Файл: Учет безналичных денежных средств(ОАО «ТФК «КАМАЗ» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Безналичные расчеты по расчётному счёту (счет 51 «Расчетные счета») могут осуществляться: платежными поручениями, платежными требованиями, платежными требованиями-поручениями, в иных формах.

Платежное поручение представляет собой поручение организации банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другой организации. Платежными поручениями оплачиваются товары, работы и услуги; перечисляются налоги и отчисления; удержания из заработной платы работников физическим и юридическим лицам; заработная плата работников через отделения Сбербанка; переводы через предприятия связи.

При равномерных и постоянных поставках между поставщиками и покупателями расчеты между ними могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании договоров (соглашений) с использованием в расчетах платежных поручений.

По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Срочный платеж совершается в следующих вариантах:

авансовый платеж, т.е. до отгрузки товаров;

после отгрузки товаров, т.е. путем прямого акцепта товара;

частичные платежи при крупных сделках.

Досрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон. Порядок расчета платежными поручениями показан на рисунке.

Федеральным законом от 10.12.03 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентам предоставляется право без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте (ст. 14 Закона № 173-ФЗ).

Учетной политикой предприятия ОАО ТФК «КАМАЗ» предусмотрены операции по покупке иностранной валюты, которые регулируются ст. 11 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которой купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.

Под покупкой (продажей) иностранной валюты через уполномоченный банк понимают приобретение (отчуждение) иностранной валюты по договору купли-продажи с уполномоченным банком, а также приобретение (отчуждение) иностранной валюты посредством заключения с уполномоченным банком договоров комиссии или договоров поручения, в соответствии с которыми комиссионером или поверенным выступает уполномоченный банк.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета ОАО «ТФК «КАМАЗ» составляет на основе установленного Министерством финансов РФ Плана счетов, применяемого на территории РФ.


Формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 96 № 129-ФЗ обязывает принимать к учету первичные документы, если они составлены по установленной форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

На предприятии ОАО «ТФК «КАМАЗ» при ведении учета не используются формы первичных учетных документов, а так же форм внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены типовые формы.

Отчетность составляется по состоянию на последний день отчетного периода (месяца, квартала, года).

Бухгалтерский учет в ТФК «КАМАЗ» осуществляется по основному обществу – ЦБ и бухгалтериями дочерних компаний: ООО «Склад Торгово-Финансовой Компании», ООО «Оренбургский Автоцентр «КАМАЗ», ООО «АКТИВЫ КАМАЗА», ООО «Маркетинговые и инвестиционные проекты».

На основе предоставляемых дочерними компаниями форм отчетности Центральная бухгалтерия ТФК «КАМАЗ» организует сводный счет и контроль хозяйственных операций по следующим объектам учета: финансовые вложения, финансовые результаты видов деятельности, результаты инвентаризации, использование собственных средств, движение основных средств, запасы, краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы, финансово-кассовые операции, начисление и выплата заработной платы.

Бухгалтерия ТФК «КАМАЗ» (см. приложение 2) организует сводный учет и ежеквартально формирует сводную отчетность в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета путем параллельного ведения учета по требованиям международных стандартов бухгалтерского учета и трансформации отчетности, составленной в соответствии с законодательством.

Центральный банк РФ устанавливает порядок купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, резидентами, не являющимися физическими лицами, и нерезидентами, который может предусматривать:

1) установление требования об использовании специального счета резидентами и нерезидентами;

2) установление требования о резервировании резидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 100 % суммы покупаемой иностранной валюты, на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты;

3) установление требования о резервировании нерезидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 20 % суммы продаваемой иностранной валюты, на срок не более года.


Установленные требования не применяются:

  • при совершении купли-продажи иностранной валюты и чеков (приложение 3) (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, уполномоченными банками, а также при совершении купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, физическими лицами не для целей осуществления ими предпринимательской деятельности;
  • если требования о резервировании уже установлены в связи с осуществлением валютной операции, для проведения которой производится купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Таким образом, ОАО «ТФК «КАМАЗ», как юридическое лицо, может открыть специальные, текущие и транзитные валютные счета. Бухгалтерский учет по валютным счетам организации ОАО «ТФК «КАМАЗ» и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции. Учет безналичных расчетов платежными поручениями ведется на счете 51 «Расчетный счет».

    1. Порядок учета безналичных расчетов ОАО «ТФК «КАМАЗ»

Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора банковского счета, который фиксирует взаимные обязательства сторон, их ответственность за проведение операций по счету, образец сообщения об открытии (закрытии) счета (лицевого счета) приведен в приложении 4.

Договор банковского счета, как правило, содержит следующие разделы:

  1. Предмет договора.
  2. Права и обязательства сторон.
  3. Оплата услуг.
  4. Ответственность сторон.
  5. Срок действия договора и порядок расторжения.
  6. Особые условия.
  7. Юридические адреса сторон.

В разделе I договора в качестве предмета договора указывается банковское обслуживание счета клиента на условиях и в порядке, предусмотренных данным договором. Права и обязательства банка и клиента (раздел П договора) вытекают из действующего законодательства, а также определяются конкретными договоренностями сторон.

Банк, как правило, берет на себя следующие обязательства:

- открывать и вести банковский счет клиента;

- своевременно выдавать клиенту выписки с его счета;

- предоставлять клиенту счета-фактуры на оплату услуг по ведению счета;

- исполнять распоряжения клиента по перечислению средств со счета и зачислению средств на его счет не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа;


- обеспечивать клиента бланками расчетно-денежных документов (чековыми книжками и объявлениями на взнос наличными);

- соблюдать тайну операций по счету клиента;

- выдавать наличные денежные средства со счета клиента в течение одного (двух) операционных дней после поступления в банк заявления на бронирование денежных средств на счете;

- консультировать клиента по вопросам расчетов, правил документооборота и другим вопросам, имеющим непосредственное отношение к его расчетно-кассовому обслуживанию;

- предоставлять сведения о состоянии счета и операциях по нему только с согласия клиента, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»);

- в отдельных случаях банк может взять на себя обязательство осуществлять платежи со счета, несмотря на отсутствие на нем денежных средств (кредитование счета в режиме овердрафта).

Клиент обязуется: соблюдать действующие нормативные акты о банковской деятельности, регулирующие осуществление расчетных и кассовых операций;

- предоставлять документы в банк в течение операционного дня банка; - ежеквартально в установленный срок представлять в банк кассовую заявку по установленной форме для определения потребности клиента в наличных средствах; представлять в банк расчет лимита остатка кассы (не реже одного раза в год);

- своевременно представлять в банк заявку на бронирование денежных средств на счете;

- представлять в банк подтверждение остатка средств на счете по состоянию на 1 января каждого года не позднее 10 января (либо в другие сроки);

- поддерживать минимальный остаток денежных средств на счете в сумме, согласованной с банком.

Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного ею банка следующие документы: - заявление на открытие счета установленного образца; - нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;

- справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;

- копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования;

- карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально.

В случае отсутствия в организации должности главного бухгалтера на карточке ставиться только подпись руководителя организации. В государственных организациях подписи руководителя и главного бухгалтера могут заверять вместо нотариусов вышестоящие организации.


Бухгалтерский учет исполнения смет расходов может осуществляться по мемориально-ордерной, журнально-ордерной, журнал-главной формам.

В крупных бюджетных учреждениях бухгалтерский учёт ведётся по журнально-ордерной форме.

Журнал операций по счету «Касса»;

Журнал операций по банковскому счету;

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

Журнал операций расчетов по заработной плате;

Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

Журнал по прочим операциям;

Главная книга.

Записи в журналы операций (приложение 5) осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.

Предприятие периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций.

К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием. Она отражает движение денежных средств на расчетном счете предприятия. В выписке указывается:

- номер расчетного счета клиента;

- дата предыдущей выписки и ее исходящий остаток (он же является входящим остатком для последующей выписки);

- номера документов, на основании которых зачислены или списаны денежные средства;

- корреспондирующий счет-шифр бухгалтерии банка, которым закодированы финансовые операции предприятия;

- суммы по дебету и кредиту;

- остаток наличия средств на дату выписки;

- выписка с приложением оправдательных документов передается предприятию ежедневно или в другие установленные сроки.

Рассмотрим первичные документы, являющиеся основанием для формирования выписки с расчетного счета. В таблице 1 представлены проводки по сч.51.

Таблица 1 – Журнал хозяйственных операций по сч. 51

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Перечислены денежные средства в оплату поставленной продукции (работ, услуг) поставщикам и подрядчикам.

60

51

11 500

Счет, Счет-фактура,

Платежное поручение, платежное требование

(приложение 7,8)

Зачислены на расчетный счет денежные средства, сданные из кассы организации.

51

50

10 000

Объявление на взнос наличными (приложение 6)

Списаны денежные средства за расчетно-кассовое обслуживание

91-2

51

3

Мемориальный ордер

Получены денежные средства от покупателей и заказчиков:

- в оплату проданной продукции (работ, услуг);

- в качестве авансовых платежей в счет предстоящей поставки продукции (работ, услуг);

- в оплату проданных основных средств;

- в оплату проданных нематериальных активов.

51

62

12 000

Выписка банка

Счет, Счет-фактура, Платежное поручение

(приложение 7)