Файл: Содержание ценной бумаги, как носителя ценности, прав и обязанностей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы.

Нормативные положения гражданского законодательства России постоянно развиваются и совершенствуются. Тенденция обновления характерна и для системы нормативно-правовых актов, положения которых обеспечивают правовое регулирование отношений в сфере возникновения и осуществления, имущественных прав, удостоверенных ценными бумагами.

В этих условиях актуализируются проблемы, связанные с освещением специфики механизма правового регулирования имущественных отношений, опосредованных их размещением (выдачей) и обращением. Центральной среди них является проблема определения места и роли самих ценных бумаг (в смысле правовой формы фиксации имущественных прав) в этом механизме. Достаточно высокий уровень освещения проблематики, связанной с ценными бумагами, обеспечивается большим количеством различных научных источников.

Значение исследования темы – дает общее понимание (определение) ценной бумаге, которая выступает в купе с правами, адресуемые собственникам в частности и участникам рынка вообще.

Объект проекта – правоотношения предпринимательского типа, сутью которых является право порождения, вызываемые ценной бумагой как объектом правового регулирования.

Предмет работы – участники гражданско-правовых отношений предпринимательского типа, волеизъявлением которых возникает явление ценной бумаги как объект управляемый существующим законодательством и изучаемый научным сообществом.

Целью выступает предметный фактор в лице ценной бумаги, изучение которой должно дать ответ о содержании ценной бумаги, как носителя ценности, прав и обязанностей.

Задачи проекта:

- ценная бумага – перечень определений как объективность исследования;

- видовые различия ценных бумаг;

- квалификация ценных бумаг и проблемный фактор реализации;

- актуальные вопросы оборотоспособности ценных бумаг.

Методы исследования. Основным методологическим основанием исследования является общенаучный диалектический метод. Однако, учитывая выбранный ракурс исследования нормативно определенной инструментальной специфики ценных бумаг, базовой методологической платформой выбран метод восхождения от общего к частному.

Степень разработанности:

- в работе используются ссылки на труды советского и современного российского права по вопросам ценных бумаг. К наиболее ценным авторам по теме следует отнести


Структура работы:

- соблюденные минимальные требования, в работе присутствует введение, тематические главы, выводы, список литературы и схематичное отображение материала в приложении.

1. Теория ценных бумаг

1.1. Понятие ценной бумаги

Проект федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (редакция, принятая Государственной Думой ФС РФ в первом чтении 27 апреля 2012 года) (далее Проект изменений ГК РФ, Проект) мало что меняет в определении понятия «ценная бумага» по сравнению с ГК РФ 1994 года, за время действия, которого это понятие не корректировалось. Кодекс содержит в какой-то степени архаичную дефиницию понятия ценной бумаги как строго формально­го документа, удостоверяющего некие имущественные права, которые согласно закону могут закрепляться ценными бумагами (ст. 142). Несмотря на то, что от правильного формулирования и применения данного понятия зависят развитие рынка ценных бумаг, а также эффективная защита прав их владельцев инвесторов, в Проекте ему уделено неоправданно мало внимания: посвящено лишь несколько статей.

В частности, это, по мнению А.И. Балашова обу­словлено континентальной традицией, для которой характерно отсутствие подробного регулирования рассматриваемых правоотношений.[1] Как следствие в странах с континен­тальной системой права финансовые рынки значительно отстают от уровня развития рынка ценных бумаг в странах общего права, которые могут гордиться наличием при­знанных мировых финансовых центров, таких как Нью-Йорк, Лондон и Гонг-Конг.

В российском гражданском праве, в том числе в Проекте изменений ГК РФ, в дефи­ниции ценной бумаги преобладает формально-юридический подход, суть которого сво­дится к тому, что ценными бумагами считаются лишь названные законом или признан­ные таковыми в установленном законом порядке. Кроме того, права, которые могут удо­стоверяться ценными бумагами, должны быть определены только в самом законе (ст. 142 ГК РФ).

Применительно к эмиссионным ценным бумагам аналогичного подхода придер­живается Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее Закон о рынке ценных бумаг), в соответствии с которым (ст. 2) в круг обяза­тельных признаков эмиссионной ценной бумаги входит закрепление имущественных и неимущественных прав, осуществляемых строго в установленных Законом форме и порядке.


Таким образом, действующее (равно как и предлагаемое к принятию) законода­тельство предусматривает, по сути, исчерпывающий перечень прав, лежащих в основе ценных бумаг, а также их видов, которые базируются на подтверждении соответствия ценной бумаги закрепленным в законе формальным признакам.

Применительно к определению понятия ценной бумаги дуализм документарной и без­документарной концепций ценных бумаг порождает, по мнению А.И. Балашова серьезные научные споры. Между тем предлагаемый мною подход к определению рассматриваемого понятия не зависит от такого рода классификации. Владельцы ценных бумаг нуждаются в одинаковой степени защиты их интересов независимо от формы их бумаг. Более того, им требуется дополни­тельная защита. Именно экономические характеристики приобретаемых имущественных прав и специфика отношений по инвестированию, а не наличие у ценной бумаги фор­мальных, строго определенных в законе признаков, диктуют необходимость предоставле­ния владельцам ценных бумаг дополнительной защиты.[2]

Полагаю, что на современном этапе развития рыночных отношений в России пришло время отказаться от формально-юридического определения понятия ценной бумаги, а использовать экономико-правовой, диспозитивный подход к определению ценных бумаг, обусловленный спецификой отношений, возникающих между участниками рынка по поводу инвестирования. Согласно данному подходу в законодательном определении цен­ной бумаги должны быть заложены лишь общие экономические признаки, характеризу­ющие имущественные и иные права, составляющие ценную бумагу или лежащие в ее основе. Виды же ценных бумаг, а также сами права участники рынка могут формулиро­вать самостоятельно. Следовательно, допустимо бесчисленное множество видов ценных бумаг в зависимости от интересов участников и уровня развития рынка. Потребности хозяйственного оборота, и ничто иное, должны обусловливать характеристики ценных бумаг либо особенности их формы и содержания.

Т.А. Скворцова напоминает, что субъекты экономического оборота вправе присваивать вновь появляющимся видам ценных бумаг собственные наименова­ния, наделять их соответствующими характеристиками, а также удостоверять ими новые имущественные и иные права с целью облегчения доступа к получению капитала и удо­влетворения потребностей рынка. Важно, чтобы гражданское законодательство о ценных бумагах имело диспозитивный характер, что и отражает суть частного права, основанно­го на автономии воли сторон, и не предписывало субъектам рынка, какие виды ценных бумаг могут обращаться на рынке либо какими формальными характеристиками они должны быть наделены.[3]


Предлагаемый подход к определению понятия ценной бумаги более эффективен, нежели существующий, в силу ряда причин. Ограничение видов ценных бумаг только поименованными в законе, а также лимитирование существующим законодательным регулированием количества видов прав, которые могут удостоверяться ценными бумага­ми, сдерживает применение инноваций и прогресс экономических отношений. Развитие финансового рынка порождает все новые объекты для инвестирования капитала, что влечет многообразие форм и появление новых конструкций ценных бумаг, применяемых для оформления инвестиций. Пора предоставить самим участникам рыночных отношений в зависимости от их разнообразных потребностей право разрабатывать реквизиты цен­ных бумаг и наделять их определенными характеристиками.

Предоставление субъектам экономической деятельности права формулировать конструкции ценных бумаг позволит организациям более эффективно привлекать необходимый капитал, расширяя тем самым круг инвестиционных проектов. В свою очередь, использование инноваций в разработке ценных бумаг и имущественных прав, лежащих в их основе, приведет к появлению но­вых форм инвестирования и получению инвесторами дополнительного дохода. Примене­ние новых характеристик ценных бумаг поможет эмитентам (продавцам) обратить на себя внимание на рынке и сигнализировать потенциальным приобретателям о существо­вании более привлекательных объектов для инвестирования. Кроме того, разработка конструкций имущественных прав, составляющих ценную бумагу, также способна под­твердить присутствие в «нетрадиционных» ценных бумагах дополнительной стоимости, которая увеличивает их ценность по сравнению с классическими имущественными пра­вами.

Таким образом, инновации в разработке ценных бумаг помогут рынку привлекать уникальные и максимально эффективные инвестиционные проекты, нуждающиеся в не­стандартных формах вложения капитала, а также вознаградить «изобретателей», выпус­кающих «нетрадиционные» ценные бумаги, предоставлением более льготных условий для инвесторов.

По мнению Б.И. Пугинского, главной целью использования понятия «ценная бумага» должно быть обеспечение дополнительной защиты прав и интересов владельцев ценных бумаг инвесторов.[4] То есть определение понятия ценной бумаги нужно неразрывно связать со специальной защитой, предоставляемой приобретателям ценных бумаг, действующим правовым регулированием. В силу значительной зависимости стоимости ценных бумаг от дальнейших действий (деятельности) лица, выпускающего или предлагающего к продаже ценные бумаги, инвесторы на рынке ценных бумаг должны быть в большей степени за­щищены от махинаций, мошеннических действий по сравнению с обычными участника­ми хозяйственного оборота. В отличие от нарушения прав участников классических гражданских правоотношений установить факт нарушения прав приобретателей ценных бумаг очень сложно, что делает ущемление их прав довольно частым явлением на рынке ценных бумаг. Неслучайно страны, применяющие усиленный правовой режим защиты прав владельцев ценных бумаг (к примеру, США и Великобритания), имеют более разви­тые рынки ценных бумаг.


1.2. Ценные бумаги и имущественные права

А.И. Балашов утверждает, что применение конструкции ценных бумаг обусловило существенную разницу между ценными бумагами и собственно имущественными правами как объектами гражданских прав с точки зрения их положения в системе связей, опосредованных отдельными регулятивными механизмами, обеспечивающие их участие в имущественном обороте.[5]

Для большинства имущественных прав (не воплощены в ценных бумагах) тесная правовая связь с инструментом их установки (договором или односторонней сделкой) не характерно.

Участие таких прав в имущественном обороте опосредуется заключением сделок (как договоров, так и односторонних сделок):

- каждая из сделок обеспечивает одновременно как статические (в значении документа является правовой формой выражения имущественных прав), так и динамические (возникает основанием их перехода от одного субъекта к другому) аспекты механизма правовой регуляции соответствующего сегмента имущественных отношений.

Рассмотрение общепринятого механизма обеспечения оборотоспособности имущественных прав (как самостоятельного вида объектов) в гносеологическом аспекте всегда позволяет разграничить имущественное право и правовую форму его первоначального установления и последующего удостоверения. Ею обычно возникает форма (как правило письменная) договора, допускает возможность их содержательной видоизменения по договоренности сторон.

Таким образом, имущественные права как самостоятельная категория объектов гражданских прав подлежат потенциальным содержательным видоизменениям, что объективируются в каждой новой форме их правового выражения (ней возникает классическая, как правило, письменная форма сделки).[6]

Следует также указать, что стороны могут изменить любые содержательные характеристики имущественных прав, отнесенных к объектам гражданских прав, путем корректировки правовой информации, зафиксированной в письменной форме сделок, обеспечивающих их оборотоспособность.

Это по утверждению Т.А. Скворцовой возможно в следующих случаях:

- путем коррекции формально-содержательных характеристик первоначального сделки, является правообразующие юридическим фактом механизма право установления;