Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Понятие, виды и правовая сущность рекламы)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы заключается в том, что учитывая очень быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, расширение рынка различных товаров, работ и услуг, главное место занимает вопрос защиты прав и законных интересов потребителей от недобросовестной и ненадлежащей рекламы, а также защите прав предпринимателей от фирм, занимающихся недобросовестной конкуренцией.

В период реформирования гражданского законодательства важен детальный анализ теоретических правил рекламных отношений. Важно не только определить юридическую природу рекламы, но и провести детальный анализ взаимоотношений в сфере рекламы, выявить проблемные аспекты и предложить решения.

Растущая потребность и недостаточная разработка теоретических и прикладных инструментов гражданских и правовых отношений в области рекламы привели к выбору темы данной курсовой работы.

Целью курсовой работы является детальный анализ теоретических и практических положений рекламы, установление ее правовой природы.

Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  1. исследовать правовую природу рекламы и систематизировать её виды, установленные законодательством Российской Федерации;
  2. рассмотреть концепции рекламного договора и его виды;
  3. анализировать ответственность, связанную с нарушением рекламного договора и законодательства о рекламе в целом;
  4. обосновать возможность адаптации действующего законодательства с целью регулирования отношений в рекламной сфере.

Проблемы, практического и теоретического характера, которые напрямую связаны с правовым регулированием общественных отношений в деятельности рекламной сферы, являются предметом исследования.

Методологической основой исследования является использование диалектического метода, предполагающего всестороннее и объективное исследование.

Теоретической основой исследования послужила научная работа ученых в области общей теории права, предпринимательского права, гражданского права, а также многие других деятелей науки, связанных с предметом исследования. Среди них: (С.И. Брагинский, Л.М. Жуковская, Р.И. Мокшанцев, П. А. Аркин, Е.В. Медянкова).


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие, виды и правовая сущность рекламы

Так как реклама оказывает широкое влияние на все сферы человеческой жизни, существует большое количество определений рекламы. Но в данной работе следует принимать во внимание только юридическое определение рекламы. В соответствии с пунктом 1 статья 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, направленная на неопределенное количество людей и направленная на привлечение внимания к предмету рекламы, возникновению или поддержанию интереса к ней и ее продвижению на рынке [2, c.10].

В соответствии с действующим законодательством предъявляются следующие рекламные требования:

  • достоверность и целостность рекламы; в рекламе не допускается использование иностранных фраз и слов, которые могут ввести в заблуждение потенциальных потребителей и исказить смысл предоставленной информации;
  • демонстрация курения и употребления алкоголя, включая пиво, а также напитки, изготовленные на одной основе, запрещена;
  • использование изображений медицинских и фармацевтических специалистов, за исключением использования в медицинских рекламных услугах, туалетно-косметических принадлежностях, рекламе, предназначенной только для медицинских или фармацевтических работников (на медицинских выставках, конференциях и семинарах, а также в средствах массовой информации);
  • запрещается указывать, что рекламируемый продукт был изготовлен с использованием эмбриональной ткани человека;
  • указание лекарственных свойств, т.е. их положительное влияние на развитие заболевания, являющегося предметом рекламы;
  • реклама не допускается, если искажена важная информация о рекламируемом продукте, условиях его покупки или использования;
  • использование рекламы на радио, телевидении, видео, аудио и кинопродукции, распространяющей скрытую рекламу, то есть рекламу, которая оказывает бессознательное воздействие на их сознание, включая такие эффекты с использования специальных видео вставок (двойная запись звука) и другими способами;
  • запрещена реклама в учебниках, предназначенных для обучения детей в соответствии с общими и основными общеобразовательными программами, школьными программами и школьными тетрадями [12, c. 36].

Производство, размещение и распространение рекламы должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах [20. c.280].

Стоит особенно выделить, что реклама не должна содержать в своем подтексте жесткость и насилие, способствовать совершению незаконных действий. Подобно дорожным знакам или иным образом ставит под угрозу безопасность дорожного, железнодорожного, водного и воздушного движения, отрицательно относится к лицам, которые не используют рекламируемые товары, или осуждает таких лиц [21, c.12].

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотребления их доверием и отсутствия опыта в рекламе, выделяют следующие запреты:

  • не дискредитировать родителей и опекунов, не подрывать доверие несовершеннолетних к ним, несовершеннолетним нельзя уговаривать своих родителей или других лиц покупать рекламируемые товары;
  • несовершеннолетним запрещено создавать впечатление, что владение рекламируемыми товарами ставит их в более высокое положение, чем их сверстники;
  • формирование комплекса неполноценности среди несовершеннолетних, не владеющих рекламируемым имуществом, не допускается;
  • воздействие на несовершеннолетних в опасных ситуациях запрещено; недооценка уровня навыков, необходимых для использования продукта, рекламируемого у несовершеннолетних той возрастной категории, для которой предназначен продукт;
  • формирование комплекса неполноценности несовершеннолетних, что связано с их внешней непривлекательностью [25, c.39].

Прежде чем приступить к характеристике основных видов рекламы, следует сказать о рекламе того, какие товары в Российской Федерации запрещены.

Запрещенная реклама включает в себя рекламу любых товаров, производство и реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации:

  • реклама наркотических и психотропных веществ; взрывчатые вещества и материалы, за исключением пиротехнических изделий;
  • тканей человека и (или) органов в качестве объектов купли-продажи;
  • товаров, которые подлежат государственной регистрации, если отсутствует такая регистрации;
  • товары, подлежащие обязательной сертификации или другому обязательному подтверждению, соответствующие требованиям технических регламентов, если такая сертификация или другие специальные разрешения не существуют.

Реклама - это особый вид коммуникационной деятельности. Как уже упоминалось выше, реклама сопровождает человеческое общество с древних времен. Как и в других сферах человеческой жизни, реклама существенно меняется с развитием технологий. Со временем были созданы следующие направления рекламной деятельности:

  • связь с общественностью (public relations);
  • прямой маркетинг (direct marketing);
  • продвижение товаров и услуг (SalesPromotion);
  • реклама в местах продаж (PointofSale);
  • выставочная деятельность (ExhibitionActivities);
  • спонсорство (sponsorship);
  • имидж бренда (Branding);
  • другие сферы общения [16, c.10].

Учитывая множественность рекламных задач, можно выделить большое количество ее разновидностей, способов и средств распространения, а также другие элементы рекламы как операционной системы.

На основании вышеизложенного можно сделать несколько выводов. Во-первых, реклама – информация о товарах, работах или услугах, адресованная неопределённому количеству людей и направленная на их распространение и получение прибыли. Во-вторых, существуют следующие виды рекламной информации: реклама на телевидении, в средствах массовой информации, на транспорте, наружная реклама, реклама на радио, внутренняя реклама, реклама в интернете. Она также делится на коммерческую и некоммерческую рекламу. С учетом современных тенденций некоторые виды быстро развиваются, а другие, наоборот, постепенно исчезают в так называемой тени. Однако они должны соответствовать всем этическим нормам и учитывать интересы потенциальных потребителей.

1.2 Основания возникновения и содержание гражданско-правовых отношений в сфере рекламной деятельности. Реклама как объект гражданских правоотношений

Реклама является не только одним из важнейших факторов развития предпринимательской деятельности, но также имеет множество различных целей и является результатом действий, взаимно согласованных рекламодателями. С его реализацией они приобретают статус гражданско-правовых субъектов и, следовательно, взаимные права и обязанности. Основа возникновения гражданских отношений в сфере рекламы - взаимодействие субъектов предполагает создание и публикацию в объективной форме информации, отвечающей определению рекламы, разрешенному в России на законодательном уровне.


Элементами гражданско-правовых отношений в сфере рекламы являются: субъекты (создатели рекламы, распространители рекламы, рекламодатели); потребители, круг которых не определен; объект (сама рекламная информация); контент (права и обязанности рекламных субъектов). Как и любые отношения, регулируемые законом, гражданские отношения в сфере рекламы не могут возникать без правовых последствий, по крайней мере, для части этих отношений. В свою очередь, правовые последствия состоят из определенных юридических фактов и составов. Поскольку регулирование гражданского права осуществляется в основном по средствам такого юридического факта, как договор, именно поэтому с его помощью регулируются правовые отношения в сфере рекламы. Договор - это правовой акт, который содержит в себе соглашение двух и более лиц об установлении, изменении или прекращении [23, c.32].

Согласно ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершать определенные действия в пользу другого лица (кредитора): передать права собственности; делать работу; предоставлять услуги и т. д. или воздерживаться от определенных действий, и кредитор имеет право требовать от должника выполнения его обязательства. Как правило, обязательства возникают из договоров и других сделок.

Договор, в свою очередь, представляет собой соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или разрешении гражданских прав и обязанностей.

Понятно, что договор является публичным в области рекламы, то есть соглашение между сторонами является основным регулятором отношений с реализацией, предоставлением услуг и отчетов в отношении посредников в этой области.

Ряд ученых рассматривают контракт в области рекламной деятельности с разных точек зрения. Таким образом, М. Брагинский считает, что договор следует рассматривать как юридический факт (основание правовых отношений), так и форму, которую принимают правовые отношения, а также сами правовые отношения [3, с.286].

Вторым основанием для возникновения обязательства в сфере рекламы может быть юридическая композиция. Так, например, для размещения наружной рекламы необходимо не только инвестиционное соглашение с владельцем или лицом, имеющим реальное право на это имущество (здание, сооружение), но и разрешение органа власти компетентный орган местного самоуправления, согласованный с компетентными государственными органами, перечисленными в п. 2 Статья 14 Федерального закона "О рекламе".

Разрешение муниципального органа в этом случае считается актом компетентного органа, что способствует надлежащему выполнению владельцем обязательства по распространению рекламной информации. Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: отношения в сфере рекламы возникают между создателями рекламы, ее распространителями, рекламодателями и потребителями и подлежат гражданскому договору. Как юридические факты, так и правовые структуры могут служить основой для взаимоотношений в сфере рекламы.