Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Сущность и содержание оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в современных условиях определяется и связанными с развитием информационных технологий сложными социальными и технологическими процессами, вызывающими существенное изменение закономерностей образования и концентрации оперативно значимой информации. Постоянно расширяется спектр технических источников оперативно-розыскных данных, к которым могут быть отнесены информационные системы коммерческих структур и государственных органов, в частности операторов связи, потоки данных от разнообразных датчиков, систем видеонаблюдения стационарных и мобильных измерительных устройств, сообщения из социальных сетей и мест сетевого общения объектов оперативного интереса. Актуальностью данной курсовой работы является то, что при масштабах криминальных проявлений, их характера, криминальной активности, которая наблюдается в обществе, уголовный профессионализм, осознавая моральный фактор оперативно-розыскной деятельности, необходимо предпринять меры к обеспечению баланса между открытостью, гласностью и соблюдением требований закона о конспирации и сохранении государственной тайны.

Степень научной разработанности темы. Важнейшей предпосылкой правильного применения уголовно-правовых норм в следственной и судебной практике является научно обоснованный анализ их содержания. Среди ученых, так или иначе касавшихся этой проблемы, главным образом следует упомянуть Захарова О. Ю., Камышанского В. П., Долголенко Т. В., Вишнякову А. В., Корнееву Н. В.

Объектом курсовой работы выступают исследуемые правоотношения, возникающие в сфере деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных законодательством (в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Предметом курсовой работы является исследуемая совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.

Целью данной курсовой работы является изучение понятия и сущности оперативно-розыскной деятельности.


В связи с целью определены следующие задачи:

- рассмотреть сущность и содержание оперативно-розыскной деятельности;

- выявить цели и задачи оперативно-розыскной деятельности;

- дать характеристику принципам оперативно-розыскной деятельности;

- проанализировать нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют современные положения теории познания социальных процессов и явлений, системный подход к изучению объекта и предмета исследования. Методы: анализ теоретических источников по теме работы, синтез и обобщение полученной информации.

Теоретиечской основой исследования послужили труды таких отечественных авторов как Д.В. Березин, М.С. Десятов, И.Л. Петрухин, Н.В. Румянцев, А.В. Федоров, А.М. Хлус, В.М. Шевченко и других.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованныхисточников. Текст изложен на тридцати семи страницах компьютерного текста. Список использованныхисточников включает тридцать пять наименований.

1. Понятие оперативно-розыскной деятельности

1.1 Сущность и содержание оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность –это вид деятельности,осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ, в пределах их полномочий посредством проведенияоперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,обеспечения безопасности общества и государства от преступныхпосягательств (ст. 1 ФЗ от 12 августа 1995 года№ 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[1]). Таким образом, согласно действующему законодательству РФ оперативно-розыскная деятельность является самостоятельным видом государственной деятельности. Вместе с темиз истории развития форм этой деятельности известно, что она,неизменно сохраняя свою сущность, получала различные альтернативные наименования, например, рассматривалась как сыскнаядеятельность, уголовно-сыскная, уголовно-розыскная, иногда вкачестве оперативно-розыскного процесса и т. д.[2] Исходя из приведенных лексических конструкций, словосочетаний ряда употребляемых терминов можно установить прямую связь этого вида деятельности с деятельностью уголовно-процессуальной.


В. Г. Даев, руководствуясь «широким» пониманием уголовного судопроизводства, включал в его содержание любую деятельность, реализуемую в связи с преступлением, и в рамкахтакого подхода рассматривал ОРД в качестве составной частиуголовного процесса[3]. И. Л. Петрухин определяет ОРД как самостоятельную форму расследования преступлений, а в перспективе предлагает сделать ОРД основным, фактически единственным способом расследования преступлений в нашейстране[4]. Подобное включение в тех или иных формах в уголовный процесс деятельности непроцессуальной (оперативнорозыскной, административной и т. д.) встречается в современных работах и других ученых-процессуалистов[5].

Представители противоположной точки зрения считают, чтоОРД имеет самостоятельный характер и только причастна к уголовному процессу поскольку хронологически действия по реализации задач ОРД могут совершаться до возбуждения уголовного дела, т. е. вне стадий уголовного судопроизводства[6]. Кроме того, ОРД может осуществляться и не в связи с решением задачуголовного процесса. При этом приверженцами второго подходасовершенно не отрицается фактическая общность основнойнаправленности этих видов деятельности. Более того, ими подчеркивается, что оперативно-розыскная деятельность достаточнотесно связана с расследованием преступлений, с криминалистической методикой расследования, а следовательно, непосредственно с уголовно-процессуальной деятельностью. Например,В. Ф. Робозеров отмечал, что оперативно-розыскная деятельностьне противопоставляется уголовному судопроизводству, а является качественно иной функцией правоприменительных органов,использование же ее результатов служит составной частью процесса доказывания[7]. В. И. Рохлин указывал, что ОРД - это государственная деятельность, которая осуществляется в предусмотренных законом формах и содержит элементы процессуальнойдеятельности[8]. Стоит отметить, что и задачи ОРД по своему содержаниюносят более широкий характер, чем задачи процессуальные, хотя,безусловно, важнейшие из этих задач корреспондируют элементам назначения уголовного судопроизводства.

Традиционно ОРД рассматривается в качестве гласной и негласной разведывательно-поисковой работы специальноуполномоченных законом государственных органов в сфереборьбы с преступностью[9]. Такой подход представляется вернымпо сути, но несколько узким, т. е. не вполне соответствующимсуществующему положению вещей. В настоящее время ОРД неограничивается решением задач исключительно в сфере борьбы спреступностью, а осуществляется в разных формах и по различным направлениям, имея своим основным назначением выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений,установление лиц, которые их подготавливали, совершают илисовершили, но также и осуществление розыска лиц, в том числепропавших без вести, добывание информации об угрозах государственной, военной, экономической или экологической безопасности страны, решение иных задач государственного управления. Учитывая содержание средств и методов ОРД, следуетуказать на существенную специфику деятельности оперативно-розыскных органов (ОРО), которая обусловлена главным образомдвумя основополагающими факторами. С одной стороны, реализация полномочий этих органов может производиться путем совершения как гласных, так и негласных действий. Причем обычно планирование и реализация этих действий носит преимущественно конспиративныйхарактер. Конспирация при осуществлении ОРД означает использование методов, применяемых «длясохранения в тайне своей деятельности и членов», а также «соблюдение тайны»[10].


С другой стороны, получение ОРОзначительного объема значимой оперативной информации производится посредством использования возможностей негласногооперативного аппарата, т. е. с привлечением лиц, оказывающихсодействие на конфиденциальной основе. В юридической литературе и в практической правовой фразеологии сотрудников ОРОтаких лиц определяют различными терминами: «негласные сотрудники», «агенты», «конфиденты», «информаторы», «источники», «помощники», «доверенные лица», «осведомители» и т. п[11].

Использование помощи лиц, оказывающих конфиденциальноесодействие, - сущностный признак ОРД. В отсутствие этого института ОРД приобретет совершенно другой характер. Именнопоэтому в теории ОРД считается, что опора на осведомителей идругих информаторов является неотъемлемым принципом деятельности ОРО. Более того, без широкого привлечения лиц ксотрудничеству с ОРО, без грамотной и активной агентурной работы деятельность правоохранительных органов и спецслужб попротиводействию преступности и решению других задач ОРД неможет быть эффективной[12].

Деятельность ОРО и их агентурных аппаратов неразрывносвязана с конфиденциальным получением и использованием тойили иной информации, составляющей личную или семейнуютайну граждан, с тайным вторжением в конституционные праваграждан при негласном сборе информации. В оценке подобнойпрактики нередко наличествует негативная окраска со сторонычасти нашего общества. Именно по этой причине ОРД часторассматривают как вынужденную меру, направленную на защиту общества от преступных посягательств. В то же время последние исследования говорят о том, что данное направлениегосударственной работы - это функция, внутренне присущаялюбому государству[13].

Законность ограничений конституционных прав граждан в случае реализации ОРДподтверждает также Конституционный суд РФ. В данной ситуации необходимо обратиться к определению от 4 февраля 1999 г. № 18-О «По жалобе граждан М. Б. Никольской и М. И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в котором говорится о том, что комплекс оперативно-розыскных мероприятий реализуется в целях борьбы с преступностью, и для обеспечения надлежащей защиты личности, общественной системы и государства от любых видов преступных посягательств и по этой причине они не могут расцениваться как нарушение Конституции РФ[14],в предложениях определения КС РФ от 14 июля 1998 года № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» празднование жалобы гражданки И. Г. Черновой» присутствует прямое указание, согласно которому реализация негласных оперативно-розыскных мероприятий, на условиях соблюдения требований конспирации и засекречивания информации в сфере оперативно-розыскной деятельности сама по себе не представляет собой акт, нарушающий права человека и личности.[15]. КС РФ также акцентировал внимание на том, что преступление не представляет собой категорию, относящуюся к области частной жизни лица, информация о которой не может быть собрана, помещена на хранение, использована и распространена на условиях отсутствия согласия данного лица и по этой причине реализация оперативно-розыскных действий не может расцениваться как нарушение прав, дарованных каждому Конституции, регламентированных в статье 24 высшего законодательного акта.


1.2 Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности

При реализации оперативно-розыскных мероприятий планируется достижение ряда приоритетных целей. В нормах ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 1) перечислен перечень указанных целей: защита жизни и здоровья граждан; обеспечение надлежащей защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечение надлежащей защиты собственности; обеспечение безопасности общественной системы и государство от любых видов преступных посягательств[16].

В рамках статьи 2 рассматриваемого ФЗ приводится также перечень задач, которые должны быть решены в ходе осуществления оперативно-розыскных действий:

- реализация мероприятий, по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступных деяний, а также осуществление действий, направленных на установление лиц, занимающихся подготовкой преступления, совершающих их в настоящий момент или уже совершивших;

- реализация мероприятий, направленных на поиск лиц, стремящихся к тому чтобы скрыться от органов дознания, следствия и суда, принимающий меры для уклонения от уголовного наказания, а также осуществление действий, направленных на розыск без вести пропавших лиц;

- поиск информации, которая касается определенных событий, действий или бездействия, обуславливающих возникновения угрозы, нависающей над безопасностью РФ в государственном, военном, экономическом, информационном и экологическом аспекте;

- выявление имущества, которое должно быть конфисковано[17].

При этом необходимо отметить, что в рамках практической деятельности органы, проводящие оперативно-розыскные мероприятия, занимаются решением гораздо более широкого спектра задач. Комплекс иных задач ОРД можно выявить в процессе проведения аналитической оценки и системного толкования положений, обозначенных в ст.ст. 7 и 8.1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и других положений федерального законодательства.Таким образом, согласно нормам, регламентированным в ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» основными задачами, которые должны быть решены в рамках ОРД, являются также:

- задачи, связанные с установлением личности неопознанных трупов;

- достижение необходимой безопасности по отношению к лицам, находящимся под защитой в соответствии с порядком, регламентированную в нормах ФЗ от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[18] и ФЗ от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участниковуголовного судопроизводства»[19].