Файл: «ПЕРВИЧНЫЕ УЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговый учёт следует организовать так, чтобы данные бухгалтерского учёта обеспечивали возможность:

непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности;

систематизации указанных фактов (учёт доходов и расходов);

формирования показателей налоговой декларации по налогу на прибыль.

В отличие от бухгалтерского учёта, где правила ведения учёта регламентированы ПБУ и Планом счетов бухгалтерского учёта, для ведения налогового учёта не установлены жёсткие стандарты. Поэтому система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, и налоговые органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учёта.

Возможны два варианта ведения налогового учёта:

1. Создание автономной системы налогового учёта, не связанной с бухгалтерским учётом. При этом каждая хозяйственная операция отражается в регистре налогового учёта.

2. Создание системы налогового учёта на основе данных бухгалтерского учёта. Этот способ ведения учёта менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения. Он согласуется с нормами ст. 313 НК РФ.

Данная статья устанавливает, что исчисление налоговой базы по итогам каждого отчётного (налогового) периода производится на основе данных налогового учёта, если гл. 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учёта. Таким образом, когда правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, исчисление налоговой базы можно производить на основе данных бухгалтерского учёта. При разработке системы налогового учёта, основанной на данных бухгалтерского учёта, необходимо:

1. Определить объекты учёта, по которым правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, и объекты учёта, по которым правила учёта различны, выделив объекты налогового учёта.

2. Разработать порядок использования данных бухгалтерского учёта для целей налогообложения.

3. Разработать формы аналитических регистров налогового учёта для выделенных объектов налогового учёта.

4. Определить объекты раздельного налогового учёта (для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.


2. Виды первичных учетных документов

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 5 декабря 2014 г. N  03-03-06/1/62458 «Об оформлении первичных учетных документов» разъясняет, что подтверждением данных налогового учета являются, в т. ч., первичные учетные документы.

 Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета. Это делается с учетом перечня обязательных реквизитов таких документов. 

Первичные учетные документы – документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни организации. К первичным учетным документам относятся накладные, составляемые при передаче товара от одного лица другому, счета, на основании которых проводится оплата, путевые листы на автотранспорт и т.д.

Первичный учетный документ – это документ, которым оформляются хозяйственные операции (факты хозяйственной жизни). Первичные учетные документы (первичные документы, первичка) являются основой учета. Именно на основании первичных документов бухгалтерия отражает в бухгалтерском учете хозяйственные операции (отражает бухгалтерские проводки). На основании первичных документов ведется налоговый учет и исчисляются налоговые обязательства.

Так, статья 313 НК РФ указывает, что подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы. 

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета… (ст. 120 НК РФ).

Пример.

Реализация товара подтверждается накладной на его передачу.

Расходы на услуги (например, консультационные) подтверждаются актом выполненных работ.

Списание материалов в производство подтверждается внутренней накладной на передачу материалов со склада на производство.

До 1 января 2013 года формы первичных документов устанавливались в так называемых Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Таких утвержденных форм первичных документов очень много. Они называются унифицированные формы первичных документов. К примеру, утверждены:

Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержден Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100 (см. Формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ)


Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно - материальных ценностей в местах хранения, утвержден Постановлением Госкомстата РФ от 09.08.1999 N 66.

Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержден Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.

И это только несколько примеров.

С 1 января 2013 года, требование об обязательном применении унифицированных форм первичных документов исключено из закона "О бухгалтерском учете" (федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Разрешается применять разработанные самостоятельно формы, но с учетом указанных выше требований ст. 9 закона "О бухгалтерском учете".

В то же время, большинство организаций продолжают пользоваться утвержденными формами, так как это удобно.

Примеры применяемых первичных документов

Бухгалтерская справка – первичный учетный документ, который составляется сотрудником бухгалтерии для документального подтверждения некоторых видов операций. Одним из первичных документов является бухгалтерская справка (справка бухгалтера). Форма такого документа не утверждена, но применяется на практике часто. Справкой бухгалтера могут оформляться различного рода расчеты, распределения затрат и т.д.

Так, в случае ведения раздельного учета по НДС (при наличии облагаемых и необлагаемых НДС операций), результат раздельного учета может быть оформлен справкой бухгалтера. Этим же документом может оформляться расчет предельной суммы нормируемых расходов, списание потерь от естественной убыли и т.д.

Справка бухгалтера может быть составлена на основании документированной информации третьих лиц, имеющих компетенцию по такому документированию. ( Письмо Минфина России от 20.01.2017 № 03-03-06/1/2523).

Приходный ордер (форма N М-4) – первичный учетный документ, который применяется для принятия на учет материальных ценностей.

Путевой лист – первичный документ по учету работы автотранспорта.

Товарная накладная (форма N ТОРГ-12) – документ, оформляющий продажу (отпуск) товарно - материальных ценностей сторонней организации.

Товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) – документ, оформляющий перевозку груза автомобильным транспортом.

Транспортная накладная – документ, оформляющий перевозку груза автомобильным транспортом.

Формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.

Требования к первичным учетным документам устанавливаются статьей 9  Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", которая так и называется «Первичные учетные документы»:


1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания.

4. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета».


3. Обязательные реквизиты первичного документа

Первичный учетный документ в силу п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете должен содержать перечень обязательных реквизитов. Такими реквизитами являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Формы первичных учетных документов

Начиная с 2013 г. формы используемых первичных учетных документов (за исключением государственных организаций) определяет руководитель экономического субъекта (п. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Это могут быть унифицированные формы либо собственные, разработанные с соблюдением обязательных реквизитов первичных документов. До названной даты при использовании унифицированных форм нельзя было удалять имеющиеся реквизиты таких документов (письмо Минфина России от 08.07.2011 № 03-03-06/1/414), можно было лишь дополнять форму новыми строками или графами.

При разработке собственных форм первичной учетной документации следует учитывать, что обязательными к применению остаются формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на их основании (Информация Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012). Примерами таких форм являются:

— кассовые документы, предусмотренные Указанием Банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У (приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга и книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств, расчетно-платежные и платежные ведомости);

— первичные документы по учету денежных расчетов при осуществлении торговых операций с применением ККТ, разработанные на основании Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132 (см. письмо ФНС России от 23.06.2014 № ЕД-4-2/11941). То есть в данном случае по-прежнему следует применять унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ (формы № КМ-1 - № КМ-9);