Файл: Организация кассовой работы в банке (Расчетно-кассовые операции банка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как известно, банковская система чутко реагирует на изменение экономического климата в стране. Недавние политические и экономические события привели к снижению темпов роста кредитных портфелей большинства российских банков, а, следовательно, к уменьшению доходности банковского бизнеса. В этой ситуации практически все банки обратили внимание на другое направление – транзакционный бизнес, под которым чаще всего понимается расчетно-кассовое обслуживание. На современном этапе расчетно-кассовая деятельность выходит на передовые позиции российского банковского бизнеса.

Расчетно-кассовое обслуживание – вид банковского бизнеса, в котором наиболее плотно переплетаются потребности клиента с возможностями банка. Именно здесь банк имеет возможность получить от клиента всю информацию о том, насколько востребованы у клиентов продукты и услуги банка, понять, в каком направлении следует двигаться в дальнейшем, при создании новых технологий обслуживания. При этом банки находятся в очень жесткой конкурентной среде. Если кто-то позволит себе пренебречь пожеланиями клиента, то, скорее всего, вскоре этот клиент найдет более чуткое отношение в другом кредитном учреждении. Поэтому четко отлаженный механизм прямой и обратной связи с клиентом – одна из насущных потребностей сегодняшнего дня. Важность обратной связи с клиентом подчеркивается большинством топменеджеров банков. Одним из инструментов изучения мнений клиентов является проведение маркетинговых исследований, по результатам которых принимаются меры по усовершенствованию процессов, организации работ, а также изучаются возможности по внедрению новых банковских продуктов и услуг.

Стоит отметить, что РКО – это достаточно объемный бизнес, включающий в себя широкий набор взаимосвязанных продуктов и услуг. Каждая составляющая РКО эволюционирует в соответствии с требованиями конкурентного рынка, и сегодня нет единого стандарта расчетно-кассового обслуживания. Каждый банк имеет свои особенности, которые являются наиболее востребованными, удобными и эффективными для клиентов. Однако при всем внешнем отличии технологий можно уверенно выделить превалирующую тенденцию – переход клиентского обслуживания на дистанционные платформы. Это направление сейчас демонстрирует достижение высоких скоростей и производительности при совершении клиентских платежей и имеет очень хорошие перспективы дальнейшего развития. При внедрении услуги РКО любой банк старается предоставлять услуги именно через дистанционные каналы, так как это удобно для клиентов и выгодно для банков. В век информационных технологий и технического прогресса, который не стоит на месте, существует огромное количество устройств, посредством которых клиент может работать с банком: стационарные ПК, планшеты, смартфоны и т.д. Еще одним достоинством электронного документооборота является возможность удаленного доступа ко всем счетам, получение полной и прозрачной информации о состоянии счетов и пр.


Кассовые операции – это действия, связанные с приемом, выдачей, хранением наличных денег и оформлением кассовых документов. Для их ведения Центробанком установлены правила: Указание от 11 марта 2014 г. N 3210-У и Указание от 7 октября 2013 г. N 3073-У. Эти правила называются кассовой дисциплиной.

С июня 2014 года был введен новый порядок ведения кассовых операций в РФ. По сравнению с предыдущим периодом, правила ведения кассовых операций изменились.

В связи с тем, что многие организации и предприятия (а также некоторые индивидуальные предприниматели) ведут бухгалтерский учет, не лишним будет узнать более подробно про новый порядок ведения кассовых операций, который начал свое действие в 2014 году и продолжит в 2018 году.

В настоящее время Центральный Банк Российской Федерации (ЦБ РФ) позволяет кредитным организациям (Банкам) самим регулировать некоторые аспекты своей деятельности, касающиеся организации кассовой работы, поэтому в нормативных документах ЦБ РФ содержатся требования к наличию в Банке разработанных самостоятельно распорядительных документов (РД).

На усмотрение Банка возможны несколько вариантов организации кассовой работы:

  1. Разрабатывается  отдельный документ – «Положение / Порядок об организации кассовой работы и совершении кассовых операций» (далее — Положение по кассе),  которое, по сути, повторяет нормативные документы ЦБ РФ, но в тех пунктах, где предлагается организовать работу «на усмотрение кредитной организации», будет расписан порядок действий сотрудников в данном Банке. Дополнительно издаются отдельные РД: о назначении ответственных лиц, о создании комиссии и об установлении минимального лимита.Такое происходит в основном в крупных банках с большим отделом по кассовой и  методологической работе, где специалисты грамотно и четко описывают, что и в каких ситуациях делать, а сотрудники кассовых отделов контролируют исполнение кассовой дисциплины.
  2. Банк руководствуется только нормативными документами ЦБ РФ, а по тем пунктам, где предлагается организовать работу «на усмотрение кредитной организации», издает отдельные РД и Положения. В основном – это небольшие Банки, которые экономят на разработке методик и на  специалистах. В результате, наибольшее число ошибок и нарушений по кассе  происходит именно в этих Банках.

Из практики мы знаем, что сотрудникам тяжело читать и понимать инструктивный материал, поэтому мы:

  • провели анализ основных нормативных документов ЦБ РФ;
  • составили список требований ЦБ РФ о наличии в Банке  РД со ссылкой на пункты нормативных документов ЦБ РФ;
  • перевели содержание пунктов на «русский язык»;
  • по некоторым из них вложили примеры составления РД или Положения. Примеры можно использовать в работе как шаблон, добавляя в них то, что нужно именно вам:
    • Организация кассовой работы. Распорядительные документы по 318-П;
    • Организация кассовой работы. Распорядительные документы по 136-И, 2054-У;
    • Организация кассовой работы. Распорядительные документы по 131-И;
    • Организация кассовой работы. Распорядительные документы по 385-П, 2346-У.

Кассовые документы подписывает главный бухгалтер или бухгалтер (при их отсутствии – руководитель), а также кассир (п. 4.3 Указания).

При этом при оформлении кассовых документов на бумажном носителе кассир снабжается печатью или штампом (например, печать с наименованием фирмы, ее ИНН и словом «Получено»). Ставя оттиск печати/штампа на кассовых документах, кассир подтверждает проведение кассовой операции.

Если же ведением кассовых операций и оформлением кассовых документов занимается сам руководитель, то, соответственно, подписывать кассовые документы должен только он.

При выдаче наличных из кассы нужно оформить РКО. Получив его, кассир проверяет (п. 6.1 Указания):

  • наличие подписи главного бухгалтера/бухгалтера (при его отсутствии – подписи руководителя) и ее соответствие образцу;
  • соответствие сумм, указанных цифрами, суммам, указанным прописью.

При выдаче наличности кассир должен проверить наличие подтверждающих документов, перечисленных в РКО.

Перед выдачей денег кассир должен идентифицировать получателя по паспорту (иному документу, удостоверяющему личность). Выдача наличных денег лицу, не указанному в РКО, запрещена.

Подготовив необходимую сумму, кассир передает получателю РКО для подписи. Затем кассир должен пересчитать подготовленную сумму таким образом, чтобы получатель мог наблюдать данный процесс. Выдача наличности производится полистным, поштучным пересчетом в сумме, обозначенной в РКО. После выдачи денег кассир подписывает РКО.

Так же как и ПКО, РКО хранятся в течение 5 лет по правилам, установленным руководителем организации.

Выплата зарплаты проводится по расчетно-платежным ведомостям (Форма № Т-49, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1)/ платежным ведомостям (Форма № Т-53, утв. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1) с составлением единого РКО (на фактически выплаченную сумму) в последний день выплаты зарплаты или же раньше, если все работники получили зарплату до наступления крайнего срока. Причем в таком РКО не нужно указывать ни Ф.И.О. получателя, ни реквизитов документа, удостоверяющего личность.

Срок выдачи зарплатной наличности определяется руководителем и должен быть указан в ведомости. Но учтите, что данный срок не может превышать 5 рабочих дней, включая день получения денег в банке (п. 6.5 Указания).

Работник обязательно должен расписаться в ведомости.

Если в последний день выдачи зарплаты кто-то из работников ее не получил, то кассир напротив его фамилии и инициалов в расчетно-платежной ведомости/платежной ведомости проставляет оттиск печати (штампа) или делает запись «депонировано». Затем кассир:


  • подсчитывает фактически выданную работникам сумму и сумму, подлежащую депонированию;
  • записывает эти суммы в соответствующие строки ведомости;
  • сверяет эти суммы с итоговой суммой, обозначенной в ведомости;
  • проставляет свою подпись и отдает ведомость на подпись главному бухгалтеру/бухгалтеру (при его отсутствии – руководителю).

Если же речь идет о какой-то разовой выплате (к примеру, выплата зарплаты увольняющемуся сотруднику), то нет смысла оформлять ведомость – можно выдать деньги сразу по РКО в обычном порядке.

Наличные деньги, предназначенные одному получателю, могут быть выданы другому лицу по доверенности (например, получение зарплаты за заболевшего родственника). В этом случае кассир должен проверить (п. 6.1 Указания):

  • соответствие ФИО получателя, указанных в РКО, ФИО доверителя, указанным в доверенности;
  • соответствие ФИО доверенного лица, указанных в РКО и доверенности, данным предъявленного документа, удостоверяющего личность.

В расчетно-платежной ведомости/платежной ведомости перед подписью лица, которому выдаются деньги, делается запись «по доверенности».

Доверенность прикладывается к РКО/расчетно-платежной ведомости/платежной ведомости.

Если же выдача наличных производится по доверенности, оформленной на несколько выплат или на получение денег у разных юрлиц/ИП, делается копия такой доверенности. Данная копия заверяется в порядке, установленном организацией/ИП и прикладывается к РКО.

В ситуации, когда получателю полагается несколько выплат у одного юрлица/ИП, оригинал доверенности хранится у кассира, при каждой выплате к РКО/расчетно-платежной ведомости/платежной ведомости прикладывается копия доверенности, а при последней выплате – оригинал.

2. Классификация расчетно-кассовых операций банка

2.1. Общая характеристика банка ВТБ24

Группа банка ВТБ и его дочерних и зависимых компаний включает в себя российские и зарубежные коммерческие банки, страховые, лизинговые и иные компании, контролируемые Группой.

Группа ВТБ построена по принципу стратегического холдинга, что предусматривает наличие единой стратегии развития компаний Группы, единого бренда, централизованного финансового менеджмента и управления рисками, унифицированных систем контроля.


В России Группа осуществляет банковские операции через один материнский (банк ВТБ) и ряд дочерних банков: ВТБ24 (до 1 января 2018 года) и Почта Банк. 1 января 2018 года Группа завершила присоединение банка ВТБ24 к банку ВТБ и начала обслуживание клиентов обоих банков под единым брендом «ВТБ».

Группа ВТБ обладает уникальной для российских банков международной сетью. Компании Группы предоставляют услуги в странах СНГ, Европы, Азии, Северной Америки и Африки, содействуя развитию международного сотрудничества и продвижению российских предприятий на мировые рынки. Международные операции позволяют ВТБ диверсифицировать бизнес и увеличивать его рентабельность за счет работы на высоко-маржинальных рынках.

На конец 2017 года банковский и инвестиционно-банковский бизнес Группы присутствовал в 20 странах мира. Деятельность Группы за пределами России осуществляется через 11 дочерних банков, расположенных в Германии, Великобритании, Сербии, Армении, Республике Беларусь, Казахстане, Азербайджане, Украине (два банка), Грузии и Анголе, и через три представительства, расположенных в Италии, Китае и Кыргызстане, а также через два филиала ВТБ, расположенных в Китае и Индии, филиал ВТБ Капитал в Сингапуре и филиал VTB Bank (Europe) в Австрии. Инвестиционно-банковское подразделение Группы осуществляет брокерские и дилерские операции в США, проводит операции с ценными бумагами и предоставляет финансовые консультации в Гонконге, а также занимается инвестиционно-банковской деятельностью в Болгарии. Кроме того, Группа имеет ассоциированный банк на Кипре. Во Вьетнаме ведет деятельность банк ВРБ, созданный ВТБ совместно с вьетнамской кредитной организацией.

Важной задачей стратегии развития группы ВТБ является переход на целевую модель универсального банка в России. Это позволит построить единую высококонкурентную организацию, способную быстро реагировать на изменение рынка, усилить команду единого банка за счет выбора сильнейших представителей объединяемых банков и формирования единой корпоративной культуры, оптимизировать операционную модель и качество горизонтального взаимодействия. По итогам объединения ожидается экономия расходов до 15 млрд рублей в год.

В 2017 году приняты все ключевые решения по работе объединенного банка: организационная структура, модель работы розничного бизнеса, операционная модель на дату объединения и на 2018–2019 годы, определен ИТ-ландшафт как на дату объединения, так и целевой, утверждены финансовая модель и бюджет проекта, завершается работа по гармонизации нормативного регулирования в объединенном банке.