Файл: Воспитательная работа – одно из основных средств исправление осужденных к лишению свободы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вся система организованного влияния на личность осужденного, а не только воспитатель - осужденный взаимодействия. На личность осужденного влияют как отдельные воспитатели, сотрудники, так и их коллективы, а также коллективы осужденных или его отдельные полномочные представители.

Изучение личности в течение основного этапа предполагает использование всех известных методов изучения, включая и методы, применяемые в первоначальный период. Важно выяснять и фиксировать не только отдельные поведенческие акты, но и систему отношений осужденных: к труду, учебе, воспитателям, другим осужденным, семье, родственникам и изменение данных отношений под влиянием целенаправленного воспитательного процесса изучать личность в динамике. Необходимо определить положение осужденного в формальных и неформальных группах, его связи, отношение к активу, самодеятельным организациям.

Заключительный этап изучения личности осужденного практически совпадает с последними месяцами его пребывания в учреждении.

В этот период внимание воспитателей сосредоточивается на определении настроения осужденного, выяснении его планов на будущее, отношении к факту освобождения влияет на процесс адаптации на свободе.

Итогом изучения личности осужденного является составление развернутой характеристики, в которой отражается уровень его исправленности, прогнозируется дальнейшее поведение в различных жизненных ситуациях.

Первоначальная оценка личности дается каждому осужденному по истечении трех месяцев его пребывания в учреждении на общем собрании первичного коллектива, на котором обязательно присутствует один из членов совета воспитателей. С учетом выполнения новичком минимума единых требований коллектива общее собрание звена ходатайствует перед советом коллектива отряда о присвоении ему I степени исправления. Решения первичных коллективов осужденных рассматриваются на заседании совета коллектива отряда, затем материалы передаются в совет коллектива колонии, который составляет и одобряет единый список осужденных всех отрядов и передает его для утверждения на методический совет колонии.

Параллельно с оценкой осужденных самодеятельными организациями проводится их оценка советом воспитателей отряда. На заседание приглашаются, как правило, те осужденные, целесообразность присвоения ступени исправления которым вызывает сомнение. Решение совета воспитателей докладывается начальником отряда на методическом совете, на котором ежемесячно рассматриваются материалы о присвоении или лишении степеней исправления и выносятся соответствующие решения, которые утверждаются приказом начальника колонии. Выписка из приказа вкладывается в личное дело осужденного.


Порядок присвоения осужденным званий II и III степеней исправления учитывается и мнение секций самодеятельных организаций, в которых работали аттестуемые.

Присвоение II степени исправления рассматривается по истечении не менее шести месяцев пребывания осужденного в колонии, III степени по отбытии половины срока наказания, но не менее одного года пребывания в колонии.

Осужденные, имеющие индивидуальные степени исправления, пользуются определенными льготами в получении посылок и передач, дополнительных свиданий, им разрешается выход за пределы колонии на оплачиваемые работы, при решении вопроса об условном и условно-досрочном освобождении, представлении к помилованию также учитывается уровень исправленности осужденных.

Более распространенными являются групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.). Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т.д.

В соответствии с приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний». Отряд осужденных создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению. Количество осужденных в отряде устанавливается: в исправительной колонии в пределах 50 – 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных, в воспитательной колонии 50 человек.

Массовые формы – это коллективные лекции, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера и др. Используются при проведении воспитательных мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов и постановке задач на определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий.


Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения. Для этого должность начальника отряда замещается лицами начальствующего состава, имеющими высшее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения свободы - педагог и воспитатель.

Для оказания помощи начальнику отряда в осуществлении воспитательной работы с осужденными организуется совет воспитателей отряда. Он создается приказом начальника учреждения. В состав совета воспитателей отряда входят: начальник отряда, другие сотрудники исправительных учреждений, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными, преподаватели общеобразовательной школы и профессионального училища, представители общественности (по представлению начальника отряда), а в воспитательной колонии - воспитатели, представители родительского комитета. Начальник отряда является председателем совета и планирует его работу в своем ежеквартальном плане.

В работе совета воспитателей отряда могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий, попечительского совета при исправительном учреждении.

Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимаются большинством голосов открытым голосованием. Решения, принимаемые в отношении конкретных осужденных, отражаются в дневниках индивидуальной воспитательной работы.

Итоги работы советов воспитателей отрядов подводятся на общем собрании сотрудников исправительного учреждения не реже одного раза в год.

2.2Методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение воспитательных задач, это конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с педагогом. Выбор метода зависит: от специфики общественно-воспитательной среды, возраста воспитанников, индивидуально-типологических способной учащихся, уровня воспитанности коллектива.


Метод убеждения – это активное воздействие на сознание подчиненных с целью оказание им помощи в осмыслении сути предъявляемых им идей или требований. А так же выработке внутреннего согласия с ним В системе методов воспитания, в том числе и в системе исправления осуждённых, метод убеждения занимает ведущее место.

Убеждение - это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а так же воплощение их в жизнь через свои действия и поступки.

Реализация метода убеждения - сложный и длительный процесс воздействия на осуждённого. В нём, с одной стороны, проявляется систематическая, целеустремлённая, активная деятельность всего педагогического коллектива исправительного учреждения, требующая от него длительного напряжения всех интеллектуальных и физических сил, заинтересованности, организаторских способностей, педагогического мастерства, творчества, настойчивости, чтобы охватить своим влиянием всех осуждённых, вселить в них доверие к себе, готовность твёрдо встать на путь исправления. С другой стороны, это сложная нравственно-психологическая деятельность каждого осуждённого, коллектива осуждённых в целом, включающая восприятие, осмысление, переработку, принятие или отрицание педагогических воздействий. Основными путями убеждения и переубеждения осуждённых являются: нравственное, экономическое, эстетическое, экономическое просвещение; регулярная информация и разъяснение текущих событий внутри страны, в международной жизни, в жизни исправительных учреждений и, организация жизни, труда, быта, общественной деятельности осуждённых, обеспечивающей накопление нравственно-правового опыта, закрепляющего систему формируемых взглядов и убеждений.

Метод подражания - это целеустремлённое и систематическое воздействие на осуждённых личным примером всех сотрудников ИУ, а также широкое использование других видов положительного примера, служащего им образцом для подражания.

Метод примера логически связан с методом убеждения. Он даёт наглядный образец для закрепления тех норм поведения, которые усвоены путём убеждения, осмысления, доказательства, разъяснения. Метод примера требует от воспитателей активного и творческого отношения для умелого отбора многообразных видов положительного примера, чтобы использовать его силу для переориентации, исправления осуждённых.

Подражание – это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонации и даже копирование определенных черт характера другого человека.


Подражание может быть произвольным и непроизвольным. С возрастом роль подражание снижается. Меняется и содержание подражания, т.е. перенимаются не внешние привычки любимого и уважительного человека, а присуще ему отношение к другим людям.

Метод упражнения - это такая организация в жизни осуждённых всех видов деятельности, быта, взаимоотношений, общения, которая, опираясь на убеждения, положительный пример, требования воспитателей и коллектива, развивает их правовые чувства, упражняет нравственную волю, подавляет отрицательные и формирует положительные привычки, опыт, традиции правильного поведения.

В программу воспитательной деятельности педагогического коллектива исправительных учреждений и коллектива осуждённых должен входить определённый комплекс привычек, которые должны быть воспитаны у каждого осуждённого, а именно: гигиенические и бытовые привычки, привычки дисциплинированности, трудовые привычки, привычки соблюдения норм нравственного поведения.

Сущность упражнений как повторения одних и тех же действий и поступков и вызывающих их потребностей и мотивов поведения находит свое подтверждение в физиологии и психологии. С физиологической точки зрения, навыки и привычки поведения представляют собой результат повторения и закрепления определенного образа действий, определенных нервных связей между организмом и средой.

Педагогические основы организации упражнений с целью формирования у учащихся практических умений, навыков и привычек в тех или иных областях деятельности и поведения обстоятельно раскрыл К.Д. Ушинский, и его мысли на этот счет остаются самыми глубокими. В соответствии с психологической структурой личностных качеств выработки навыков и привычек он выделял следующие приемы:

1. постановка воспитательной задачи и возбуждение у учащихся потребности в том или ином виде деятельности,

2. разъяснение способов деятельности и вооружение их соответствующими знаниями,

3. практический показ действия по решению поставленной задачи,

4. организация первоначального воспроизведения учащимися показанных действий,

5. последующая, тренировка в совершенствовании и закреплении способов деятельности и поведения,

6. предъявление требований к учащимся в совершенствовании организуемых упражнений.

Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.