Файл: НОТАРИАТ в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(МЕСТО НОТАРИАТА В СИСТЕМЕ ПРАВОСУДИЯ. ПРИНЦИПЫ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Современные рыночные отношения в России, обострение отношение товарооборота, приобретения и отчуждения собственности, различного имущества, а также неимущественных прав, способствует усилению роли нотариата. Этот институт юстиции стал чрезвычайно популярным. Преимущества нотариальной защиты осознаются сегодня обывателями, желающими оградить себя от возможных споров, проблем и сложностей, желающих защитить свои имущественные права: в нотариальные конторы идут, чтобы заверить договор купли-продажи недвижимости, брачный договор, завещание, доверенность.

Ежегодно в нашей стране совершается более 50 миллионов нотариальных действия – это значит, что каждый третий житель России обращается к нотариусу по тому или иному вопросу. Нотариус – наиболее «народный» представитель юридической профессии.

Актуальность изучения правовых основ деятельности российского нотариата основывается на нескольких положениях. Во-первых, российский нотариат является членом международного союза латинского нотариата, объединяющего более шестидесяти государств и занимающегося вопросами сближения национального законодательства, распространением положительного опыта в нотариальной сфере. Свободный нотариат, нотариат латинского типа, является единственной формой нотариата, которая отвечает потребностям демократического государства. Российский нотариат, как и во всех странах латинского нотариата, является институтом предупреждения правосудия. Что это значит – это значит, что нотариат является способом не доводить дело до суда. Деятельность нотариуса и направлена на то, чтобы не было споров между людьми. Поэтому государству надо знать потенциал нотариата и использовать его.

Исходя из этого важно определить, достаточно ли на законодательном уровне определены функции нотариата как института превентивного правосудия, соответствует ли российской законодательство о нотариате международным нормам.

Во-вторых, в концептуальной программе развития нотариата в России заложено, что нотариат способен серьезным образом разгрузить перегруженные суды, обладая большими возможностями по защите прав и интересов граждан и юридических лиц. Большое количество споров – показатель нездоровых экономических и социальных отношений в стране, и именно нотариат является тем институтом, который должен взять на себя обязательства разрешения возможного спора во внесудебном порядке.


Совершенствование законодательства о нотариате, а точнее – концептуальные положения развития российского нотариата должны способствовать наделению нотариальных органов большими полномочиями в вопросах защиты прав граждан и профилактики обращений в суды. При некоторых условиях одним из решений является повышение статуса нотариального акта.

Целью данной курсовой работы является изучение организационно-правовых основ деятельности и компетенции нотариата в современной России. Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

- определить нормативную базу современной деятельности нотариата – изучить юридическое регламентирование нотариата;

- определить основы правового статуса нотариуса;

- описать организационные основы и компетенцию нотариальных палат субъектов РФ и Федеральной нотариальной палаты;

- наметить пути совершенствования законодательства о нотариате и в целом развития нотариата в России как института правозащиты;

о нотариате, материалы судебной практики, учебная и научная литература современных и классических авторов, периодические издания, электронные источники с сервера Федеральной нотариальной палаты.

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ

Термин «нотариат» имеет несколько значений:

- обозначает систему органов и должностных лиц, наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий;

- отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность;

- учебный курс, изучающий вопросы нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере [42, с. 57].

В нашей работе под нотариатом мы однозначно подразумеваем систему органов и должностных лиц, совершающих нотариальные действия. Легальное определение нотариата можно вывести из Основ законодательства РФ о нотариате [3] (далее – Основы): нотариат в Российской Федерации есть система государственных органов и должностных лиц, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем [34, с. 145].


Согласно ст. 1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации [3].

Важно помнить, что хотя нотариат есть орган, действующий от имени государства (на него возложен ряд государственных функций), сам институт нотариата не входит в состав органов государственной власти. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариат является частью публично-правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи. Основным направление этой юридической помощи является охрана прав – именно это позволяет некоторым исследователям включить нотариат в правоохранительную систему РФ. Мы склонны согласиться с авторами[1], относящими нотариат к правоприменительным органам (органам, содействующим правоохране), о чем подробнее будет сказано ниже в нашей работе.

Говоря об охране прав, мы имеем в виду, конечно же, частные права. На этом основывается определение нотариата данное Э.М. Мурадьяном, с которым мы полностью согласны: «Современный российский нотариат есть система универсального и позитивного обеспечения частного права, актов распоряжения  роль правами на основе  латинского соглашения сторон-участников;  российской удостоверения завещательных  исключением распоряжений и иных  нотариального сделок» [29,  министерство с. 135].

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Правовое регулирование  признаются деятельности нотариата  законом отнесено законодателем  возможно к совместному ведению  связаны Российской Федерации  независимо и ее субъектов, которые  необходимо в пределах своего  соответствии ведения могут  вернемся регулировать отдельные  российской стороны этой  этим деятельности (п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции  проявлений РФ [1]).

К сожалению,  определены действующее законодательство  порядке о нотариате не содержит  относятся специальных статей,  которых разделяющих компетенцию  имущественной субъектов РФ и федерации,  советской что за последнее  полномочия десятилетие не раз  иными приводило к спорам. В  системах этой связи,  нотариальных важно заметить,  кроме что компетенция  стать и пределы ведения  определяющим субъектов РФ строго  нотариусы определены и не могут  является трактоваться расширительно.


Так,  различие например, согласно  правосудием Федеральному закону  современным от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об  положениям общих принципах  является организации законодательных (представительных) и  исполнении исполнительных органов  упрощенного государственной власти  собственной субъектов Российской  соблазном Федерации» [6] определение  структура границ нотариальных  пункта округов в пределах  подозрения территории субъекта  правовой Российской Федерации  место и численности нотариусов - это  становится компетенция органов  реализуется исполнительной власти  полностью субъекта Российской  миссия Федерации.

Современное российское  обязанность законодательство о нотариате  причиной представляет собой  облегчает комплекс нормативных  гражданского правовых актов,  части среди которых  деятельности особая роль  обычных отводится: Основам  которых законодательства РФ о нотариате  нотариальной от 11 февраля 1993 г. №4462-I (введены  представителям в действие постановлением  разрешить ВС РФ от 11 февраля 1993 г. №4463-I «О  республик порядке введения  полномочия в действие Основ  концептуальный законодательства Российской  жалобам Федерации о нотариате» [9]).

Определяющее  федерации значение для  этих нотариальной деятельности  сделает имеют многие  форм нормы ГК РФ,  интереса ГПК РФ,  наделения СК РФ, а также  значимости международные соглашения  запроса РФ. Нормы,  нотариат закрепляющие права  имеющие и обязанности нотариусов  гражданское закреплены в налоговом  динамичному законодательстве (НК  нотариальной РФ), законодательстве  исходя об исполнительной деятельности,  закону трудовом законодательстве. Государственная  нотариальной регистрация нотариальных  правозащитный палат как  хранить некоммерческих организаций  граждан осуществляется в соответствии  латинского с порядком регистрации  советской юридических лиц,  требованию установленном Федеральным  автономной законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О  статья государственной регистрации  таким юридических лиц» [8].  объединения

Кроме  одновременно этого среди  реализуется нормативных источников,  российской направленных на регулирование  которых нотариальной деятельности  мотивируя следует выделить:

- Методические  нотариус указания по совершению  замечает отдельных видов  желающих нотариальных действий  законности нотариусами РФ (утв. приказом  государству Минюста России  развит от 15 марта 2000 г. № 91);

- Порядок  определяющим ведения реестра  последнее государственных нотариальных  конституции контор и контор  нотариус нотариусов, занимающихся  органы частной практикой (утв. приказом  действие Минюста РФ от 2 декабря 2003 г. N 306) [13];


- Порядок  решением прохождения стажировки  абзац лицами, претендующими  включают на должность нотариуса,  нотариальные утвержденный решением  порядок Правления Федеральной  меры нотариальной палаты  причиной и приказом Минюста  нотариальная РФ от 26 мая, 21 июня 2000 г. № 179 [15];

- Положение  российской о квалификационной комиссии  степашин по приему экзамена  позитивной у лиц, желающих  либо получить лицензию  качестве на право нотариальной  нотариальный деятельности, утверждено  правовой решением Правления  суда Федеральной нотариальной  российской палаты от 20 марта 2000 г. и  соответствии приказом Минюста  затруднит РФ от 14 апреля 2000 г. № 132 [11];

- Положение  имеет об апелляционной комиссии  нотариального по рассмотрению жалоб  проявлений на решения квалификационных  конституции комиссий по приему  кроме экзаменов у лиц,  осознают желающих получить  нотариат лицензию на право  группа нотариальной деятельности,  нормы утверждено решением  наиболее Правления Федеральной  которое нотариальной палаты  решением от 26 мая 2000 г. и  расширения приказом Минюста  отказе РФ от 21 июня 2000 г. № 178 [14]  составе и  предназначения др.

Действует ряд  замечает инструкции, разработанных  проблем и принятых еще  чтобы в советский период  всей государства и права,  основном так, например,  нотариата можно выделить  степашин Инструкцию по делопроизводству  иных в государственных нотариальных  получение конторах РСФСР,  деятельности утвержденная приказом  роль Минюста РФ от 19 августа 1976 г. № 32 [12]. Подчеркнем,  зарубежных что законодательство,  которое принятое в советский  юридических период должно  структура применяться с учетом  чего всех последующих  входящих изменений и дополнений,  исключительно и новыми законодательными  подозрения актами.

Немаловажное значение  низким в правовом регулировании  служебных деятельности нотариата  действие играет практика  действует Конституционного суда  законом Российской Федерации.

Положения  нотариальной Основ о нотариате  всей неоднократно становились  законности предметом рассмотрения  может Конституционного суда  существование РФ по жалобам граждан,  криминальности запросам полномочных  развит органов на проверку  зависимости соответствия норм  самоуправления Основ положениям  упрощенного и принципам Конституции  делу Российской Федерации.

Без  спешит преувеличения знаковым  российской решением Конституционного  роль суда РФ стало  регулировать Постановление Конституционного  делу Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П «По  внимания делу о проверке  которые конституционности отдельных  четкой положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ  ситуация законодательства Российской  нотариат Федерации о нотариате» [43]. Также  установленном можно выделить: