Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Анализ динамики налоговых поступлений в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Налоги, как обязательные платежи и сборы, уплачиваются хозяйствующими субъектами и гражданами в пользу государства в определенном законом порядке и размере.

Совокупность налогов, сборов и других платежей, взимаемых на законном основании, образуют налоговую систему, которая является важнейшим звеном в экономических отношениях, адекватно реагируя на изменения в работе государственной машины. Прообразами современных налогов явились обязательные жертвоприношения богам. Существовала даже ставка данного сбора. Даже в древнем мире налоги взимались по заранее установленной ставке. Денежные средства, полученные в результате уплаты населением различных сборов, расходовались на общественные нужды: содержание армии, строительство крепостей, дорог, благотворительность для бедных.

Как видно, сущность налоговой системы практически не изменилась. Катастрофически возросло количество видов сборов, уровней их принадлежности, ответственность налогоплательщиков.

Уровень жизни людей напрямую зависит от проводимой налоговой политики государства, гражданами которого они являются. У каждой страны существуют свои особенности налогообложения, которые, в свою очередь, зависят от экономических, демографических, политических и социальных факторов. В связи с чем, необходимо сравнить страны с разным уровнем жизни и выявить факторы, влияющие на установление такого уровня жизни.

Как видно, сущность налоговой системы практически не изменилась. Катастрофически возросло количество видов сборов, уровней их принадлежности, ответственность налогоплательщиков.

Реформирование налоговой системы во многом определяет глубину и характер современных социально-экономических преобразований в стране. К основным фискальным органам относятся налоговые и таможенные органы. Изучение исторических аспектов их развития является важной предпосылкой их дальнейшего реформирования.

Целью курсовой работы является рассмотрение налоговой системе страны и проблем ее совершенствования.

Задачами курсовой работы является:

- рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы;

- выявить виды налоговой системы;

- анализировать современной структуры налоговой системы России;

- исследовать основные этапы реформирования налоговой системы;

- выявить проблемы налоговой системы в России;


- исследовать перспективы совершенствования системы налоговых отношений в России.

Предметом курсовой работы является совокупность теоретических и практических аспектов эволюции налоговой системы РФ.

Объектом курсовой работы является налоговая система России.

.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Налоговая система

Налоговая система – совокупность государственных платежей, которые взимаются на территории определенного государства в установленном порядке, с использованием методов налогообложения, посредством специальных органов[6, с. 121].

В налоговую систему включают: виды налогов, их плательщиков, законы, регулирующие налоговые отношения, а также государственную власть, которая осуществляет контроль над своевременной выплатой.

Налоговая система России, как и некоторых других стран, включает федеральные налоги, региональные и местные. Федеральные платежи включают в себя сборы, выплачиваемые по единым стандартам и ставкам по всей территории государства (единый социальный налог, акцизы, водный налог, налог на добавленную стоимость и т.д). Региональные налоги – платежи, которые регулируются органами субъектов Российской Федерации (транспортный налог и пр.).

Местные налоги – те платежи, которые устанавливаются предварительными властями муниципальных образований и являются обязательными к уплате на их территории (например, земельный налог)[13, с. 201]. На территории России налоговая система действует в четырех специальных режимах. Так, работает упрощенная система налогообложения, сельскохозяйственный налог, единый налог на совместный доход и специальный режим, который применяется при выполнении специальных соглашений о разделе продукции.

В соответствии с нормами НК, налогоплательщики – физические лица или организации, которые обязаны уплачивать все соответствующие сборы и платежи.

Налоговая система государства также включает в себя наличие налоговых агентов – лиц, на которых возлагаются обязанности по исчислению всех платежей у налогоплательщиков и перечислению их в бюджетную систему страны[18, с. 97]. Если вести речь о законодательной базе, следует вспомнить о Федеральном Законе России «Об основах налоговой системы». Вся налоговая система, начиная с 1992 года, основывалась именно на нем. Этим нормативным документом был установлен перечень налогов, пошлин и сборов, которые подлежат перечислению в бюджет России.


Кроме того, этот закон определял обязанности и права налогоплательщиков и, соответственно, налоговых органов. Позднее в действие был введен Налоговый Кодекс РФ, который определяет основные понятия и регулирует налоговые отношения в государстве. На данный момент это основной нормативный документ, регулирующий налоговую систему. Главный федеральный орган, который выполняет функции по контролю над соблюдением действующего законодательства – ФНС (аббревиатура от Федеральная налоговая служба). Данный орган также следит за полнотой и правильностью исчисления платежей, а также за своевременностью их внесения в бюджеты разных уровней. ФНС обязана контролировать оборот и производство табачной продукции, а также соблюдение валютного законодательства РФ.

Конечно же, налоговая система государства держится не на одной ФНС: существует ряд территориальных органов, которые осуществляют взаимодействие при регулировании и контроле обложения налогами. Таким образом, налоговой системой называют форму проявления налоговых отношений между гражданами и государством; один из самых действенных инструментов государственной политики.

Система налогообложения в России, как и налоговая система зарубежных стран, стремительно меняется из-за изменения экономических, политических и социальных требований. Меняются не только системы, но и функции, которые они выполняют.

В наше время налоги – это уже не простой инструмент пополнения госбюджета, а главное средство регулирования экономики страны, которое влияет на структуру государства, его развитие и условия существования.

1.2 Основные виды налоговых систем

Казна абсолютно любого государства безоговорочно нуждается в процессе своего систематического пополнения, при этом всем известно, что большую часть таких вливаний занимают фискальные обязательства субъектов хозяйствования. Сегодня мы поговорим о сложном налоговом механизме, который эту деятельность и регулирует.

Прежде, чем мы начнем рассматривать виды налоговых систем, нам необходимо уяснить для себя непосредственную сущность фискальной деятельности любого государства. Дело в том, что политика обременения обязательствами субъектов хозяйствования имеет довольно сложную структуру и внушительную нормативно-правовую подоплеку. И это неудивительно, ведь налогообложение – это такой финансовый инструмент, который ложится в основу экономических отношений любой страны, как развитой, так и находящейся на пути своего становления[14, с. 13].


Итак, фискальное бремя представляет собой определенную долю материальных ценностей, которая изымается у собственника в пользу государства. Оно выполняет обязательные и регулирующие функции и является неотъемлемой частью в пополнении бюджетной казны.

Последняя, в свою очередь, выполняет функцию регулятора экономических процессов государственной важности. Разновидности фискального бремени Политика наложения обязательств является комплексной и многоуровневой, поэтому налоговая система РФ (виды налогов которой насчитывают около нескольких десятков) классифицируется в соответствии с рядом признаков.

По уровню осуществления фискальной политики: общегосударственное (федеральное) бремя: распространяется по всей территории Российской Федерации и является обязательным для исполнения в любом регионе; региональное: регулируется Налоговым Кодексом и разнится ставками и условиями обложения в зависимости от территориальных особенностей; местное бремя: является инструментом пополнения бюджетной казны локального характера.

Также налог разделяется в зависимости от цели своего внедрения и бывает: абстрактным (внедряется на общеправовой основе); специальным (вводится с целью пополнения государственной казны на определенные, четко установленные цели).

Каждое государство имеет отличительные характеристики в проводимой фискальной политике, поэтому виды налоговых систем по всему миру существенно разнятся между собой. При этом существуют такие страны, которым удается пополнять свою бюджетную казну весьма изощренным, на первый взгляд способом. Все это зависит от множества тонкостей, в том числе и от исторически сложившихся обстоятельств.

Налоговая система в своем самом банальном понимании представляет собой свод нормативно-правовых актов, которые регулируют порядок, рамки и структуру наложения фискального бремени, а также перечень мер и взысканий за их несоблюдение. Все это в своем взаимодействии является огромным механизмом, который и ложится в основу экономических отношений любого государства.

Виды налоговых систем разнятся между собой в зависимости от особенностей внутренней политики страны. Под понятие принципа в данном случае закладываются основные положения и идеи, способные регулировать фискальную деятельность правительства. В налоговой системе их делят на экономические, организационные и юридические.

К первым можно отнести равноправие, справедливость, прозрачность, отсутствие ущемлений любого рода, целесообразность и главное – удобство. А это значит, что налоговая политика распространяется на всех плательщиков одинаково, вне зависимости от их статуса и положения в обществе. При этом каждый прекрасно понимает, за что он платит в бюджет и в каких размерах эти средства с него взимаются. Организационные принципы охватывают своевременность и периодические рамки осуществления обязательств перед государством. Юридические регулируются нормативно-правовыми актами.


Несмотря на свою индивидуальность, основные виды налоговых систем выполняют одинаковые функции по всему миру: Данный элемент экономической деятельности в первую очередь является слаженным механизмом взаимодействия между правительственными организациями и субъектом хозяйственной деятельности (в определенных случаях – физическим лицом).

При этом различные виды налоговой системы государства одинаково определяют роль носителя обязательств перед бюджетом: они являются важнейшим элементом в формировании бюджетной казны.

Экономическая функция фискального механизма заключается в регулировании внутренних финансовых потоков страны, которые определяют общее благосостояние общества. И заключительная – инвестиционная функция предполагает заботу о будущем государства путем осуществления грамотной фискальной политики.

Система фискальных сборов в Российской Федерации.

Довольно сложно проанализировать бюджетную политику нашей страны. Хотя бы потому, что государству показалось недостаточным два с лишним десятка лет для становления четкого механизма наложения и выплаты обязательств, поэтому виды налоговых систем в РФ менялись уже несколько раз.

На сегодняшний день можно сказать, что процедуре пополнения нашего бюджета не хватает мощного и четкого регулятора, хотя потенциал для этого все-таки есть. Что касается последнего, то он заложен в качественно проработанных нормативно-правовых актах, наличии льгот и индивидуального подхода к плательщикам. И они могли бы успешно функционировать, но этого не случается по причине наличия сложной административной системы в государстве и слишком завышенного уровня бюрократии.

2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Анализ динамики налоговых поступлений в РФ

На основании отчетных статистических данных проведем анализ поступивших в бюджетную систему РФ налоговых доходов.

Рассмотрим динамику налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2014-2015 гг. представленную в таблице 2.1