и-Гассет), расовая теория (Ж. Гобино, Ф. В. Ницше).

Все теории происхождения и сущности государства оказали влияние на ход формирования философских и юридических понятий о данном феномене и последующее развитие учения о нем.

Трактовки теорий возникновения государства зависят от сущности понимания государства и его участия в правовых отношениях.

Современное многообразие учений о генезисе государства во многом отражает те причины, которые служат первоосновой для их возникновения. Данные представления следует рассматривать во взаимосвязи, что может послужить толчком к формированию целостного представления о государстве.

2. Теории происхождения государства

2.1. Теологическая теория

Одной из древнейших является теологическая теория, которая была сформирована в древних государствах Востока, в Древнем Риме и Древней Греции.

Данные теория связывает возникновение государства с божественной волей т.е. государственная власть производна от власти божественной, проводником которой на земле является церковь (Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский и др.).[9]


Наибольшее развитие эта теория получила в трудах Фомы Аквинского, Жака Маритена, Жозефа де Местра.

В соответствии с теологической теорией, государство возникло и существует вечно в соответствии с божественной воли, поэтому каждый должен подчиняться государственной воле как власти от Бога.

В трудах некоторых мыслителей, например Ф. Аквинского, данное положение дополняется идеей о необходимости подчинения самого государства религиозным организациям (католической церкви), обладающим монополией на установление истинной божественной воли. В условиях средневекового европейского общества, в котором католическая церковь являлась важнейшим социальным, политическим, экономическим институтом, возникновение подобных взглядов было естественным.[10]

Следует обратить внимание на тот факт, что перед теологами и мыслителями общественно-политический строй поставил задачу обосновать существующее в обществе классовое неравенство, входящее в противоречие с равенством всех людей перед Богом.

Дело в том, что неизбежным следствием и пережитком сословного деления в период феодализма было рабство.

По мнению Августина, рабство – не преходящее явление, которое терпят временно, чтобы не затевать смуты, а постоянное, ибо оно стало естественным вследствие испорченности человеческой природы.

Рабство будет существовать, пока существует земное человеческое общество. Только в Божественном царстве не будет рабства.

Учение Фомы Аквинского в период буржуазно-классовых отношений рассматривалось как бесполезное, чересчур умозрительное и ненаучное. Теории естественного права XVII–XIX вв., позитивистские концепции XIX–XX вв. заложили новые методологические основы в вопросах исследования сущности права.

В XIX в. теологии и метафизике был нанесен удар со стороны позитивизма, диалектического материализма, идей прагматизма и дарвинизма. В итоге, теологические интерпретации естественного права потерпели поражение.[11]

в эпоху Нового времени происходит разложение феодальных отношений и сословного строя, и появление рыночных отношений, которые определили новые моральные и философские подходы. Поворот от догматического теизма к гуманизму и натурфилософии, а позже и к персоноцентризму явились теми факторами, которые оказали разрушительное действие на доктрину томизма.

Придавая государству и государям, как представителям и выразителям божественных велений, ореол святости, сторонники данной теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, и согласия. Данное обстоятельство можно отнести к несомненным достоинствам.