Файл: Воспитательная работа – одно из основных средств исправление осужденных к лишению свободы.pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Понятие воспитательной работы с осужденными
1.2. Основные принципы этапы воспитательной работы с осужденными
Глава 2.Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными
2.1Формы воспитательной работы и подготовка осужденных к освобождению
2.2Методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы
Записи в карточках индивидуальной воспитательной работы с осужденными проводится не реже одного раза в полугодие в виде расширенной характеристики поведения осужденного за прошедшее полугодие и результатами выполнения запланированных мероприятий с постановкой задач на следующее полугодие, либо в соответствии с запланированными конкретными сроками.
1.Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности.
Принцип целенаправленности – педагогическое воспитание, характеризуется наличием социально – культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат.
Целью воспитания, является формирование развитой и общественно активной личности и научным мировоззрением. Основными требование в данной деятельности, является воспитание на государственно-патриотических идеях,
осознание воспитателями целей и задач воспитания, направленность воспитательной работы на качественное решение задач, которые стоят перед обществом, воспитание на общечеловеческих, национальных и профессиональных ценностях.
2. Принцип связи процесса перевоспитания осужденного с жизнью.
Сущность принципа заключается в том, что процесс перевоспитания направлен на подготовку осужденного к жизнедеятельности в той социальной среде, в которую он попадает после его выхода на свободу. В этом одна из наиболее сложных социальных проблем, стоящих перед воспитателями, так как цель перевоспитания может оторвать человека от реальной жизни, ведь заключённый может не найти своего места в обществе, после освобождения. Последствиями такого рецидива могут стать действия освобожденного, предусматривающие вновь применение мер осуждения. Воспитателям рекомендуется помочь человеку восстановить и наладить социально полезные связи сообществом, знакомя их с общественной жизнью вне мест заключения путем прессы, а также формировать у них положительные социальные установки.
3.Принцип активности осужденного в общественно-полезной деятельности.
Важнейшим источником развития человека является его собственная активность. Общественно-полезная деятельность осужденных – это, прежде всего производительный труд. Воспитательная функция труда в процессе формирования личности общеизвестна. К общественно-полезной деятельности в условиях заключения относятся учебная, культурно-досуговая и спортивная деятельность.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ,каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.
Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденным от работы отказаться нельзя, так как это является нарушением установленного порядка отбывания наказания, и за это к ним могут быть применены меры взыскания и материальная ответственность.
Продолжительность рабочего дня осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством о труде ст.104 УИК РФ. Время начала и окончания работы определяется графиками сменности, устанавливаемыми с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.
В соответствии со ст. 105 УИК РФ осужденные имеют право на оплату труда, размер начисленной суммы не может быть меньше минимальной заработной платы.
4.Принцип дифференцированного подхода в процессе перевоспитания.
Осужденные отличаются по полу, возрасту, образованию, национальным и социально-групповым особенностям, индивидуально-психологическим характеристикам, социально-педагогической запущенности, образу жизни до осуждения, характеру и степени совершенного преступления. Все это и требует подхода, как к определенной группе, так и к отдельной личности.
Дифференциация - это выделение типичных отличительных свойств, явлений, предметов, объектов, по которым можно выделить группу или ряд групп. Принцип дифференцированного подхода требует строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Это позволит воспитателям наиболее полно учесть особенности каждого в процессе воспитательной работы с ним.
5.Принцип индивидуального подхода.
При организации и проведении воспитательной работы необходим учет индивидуальных особенностей личности осужденного, характера совершенного им преступления, степени разорванности социально полезных и родственных связей и др. Для этого необходимо с помощью педагогов, психологов создать своеобразный психолого-педагогический портрет каждого осужденного с выделением отдельных свойств личности.
Задача педагогов установить отдельные свойства личности, определить их характер и направить воспитательное воздействие, прежде всего на пораженные участки, опираясь при этом на имевшиеся у осужденного положительные качества и нравственные начала, всячески развивая и укрепляя.
Деятельность каждого исправительного учреждения в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения подлежит строгой регламентации; в рамках внутреннего распорядка дня устанавливается перечень воспитательных мероприятий: общие собрания осужденных, постоянно действующие семинары социально правовых знаний, школы подготовки осужденных к освобождению.
Воспитательная и коррекционная работа с заключенными должна быть ориентирована на желание осужденного в собственном развитии и на сохранение его полезных навыков. Такая работа проводится на основе индивидуального плана. Этот план должен формироваться с момента уголовного наказания и непрерывно корректироваться с учетом личностных качеств, навыков и мировоззрения. Индивидуальный план должен учитываться творческие причастия, интересы осуждённого.
Индивидуализация - это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.
6. Принцип комплексного подхода.
Комплексный подход - исследовательский метод, рассматривающий профессиональное образование в единстве его социально-экономической, психологической и педагогической проблематики, важное требование комплексного подхода - учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность профессионального образования.
Глава 2.Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными
Особенность воспитательного процесса в уголовно - исполнительной системе заключается в том, что у большинства осужденных имеется уже хорошо сформированная устойчивая личность, поэтому процесс воспитания в большей степени является перевоспитанием. Поскольку необходима перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. Процесс изменения, ломки сознания и поведения очень сложен, поскольку должны изменяться стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер. В основном все эти отклонения в развитии и поведении осужденного связаны с психологическими проблемами в развитии, с акцентуациями характера. Успешная психофизическая корректировка личности осужденного возможна при наличии методов и приемов, как психотерапии, так и педагогики, при обязательном изучении личности и мониторинге развития осужденного.
Формы воспитательного взаимодействия составляют основу планов воспитательной работы исправительных учреждений, в которых отражаются различные мероприятия, направленные на реализацию процесса перевоспитания.
Формы воспитательного взаимодействия - это способы организации совместных усилий отдельных воспитателей, коллективов воспитателей, осужденных, групп и общностей осужденных в решении задач перевоспитания осужденных.
В пенитенциарной педагогике наиболее распространенной является классификация форм воспитательного взаимодействия по объекту педагогического взаимодействия:
1. отдельная личность - индивидуальная форма,
2. группа осужденных - групповая форма,
3. групповая общность осужденных - массовая форма.
При этом в качестве субъекта может выступать отдельный воспитатель, коллектив или группа сотрудников либо члены самодеятельных организаций или групп осужденных. Умелое использование и сочетание всех форм воспитательного взаимодействия позволяет субъекту воспитания занимать ведущее место в системе педагогических отношений, нивелировать специфическое влияние неформальных общностей осужденных с отрицательной направленностью, максимально использовать социально-психологические закономерности взаимного влияния людей. Именно в формах воспитательного взаимодействия более всего выражена специфика различных воспитательных систем.
Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными в самых общих чертах определены в ст. 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на базе психолого-педагогических методов.
2.1Формы воспитательной работы и подготовка осужденных к освобождению
Уголовно-исполнительным законодательством закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных. Требование дифференцированного подхода вытекает как из сложившейся практики исполнения лишения свободы, так и из ратифицированных Россией международно-правовых договоров, определяющих стандартные правила обращения с осужденными.
Воспитательная работа проводится в трех основных формах:
1) индивидуальной,
2) групповой,
3) массовой
При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы. Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными.
Индивидуально-воспитательная работа с осужденным – это работа персонала, привлеченных внешних ресурсов, а также осужденных положительной направленности по организации и осуществлению воздействия конкретно на одного осужденного. Целью является искоренения либо нейтрализации уже образовавшихся негативных черт личности, содействия в завершении социализации и приобретения дополнительно новых знаний, умений, навыков и ценностей, необходимых для самоорганизации дальнейшей взрослой самостоятельной жизни в соответствии с соблюдением норм права и нравственности.
Индивидуальная работа включает в себя изучение состава осужденных, их классификацию, выявление личностных качеств. Основным источником получения сведений выступают личные дела осужденных, характер их переписки, беседы с ними и др.
В содержание индивидуальной работы входит:
1. Изучение характера взаимоотношений в среде осужденных,
2. Выявление неформальных лидеров,
3. Применение типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящихся к различным классификационным категориям,
4. Составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами,
5. Организация самовоспитания,
6. Организация работы по склонению осужденных к явке с повинной, досрочному погашению исков,
7. Подготовка осужденных к освобождению.
В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе уголовно - исполнительной системе. Психологи изучают вновь прибывших осужденных в исправительное учреждение по стандартизированным методикам и составляют на каждого осужденного психологическую рекомендацию по индивидуализации исполнения наказания или содержанию в следственном изоляторе. Они выявляют лиц, составляющих группу риска (агрессивных, склонных к побегу, суициду ), осуществляют индивидуальное консультирование, проведение коррекционной работы с отдельными осужденными и группами осужденных, социально-психологических тренингов.
Они применяются с учетом индивидуальных - особенностей личности осужденного. К ним относятся индивидуальные беседы с осужденными, личные поручения, отчеты осужденных перед членами советов воспитателей, обсуждение их поведения на заседаниях актива, аттестация, разработка индивидуальных планов самовоспитания и др.