Файл: Учет безналичных денежных средств(ОАО «ТФК «КАМАЗ» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обеспеченность платежа. Этот принцип подразумевает осуществление платежей со счета в пределах имеющихся на нем сумм. Все документальные поручения о списании средств со счета исполняются банком в соответствии с очередностью списания денежных средств [16, c.42].

Свобода выбора форм безналичных расчетов. Действующим законодательством установлены несколько форм расчетов и видов платежей, которые организации-контрагенты могут выбирать по своему усмотрению: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо. Каких либо ограничений со стороны банка по выбору форм расчетов не допускается.

Унификация платежных документов. Законодательно установлено, что расчетные документы оформляются на бланках единообразной формы в бумажном или электронном видах.

Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование расчетного документа;
  • номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
  • вид платежа;
  • наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
  • наименование получателя средств, номер его счета, ИНН, наименование и местонахождение банка получателя средств, его БИК, номер корреспондентского счета или субсчета;
  • назначение платежа;
  • сумма платежа (цифрами и прописью);
  • очередность платежа;
  • подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях).

Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются. Расчетные документы действительны к предъявлению в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки [12, c. 85]

Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и, в конечном счете, ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации могут осуществляться с использованием:

  • корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России; корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
  • счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;
  • счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации [15, c.94]

Можно также добавить еще несколько из положений:

  • обязательное хранение денег на счетах в банке всех предприятий и проведение всех операций через банк;
  • платежи должны совершаться в точном соответствии с условиями договоров;
  • платежи осуществляются при наличии средств на счете и праве на кредит;
  • обязательное уведомление плательщика обо всех передвижениях средств на его счетах.

Соблюдение этих принципов позволяет использовать безналичные расчеты в качестве важного инструмента развития рыночной экономики. Пока расчеты происходят безналично, в банках оседают денежные средства, становящиеся кредитными ресурсами.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством безналичные расчеты между организациями осуществляют банки и небанковские кредитные учреждения. В свою очередь банки взаимодействуют друг с другом через корреспондентские счета, открытые у банков-контрагентов.

Глава 2. Анализ учета безналичных средств и расчетов на предпритии на примере ОАО «ТФК «КАМАЗ»

2.1 Характеристика деятельности ОАО «ТФК «КАМАЗ». Учетная политика и рабочий план счетов бухгалтерского учета в части учета безналичных расчетов

Открытое акционерное общество «ТОРГОВО-ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ КАМАЗ» создано решением Совета директоров ОАО «КАМАЗ» (протокол № 10 от 05.08.1997 г.)

Место нахождения: 423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, район Автомобильного завода, АБК-421.

Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество «ТОРГОВО-ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ «КАМАЗ». Сокращенное фирменное наименование: ОАО «ТФК «КАМАЗ». В 2007 году ОАО «ТОРГОВО-ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ «КАМАЗ» осуществляло свою деятельность в соответствии с Уставом, зарегистрированным Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны 30 мая 2006 г., свидетельство о регистрации за государственным регистрационным номером 2061650077751, серия 16 № 004707243. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН): 1021602019097.


Видами деятельности ОАО «ТФК «КАМАЗ» являются продажа автомобилей «КАМАЗ» и запасных частей к ним через фирменную сеть продаж и сервисного обслуживания, внешнеэкономическая деятельность, оказание транспортных услуг. В соответствии с Генеральным соглашением между ОАО «КАМАЗ» и ОАО «ТФК «КАМАЗ» предприятию предоставлено исключительное право на продажу основной продукции по всей номенклатуре (автомобили, агрегаты, узлы и запасные части к ним) на территории Российской Федерации. Поэтому положение ОАО «ТФК «КАМАЗ» в автомобилестроительной отрасли определяется положением в ней ОАО «КАМАЗ».

Уставный капитал общества составляет 150.100.000 (сто пятьдесят миллионов сто тысяч) рублей и состоит из 3.002.000 (три миллиона две тысячи) акций по 50 рублей каждая. Все акции размещены, полностью оплачены и принадлежат учредителю – ОАО «КАМАЗ» г. Набережные Челны. В ОАО «ТФК «КАМАЗ» в соответствии с уставом предусмотрено образование резервного фонда в размере 15% от уставного капитала

Цель ОАО «ТФК «КАМАЗ» - извлечение прибыли и использование ее в интересах акционеров, а также насыщение рынка товарами и услугами.

ОАО «ТФК «КАМАЗ» осуществляет посредническую деятельность по реализации продукции ОАО «КАМАЗ», заключая и исполняя договора и контракты от своего имени, но за счет комитента (ОАО «КАМАЗ»). При этом ОАО «ТФК «КАМАЗ» является комиссионером, участвующим в расчетах, т.е. вся выручка поступает на счет комиссионера с последующим расчетом с комитентом.

ОАО «ТФК «КАМАЗ» оказывает услуги по договору поручения ОАО «КАМАЗ» и договорам комиссии другим комитентам. Основными показателями деятельности предприятия является широкий географический рынок сбыта товара, большой объем продаж комиссионного товара, также работа с корпоративными клиентами.

Учетная политика ТФК «КАМАЗ» - это совокупность принципов и правил организации, методологии и технологии бухгалтерского учета, принятых с целью формирования линии поведения и санкционирования действий персонала, обеспечивающего пользователей максимально оперативной, полной, актуальной и достоверной информацией, доступной и полезной для принятия управленческий решений.

Приказ об учетной политике организации ОАО «ТФК «КАМАЗ»

на 2016 год приведен в приложении 1. Принятая организацией учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть учетная политика на 2016 год должна быть утверждена не позднее 31 декабря 2015 года.

Бухгалтерский учет в ТФК «КАМАЗ» осуществляется согласно Федеральному Закону РФ от 28.09.2010 №243-Ф3 «О бухгалтерском учете» и другим нормативным документам.


Информация данных документов в бухгалтерии ОАО «ТФК «КАМАЗ»

записываются в учетные регистры. Бухгалтерия осуществляет проверку первичных документов для придания им юридической силы.

Документальное оформление имущества, обязательств и иных фактов финансово-хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке. Документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Бухгалтерский учет в ТФК «КАМАЗ» ведется по журнально-ордерной и машинно-ориентированной форме в соответствии с рабочим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности ТФК «КАМАЗ».

Каждый документ должен иметь обязательные реквизиты, которые отражают содержание и характер операций.

Все первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке: по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнение реквизитов): арифметический подсчет сумм. Документы, противоречащие законодательству, установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных ценностей запрещается принимать к исполнению. Такие документы передаются главному бухгалтеру для принятия решения.

Движение первичных документов в бухгалтерском учете в ОАО «ТФК «КАМАЗ» регламентируется графиком. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График устанавливает рациональный документооборот, то есть предусматривает оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, минимальный срок по нахождению в подразделении или у исполнителя.

Учетная политика является составной частью финансовой политики ОАО «ТФК «КАМАЗ», устанавливающей принципы: финансового планирования, управления активами и пассивами, оптимизации налоговых платежей, формирования и контроля исполнения бюджетов и планов движения денежных средств, экологического фонда, амортизации, прибыли, проведения анализа, подготовки и принятия управленческих решений.

Учетной политикой ОАО «ТФК «КАМАЗ» предусмотрено распределение затрат в конце отчетного месяца по видам деятельности: посреднической, торгово-закупочной пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определен приказом Минфина РФ № 49 от 13.06.95 года «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых результатов».


Предусмотрено проведение, как плановых инвентаризаций: по состоянию на 1 ноября текущего года, так и внеплановых: по мере необходимости. В ОАО «ТФК «КАМАЗ», в соответствии с «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации» пункт 17, установлены случаи обязательного проведения инвентаризации имущества и финансовых операций:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже в случаях предусмотренных законодательством, при преобразовании предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводится не ранее 1 октября отчетного года, при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порче ценностей;

- в случае стихийных бедствий, пожаре, аварий или других чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями;

- при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или нормативными актами Минфина РФ.

На ОАО «ТФК «КАМАЗ» инвентаризации подлежат: основные средства, материальные ценности, финансовые вложения, денежные средства на счетах, дебиторская и кредиторская задолженности.

Учетная политика ОАО «ТФК «КАМАЗ» приведена в приложении 1.

Денежные средства ОАО «ТФК «КАМАЗ» в безналичной форме находятся на счетах в банках — текущих, расчетных, валютных, специальных. Отношения между Центральным банком РФ, кредитными учреждениями и их клиентами строятся на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В Плане счетов для учета денежных средств на расчетных счетах организации предусмотрен счет 51 «Расчетные счета».

По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту — отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 2 «Расчеты по претензиям»).

Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов. Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.