Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Анализ динамики налоговых поступлений в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, анализ структуры начисленных налогов по РФ за последний год показал, что бюджет формируется преимущественно за счет федеральных налогов (налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц).

3. СОВРЕМЕННЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫ В РФ

3.1 Анализ проблем и перспектив модернизации налоговой системы России

Налоговая система в современных условиях хозяйствования является важнейшим экономическим регулятором, который составляет основу финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Воздействие социально-экономических и институционально- политических факторов на налоговую систему Российской Федерации привело к ряду изменений в налогообложении. Эти изменения в первую очередь коснулись ставок налога, состава налогов, налогового законодательства, налогового администрирования, а так же методик расчёта налоговых поступлений. Эффективность функционирования налоговой системы характеризуется в том числе способностью регулировать поступление налогов и сборов в бюджетную систему в той мере, которая необходима для финансирования государственных расходов, а так же обеспечить поступательное развитие отдельных субъектов хозяйствования, а так же национальной экономики в целом.

Ежегодный рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ свидетельствует об успешном функционировании национальной налоговой системы.

На сегодняшний день актуальным остается вопрос о совершенствовании налоговой системы России с целью формирования сбалансированной системы налогообложения. Для эффективного функционирования налоговой системы необходимо решить ряд проблем, связанных с налогообложением. Прежде всего, это несовершенство законодательно-правовой базы налоговой системы, которое ведет к отрицательным последствиям налоговой политики и нестабильность налогового законодательства. В Налоговый Кодекс РФ периодически вносятся различные изменения, что ведет к неустойчивости экономики страны, тем самым обостряя экономический кризис.

Для совершенствования налоговой системы РФ необходимо упростить налоговый механизм и уменьшить число налогов. Для укрепления правовой базы налогового законодательства необходимо создать ряд дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования для внесения чёткости в Налоговый Кодекс РФ.


Во-вторых, усложненность налоговой системы, которая связана с многообразием налогов и сборов, которые вносят путаницу в работу предприятия. Вследствие этого возникают ошибки при отчислениях налогов и сборов и механизм сбора налогов становится неэффективным. Одновременно с изменением налоговым законодательством следует провести ряд мероприятий по стабилизации на налоговой базы субъектов Федерации, органов регионального и местного самоуправления, в рамках предоставления субъектам Федерации самостоятельных налоговых источников, соответствующих Конституции и Налоговому Кодексу РФ. Еще одной проблемой налоговой системы является неравноправное положение налогоплательщика и налоговых органов.

Для устранения этой проблемы необходимо провести ряд мер по уравниванию налоговых условий для всех налогоплательщиков. Нецелесообразный контроль за сбором налогов приводит к тому, что физические и юридические лица уклоняются от уплаты налогов, что приводит к уменьшению поступлений в консолидированный бюджет РФ. Необходимо стимулировать пополнение бюджета страны путём сбора налоговых платежей. Налоговая политика должна быть нацелена на обеспечение условий эффективного функционирования экономики страны.

Таким образом, налоговая политика в современных условиях является одним из наиболее значимых инструментов повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации. Она должна обеспечить возможность осуществления модернизации российской экономики и поддержания необходимого уровня доходов бюджетной системы в условиях

3.2 Перспективы развития налоговой системы российской федерации

Приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система РФ должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.


Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы РФ. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень. Так, рассмотрим изменения в Налоговом кодексе РФ (далее – НК РФ), которые вступают в силу с 1 января 2015г.

Хотелось бы начать с Федерального закона от 02.12.2013г. №334-ФЗ «О внесении изменений в ч.2 НК РФ и ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц». Установлен единый срок уплаты физическими лицами налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога – 1 октября года, следующего за налоговым периодом.

Это было сделано, во-первых, для удобства администрирования этих налогов, с учётом единого налогового уведомления и для того, чтобы местные бюджеты раньше могли получить денежные средства.

Однако, несмотря на то, что Закон №334-ФЗ был принят в 2013г, он вступил в силу со 2 декабря 2013г, в связи с чем, с учётом ст. 5 НК РФ, может применяться только с 1 января 2015г, т.е. начиная с уплаты налога за 2014г.

Федеральным законом от 02.04.2014г №52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ»: введена обязанность физических лиц представлять сведения об имуществе, в отношении которого они не получали налоговые уведомления и не уплачивали налоги.

Сведения могут быть представлены в налоговые органы по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего за истекшим налоговым периодом. Форма сообщения в настоящее время разрабатывается.

С введением данной нормы с 01 января 2015г необходимо проведение информационной работы с налогоплательщиками с целью доведения до их сведения о новой обязанности, с учётом тех особенностей, предусмотренных НК РФ, когда обязанность в предоставлении сведений у них отсутствует.

С 1 января 2017г, вступят в силу изменения в ст.129.1 НК РФ, которыми предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 20% от не уплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение.


Иными словами, если налогоплательщик, у которого существовала обязанность, предусмотренная п.2.1. ст.23 НК РФ в предоставлении сообщения и документов по объектам имущества с 01.01.2015г, но такое сообщение им не предоставлено, то налоговый орган при выявлении такого объекта после 01.01.2017г должен будет произвести расчёт налога в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, и соответственно применить налоговые санкции, предусмотренные ст.129.1 НК РФ.

Основные изменения налогового законодательства в части имущественных налогов внесены Федеральным законом от 04.10.2014г №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 ч.1 и ч.2 НК РФ и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», которым поставлена точка в формировании в полном объёме НК РФ: введение с 1 января 2015г гл.32 НК РФ – Налог на имущество физических лиц, и признание утратившим силу Закона РСФСР от 09.12.1991г №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Необходимость реформирования налога на имущество физических лиц основывалась в первую очередь на том, что инвентаризационная стоимость – стоимость затрат на строительство с учётом износа, без учёта местоположения объекта, она в разы отличается от объектов сопоставимых по рыночной стоимости. Кроме того, не были вовлечены в налогооблагаемый оборот отдельные объекты, введённые в эксплуатацию начиная с 2008г (регистрируемые по упрощённой схеме); все объекты, введённые в эксплуатацию начиная с 2013г; а также объекты приобретённые физическими лицами у организаций.

Принципиальные отличия:

1. Меняется налоговая база: инвентаризационная стоимость на кадастровую стоимость.

2. Кодексом снижена налоговая ставка. Если Законом №2003-1 максимальная ставка была установлена в размере 2%, то гл.32 НК РФ – от 0 до 0,3%. Это сделано для снижения налоговой нагрузки на граждан в связи с изменением налоговой базы.

3. Сохраняются действующие льготы и гарантии, Законом №2003-1 было предусмотрено 15 льготных категорий граждан, в гл.32 НК РФ добавляются 2 дополнительные категории, в том числе к льготным категориям отнесены:

- физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность;

- в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, на период такого их использования; физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.


НК РФ предусматривает, только 5 видов объектов налогообложения, в отношении которых физические лица могут воспользоваться правом на получение льготы и только в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика.

Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира или комната;

2) жилой дом;

3) помещение или сооружение;

4) хозяйственное строение или сооружение;

5) гараж или машино-место.

Предоставление налоговых льгот в отношении объектов с кадастровой стоимостью свыше 300 млн. руб., а также объектов, используемых в предпринимательской деятельности, НК РФ не предусмотрено.

Льготы также как и ранее носят заявительный характер.

При этом, льготы распространяются на один объект каждого типа (квартира дом, гараж и т.д.).

Кроме льгот для отдельных категорий граждан, НК РФ впервые установлен размер налогового вычета в зависимости от объекта в виде уменьшения налоговой базы, в том числе:

- в отношении квартиры на - 20 квадратных метров общей площади этой квартиры;

- в отношении комнаты на - 10 квадратных метров площади этой комнаты;

- в отношении жилого - 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома;

- в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) - один миллион рублей.

Представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать размеры налоговых вычетов.

Гл.32 НК РФ предоставлено право субъектам РФ устанавливать единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст.5 НК РФ. До 1 января 2020г все субъекты РФ должны перейти на порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

При определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта, НК РФ установлены 3 налоговые ставки:

- в размере, не превышающем 0,1% в отношении жилых объектов, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом). При этом, нормативно-правовыми актами МО налоговые ставки, в отношении данной категории объектов могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза, т.е. до размера не превышающего - 0,3%.