Файл: «Процедуры несостоятельности (банкротства)»(Несостоятельность (банкротство) юридических лиц: понятие и источники законодательства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 ИСТОЧНИКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ЮРИДИЧЕСТИХ ЛИЦ.

Среди основных подзаконных актов, регулирующих вопросы несостоятельности, следует назвать:

1. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 56 "Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов" .

При организации проведения собрания кредиторов на арбитражного управляющего возлагаются следующие обязанности:

во-первых, уведомление о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также других лиц, обладающих правом на участие в собрании;

во-вторых, предоставление участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы;

в-третьих, осуществление регистрации участников собрания кредиторов.

2. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа" .

В Постановлении установлены содержательные и формальные требования, предъявляемые к анализу на различных стадиях процедур банкротства .

3. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства" .

Обнаружение признаков преднамеренного банкротства реализовывается в два этапа.

Первый этап - это анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за изучаемый период согласно правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В случае определения на данном этапе значительного ухудшения значений двух и более коэффициентов проводится второй этап обнаружения признаков преднамеренного банкротства должника, который состоит в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной подобного ухудшения.

По итогам анализа значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, и сделок должника делается вывод.

Определение признаков фиктивного банкротства производится при возбуждении производства по делу о банкротстве по заявлению должника.

4. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. № 260 "О мерах по реализации Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Постановлением установлено, что:


уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, по согласованию с которыми Центральным банком Российской Федерации устанавливаются дополнительные требования к условиям аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, являются Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации;

порядок определения рыночной цены принадлежащих кредитной организации ценных бумаг, допущенных к обращению на организованном рынке ценных бумаг, без привлечения независимого оценщика устанавливается Федеральной службой по финансовым рынкам.

5. Приказ Минюста РФ от 14 августа 2003 г. № 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего".

Таким образом, центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", задачами являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой - предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем Арбитражного суда, и кредиторов и вновь достичь финансовой состоятельности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

В 1997 г. по данным Федеральной службы по делам о несостоятельности было 3700 банкротств предприятий.

Новый ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. значительно отличается от действовавшего ранее, и включает в себя целый ряд положений, являющихся новыми для российского законодательства. В основу критерия банкротства в новом Законе законодатель заложил принцип неплатежеспособности.

После принятия нового закона о банкротстве, Правительство РФ издает постановление № 476 от 22.05.98 г. " О мерах по повышению эффективности применения процедуры банкротства".

На основании данного постановления Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению издает распоряжение № 16-р от 27.08.98 г., которое содержит методические рекомендации по ускорению порядка применения процедуры банкротства, которые могут быть применены по инициативе кредиторов любой организации – должника, в отношении которой возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).

2 СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕСОСТОЧТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ.


2.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ БАНКРОТСКВА

Законодательство о банкротстве (несостоятельности) в странах, в которых развитие экономики основано на конкуренции и непрерывных структурных изменениях, нацелено на воспитание дисциплины и соблюдение правил делового финансового оборота, а также предназначено содействию реструктуризации неэффективных предприятий либо цивилизованному их выводу с рынка.

Задачи, решаемые при помощи законов о банкротстве в странах с рыночной экономикой, вполне конкретны.

Самой важной из них является максимальное использование существующих возможностей "спасения" предприятия или его частей, которые посредством процедуры банкротства могут быть восстановлены, чтобы в последующем внести свой вклад в экономику страны. В то же время государство поддерживает защиту активов предприятия-должника в интересах кредиторов и распределение этих активов в соответствии с Законом в целях максимального удовлетворения требований кредиторов. Закон определяет порядок возврата долгов кредиторам посредством распределения выручки от продажи активов или в виде акций реорганизованного действующего предприятия, либо использование отсрочки или сокращения долга предприятия в случае наличия возможности восстановления его платежеспособности (мировое соглашение). И, наконец, законодательно обеспечен механизм рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении обанкротившимися предприятиями и аннулирования неправомерных сделок .

В соответствии с применяемой концепцией банкротства, процедуры, реализующие вышеописанные задачи, обеспечивают интересы и должников, и кредиторов. Должник или его бизнес может быть освобожден от долгов, возникших вследствие убыточной хозяйственной практики, а также от продолжения реализации прежней управленческой стратегии. Кредиторы же заинтересованы в установлении ответственного контроля или наблюдения за делами должника, в сокращении его убытков и, - если бизнес должника удается сохранить, - в сохранении деловых отношений с должником в будущем.

Как показывает практика большинства стран с развитой рыночной экономикой (США, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция, Нидерланды и др.), одним из ключевых элементов современной системы экономической несостоятельности является наличие специального государственного органа (ведомства) с конкретными обязанностями по вопросам банкротства.

В правомочиях этого органа - контроль действия законодательства и подготовка соответствующих рекомендаций правительству относительно действий последнего в данной области. Другими ключевыми элементами системы несостоятельности являются законодательство, институт специалистов, судебная система и понимание необходимости банкротства в обществе.


Можно выделить несколько часто встречающихся функций и полномочий государственных органов по банкротству в зарубежных странах:

- разработка законодательства по банкротству и выступление в этой сфере с законодательной инициативой;

- сбор, анализ и представление правительству статистической информации по делам о несостоятельности;

- сбор и анализ результатов осуществления и последствий различных решений по делам о банкротстве;

- выработка рекомендаций правительству относительно государственной политики в сфере несостоятельности;

- организация системы подготовки, оценки профессионального уровня и лицензирования специалистов по банкротству;

- разработка и обеспечение утверждения шкалы и правил вознаграждения арбитражных управляющих;

В Австралии государственным органом по банкротству является государственная Комиссия по корпоративным делам, которая имеет полномочия: анализировать финансовое состояние предприятий, подвергаемых процедурам несостоятельности; обеспечивать адекватность информации о должнике; делать заключения о мере ответственности директоров должника за доведение предприятия до банкротства; дисквалифицировать виновных директоров самостоятельно либо ходатайствовать о такой дисквалификации в суд.

Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 г. роль государственного органа по банкротству стала выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) правительства США.

Согласно реформированному в 1978 г. американскому Закону о банкротстве у КБЦБ есть три функции. Первая: выступать в суде и быть заслушанной по любому вопросу дела о банкротстве, в том числе, кандидатуры и уровня оплаты арбитражного управляющего, назначения комиссий кредиторов и акционеров, использования, продажи и аренды собственности. Вторая: контролировать и обеспечивать адекватность заявления предприятия-должника о своем финансовом состоянии и наличии активов. И третья - возражать против утверждения судом плана реорганизации в случае злоупотреблений со стороны должника.

В ряде случаев КБЦБ вмешивалась в условия продажи действующих неплатежеспособных предприятий, настаивая и добиваясь других условий продажи. В 1983 г. в дополнение к КБЦБ как к Государственному органу по банкротству в США появились государственные федеральные конкурсные управляющие, задача которых, среди прочего, состоит в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства.


В Великобритании роль государственного органа по банкротству выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Министерства торговли и промышленности и насчитывающая 2700 постоянных сотрудников. Функции этой Службы таковы:

- разработка рекомендаций Правительству в отношении политики в области банкротства;

- обследование финансового состояния и контроль финансовой деятельности всех физических и юридических лиц, в отношении которых в суде возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), с целью выявления вероятных причин банкротства должника и понесенных им убытков;

- осуществление функций арбитражного управляющего в делах, представляющих общественный интерес;

- осуществление функций конкурсного управляющего в делах, по которым активов подвергаемого процедуре банкротства предприятия не хватает для оплаты независимого профессионала;

- выявление криминальных нарушений в делах о несостоятельности (банкротстве) и возбуждение в судах дел о судебном преследовании соответствующих лиц (руководителей должников или арбитражных управляющих);

- возбуждение дела о ликвидации любой компании в случае, если Служба несостоятельности пришла к выводу, что это соответствует интересам общества. На такие случаи приходится примерно 1% всех банкротств в Великобритании (несколько сот в год).

Разные менталитеты в различных государствах влияют и на этот вопрос. В США большой популярностью пользуется потребительское кредитование. Считается, что рядовые американцы не привыкли отказывать себе в материальных благах, многое за границей приобретают в кредит (по низкой процентной ставке), это определенный жизненный образ. А по наступлении времени погашения долгов американские граждане обращаются в суд с просьбой о признании их банкротами. Само собой, иногда законом злоупотребляют. Но факт именно такой – за рубежом банкрот – это не клеймо, это даже повод для гордости.

Приблизительные подсчеты показывают, что каждого 150-го американского жителя признают банкротом. За год через эту процедуру проходит примерно два миллиона человек. Около 95% ситуаций касается массового «увлечения» банковскими кредитами и нерассчитанными финансовыми возможностями.

Банкротами американских жителей признают специальные суды, обращение в которые могут составляться и должниками, и кредиторами. Процедура немного похожа на российскую. Пока должник не признан банкротом, возможно заключение мирового соглашения, составление плана погашения суммы. В случае признания судом человека банкротом происходит реализация имущества человека и погашение долга. Скрывающим имущество, и рассчитывающим на фиктивное банкротство грозит уголовная ответственность. В каждой ситуации назначают федерального управляющего, этим человеком курируется и контролируется вся процедура признания несостоятельности, реализации имущества и списания долгов. Надежно и, как показывает опыт зарубежной практики, весьма эффективно.