Файл: Воспитательная работа – одно из основных средств исправление осужденных к лишению свободы.pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Понятие воспитательной работы с осужденными
1.2. Основные принципы этапы воспитательной работы с осужденными
Глава 2.Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными
2.1Формы воспитательной работы и подготовка осужденных к освобождению
2.2Методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы
Содержание:
Введение
Воспитательная работа – одно из основных средств исправления осужденных к лишению свободы. Данная тема актуальна в настоящее время т.к. криминальная ситуация в России является одной из основных проблем национальной безопасности. Для результативности борьбы с преступностью большое значение имеет достижение целей уголовного наказания в виде лишения свободы, исправление осужденных и предупреждения совершения новых преступлений.
Деятельность работников исправительных учреждений зависит от степени профессиональной подготовки и психологической компетентности, так как одним из основных направлений государственной деятельности является обеспечение безопасности граждан, их законных интересов и прав.
Я считаю, что эффективность воспитательного воздействия на осужденного зависит от установленного психологического контакта специалиста. Главная причина это отсутствие квалифицированных работников исправительных учреждений и рецидив преступности.
По Уложению 1845 года цель исправление осужденного заключалось в том, что наказание должно было вызвать «нравственное и религиозное сознание из мертвенного усыпления», а современном законодательстве цель исправления заключается в том, чтобы лицо, отбывшее наказание, стало добропорядочным членом своего общества и эту же цель преследует уголовно-исполнительная система.
Одно из решений этой проблемы снижение рецидивной преступности, является создание новых принципов, подходов к исправлению осужденных и разработка организационных и правовых мер повышения эффективности функционирования подразделений воспитательной работы с осужденными.
Исходя из цели, сформулированы следующие задачи:
1. Определить понятие основных средств исправление осужденных.
2. Выявить принципы воспитательной работы с преступником.
3. Проанализировать и изучить формы, методы воспитательной работы с осужденным.
Глава 1.Воспитательная работа в условиях исправительных учреждений, ее понятие и основные направления
Воспитательные работы - это действие администрации исправительных учреждений, направленных на организацию воспитательной среды и управления различными видами деятельности осужденных к лишению свободы. Целью деятельности является мероприятия, которые должны оказывать позитивное воздействие на сознание, поведение, взгляды и привычки заключенных, на формирования у них общественно полезных качеств и навыков.
Процесс воспитательного воздействия в условиях лишения свободы представляет собой совокупность объективных и субъективных факторов воздействия на осужденных. К объективным факторам можно отнести условия, которые должны быть созданы в учреждениях уголовно-исполнительной системы для исправления правонарушителей, а также материальную и производственную базу к субъективным - целенаправленную деятельность персонала, их профессиональное, психолого-педагогическое мастерство.
Закон устанавливает норму: участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Это оправдано практикой, так как участие или безразличное отношение осужденных к проводимым воспитательным мероприятиям является одним из реальных критериев их исправления. К тому же этот критерий учитывается при решении представлении осужденных к условно-досрочному освобождению, применению актов об амнистии.
В учреждениях и органах, исполняющих наказания, распорядок дня предусматривает проведение мероприятий воспитательного характера, участие в которых является обязательным для осужденных.
Основным структурным звеном, в рамках которого организуются и проводятся воспитательные мероприятия с осужденными, является отряд, а главным лицом, на которое возложено постоянное проведение воспитательных мер в исправительном учреждении, является его начальник.
Направления воспитательной работы в местах лишения свободы реализуются через определенные формы и методы, к которым законодательство относит нравственное, трудовое и физическое воспитание.
1.1.Понятие воспитательной работы с осужденными
В советское время воспитательное воздействие на осужденных рассматривалось как учебно-воспитательное дело, составной частью которого признавалась культурно-просветительная работа. Вначале 30-х гг. появился двойной подход: в системе исправительно-трудовых лагерей в качестве воспитательного воздействия проводилась культурно-воспитательная работа, а в системе исправительных колониях - политико-воспитательная работа
С середины 50-х гг. в связи с признанием Российской Федерацией идеологического многообразия произошли изменения и в сфере исполнения уголовных наказаний: понятие "политико-воспитательная работа" было заменено понятием "воспитательная работа". Развивая понятие исправления осужденных, Уголовно-исполнительный кодекс РФ в ст. 9 детально регламентирует содержание воспитательной работы и основные формы и методы ее осуществления в исправительных учреждениях. Ч. 2 ст. 9 УИК РФ воспитательная работа отнесена к основным средствам исправления осужденных, но закон не определяет понятие воспитательных работ.
Можно прийти к выводу, что воспитательная работа с осужденными к лишению свободы – это действие администрации исправительных учреждений, образовательных, культурных и других организаций работа, которая проводится дифференциально с учетом возрастных индивидуально – психологических особенностей и их криминальной зараженности с применением передовых форм и методов воздействия.
В науке выделяют юридическое и нравственное исправление осужденных.
Юридическое исправление - это ведение законопослушного образа жизни, а нравственное исправление, кроме того, предполагает еще и формирование у осужденных нравственных начал.
Нравственное воспитание - это процесс, направленный на формирование и развитие личности, становление отношений к обществу, людям, к труду, своим особенностям и к самому себе. Основными задачами, является формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения.
Совершая преступление, человек проявляет себя, прежде всего в своем преступном поведении, именно этот вид поведения является наиболее общественно опасным. Определив преступное поведение в качестве наиболее асоциального вида поведения, мы тем самым конкретизируем предмет исправления.
Иными словами, речь идет о таком воздействии на осужденных, которое обеспечивает определенный уровень нравственного исправления, необходимый для успешной социальной адаптации осужденного после освобождения.
В качестве базовых положений организации и проведения воспитательной работы в местах лишения свободы выступают незыблемость основных прав и свобод человека, гуманизм, законность, сочетание централизации и развития, комплексность, системность и преемственность карательно-воспитательного процесса, сохранение, упрочение и восстановление социально полезных связей осужденных, открытость и прозрачность уголовно-исполнительной системы, достаточность ее материально-ресурсного обеспечения.
Характерной особенностью организации воспитательной работы в местах лишения свободы является то обстоятельство, что она осуществляется в условиях исполнения наказания, проводится в весьма неблагоприятных условиях повышенной концентрации криминогенной среды, оказывающей активное противодействие: значительная часть осужденных в силу своей криминальной, воровской ориентации принципиально не приемлет меры воспитательного воздействия.
1.2. Основные принципы этапы воспитательной работы с осужденными
Реализация исправительно-воспитательного процесса требует от администрации психологов и воспитателей пенитенциарного учреждения учета специфических принципов. Выделяются следующие принципы воспитательной работы с осужденными.
На начальном этапе проводится углубленное ознакомление с личным делом осужденного и психолого-педагогическое изучение личности с выявлением отношения к совершенному преступлению и назначенному наказанию, определяется степень восприятия осужденным условий отбывания наказания и оказываемого на него исправительного воздействия.
Результатом первичного изучения личности осужденного должен стать индивидуальный социально-психологический портрет, включающий в качестве разделов уголовно-правовую, социально-демографическую, психолого-педагогическую информацию. Такую работу проводит начальник отряда во взаимодействии с сотрудниками психологической, режимной и оперативной служб, медсанчасти. Результаты отражаются в документации начальника отряда.
На начальном этапе с каждым осужденным проводится ознакомительно-ориентационные беседы начальника отряда. В результате выявляются личностные установки по отбытию наказания, круг общения, социальный статус среди осужденных, социально-полезные связи на свободе, отношение к факту совершенного преступления и наказания, степень осознания вины, личные перспективы, согласование вопросов трудоустройства в колонии и разъяснение требований правил внутреннего распорядка.
Наблюдение и контроль со стороны начальника отряда, членов совета воспитателей, а также общественных формирований за его поведением, трудовой деятельностью, кругом общения, взаимоотношениями с другими осужденными.
Контролируется выполнение различных поручений администрации, постепенное приобщение к жизни отряда, в случае необходимости, корректировка его поведения с помощью бесед и мер общественного и дисциплинарного воздействия.
Составляется план индивидуально-воспитательной работы на период адаптации и перспективного плана работы с осужденным на весь период отбывания наказания.
Начальник отряда с помощью психолога и социального работника составляет комплексную программу исправления осужденного, результаты которого отражаются в дневнике индивидуальной воспитательной работы. На основном этапе проводится целенаправленная и дифференцированная воспитательная работа с учетом индивидуальных особенностей каждого осужденного, выявленных на начальном этапе, по составленной комплексной программе исправления.
Осужденные, находящиеся на основном этапе отбывания наказания, привлекаются ко всем групповым и массовым мероприятиям, проводимым на уровне отряда и колонии в целом. С каждым осужденным проводится углубленная индивидуальная воспитательная работа.
На основном этапе может быть осуществлен перевод осужденного, в соответствии с установленными законом требованиями и достигнутыми результатами исправления, в облегченные условия отбывания наказания. Такой перевод может быть осуществлен как внутри одного и того же отряда, так и сопровождаться переводом в другой отряд.
На основном этапе осуществляется:
1. Определение перспективы прогрессивного перевода на другие условия отбывания наказания ежегодно.
2. привлечение проводимым мероприятием в отряде, вовлечение в работу самодеятельных организаций, ежемесячное ознакомление с методиками самовоспитания, проведение аттестации.
3. контроль взаимоотношениями среди осужденных в отряде, определение отношения к соблюдению режима.
4. Определение отношения к воспитательным мероприятиям, выявление психологических и нравственных изменений за период отбывания наказания, определение отношения в коллективе, проведение работы по укреплению социально-полезных связей, сбор и обобщение независимых характеристик.
На заключительном этапе проводится целенаправленная работа по подготовке к освобождению. На основе этого осуществляется: организация школы по подготовке осужденного за год до освобождения, рассмотрение вопросов трудового, бытового устройства после освобождения путем проведения бесед с осужденным и рассылкой запросов по будущему месту жительства, проведение социально-психологических тренингов.
При реализации данного этапа начальник отряда наиболее тесно взаимодействует со службой социальной работы исправительных учреждений. Привлекаются к работе психологи для проведения психологических тренингов, воспроизводящих вхождение в реальную жизнь после освобождения с выработкой соответствующих психологических установок.